Практическая психология как сфера деятельности психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Многие из современных россиян записавшись на прием к психологу, рассчитывают на то, что принимающий их специалист, как по мановению волшебной палочки решит все их проблемы. Когда их ожидания не оправдываются, наступает разочарование. Также среди наших соотечественников, к сожалению, бытует мнение о том, что к психологам обращаются лишь «больные» люди. Эти два заблуждения и недостаточная информация о работе данных специалистов приводит к тому, что люди не обращаются к ним. На современном этапе развития российского общества наиболее популярны корпоративные тренинги, и почти не развивается индивидуальное психологическое консультирование.

Файлы: 1 файл

Введение в профессию.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Термин психодиагностика был введен швейцарским ученым Г.Роршахом в 1921г. в его одноименной книге. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.

В своей работе психолог диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Отклонение от нормы определяет диагноз.

Психодиагностика  осуществляется на основе:

- Объективных  показателей деятельности (реальной  или моделируемой в эксперименте, тесте)

- Субъективных  показателей (сведений, сообщаемых  о себе самим человеком)

Для оценивания психолог диагност использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе беседы или наблюдения психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.

В психологическом  тестировании могут использоваться тесты-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких либо заданий. В тест-опросниках человек должен ответить на ряд вопросов прямых или косвенных. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету в предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологи не слишком доверяют такого рода опросам и используют их для получения первичной информации. Большую достоверность получаемой информации обеспечивают проективные тесты. При проведении проективного теста человек как бы проецирует свои психологические качества на какую - либо неопределенную ситуацию, в которой он должен сказать, что он видит в предъявленных ему симметричных чернильных пятнах. Неопределенность цели обследования не позволяет испытуемому намеренно искажать результат. Наконец, существуют тестовые задания практического характера, в которых по тому, как выполнил человек задание, судят о его психических качествах.

Психологическое консультирование. Это вид деятельнолсти  практического психолога используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в образовании, в решении проблем здоровья и личной жизни, промышленном производстве, бизнесе и т.д.

Основное средство консультирования – это беседа, построенная определенным образом. В процессе консультирования практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами зрения на трудности, с которыми тот встретился. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.[4,163]

Цель психологического консультирования – помочь людям  в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. За психологической консультацией обращаться в случае межличностных конфликтов, в частности супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми. Психологическая консультация может проводиться по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношения людей в сфере общественной жизни.

Психолог-консультант  работает с отдельными людьми, парами, семьями и группами. Возможны индивидуальные и групповые консультации.

Групповое консультирование может проводиться с семьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании является семейное консультирование, работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психолог выступает в роли посредника в переговорах.

В последние  десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма  анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность  общения, анонимность и связанную  с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность общаться из любого места, в удобное для него время.

Психолог при  консультировании по телефону порой представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чес это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия.[1,75-76]

Важнейшая задача психологического просвещения –  расширение психологических знаний и повышение психологической  культуры. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и т.д. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, Например, для школьников, родителей, пенсионеров.

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиента с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть ясность, доступность изложенной информации, ее практическая ориентированность. Необходимо избегать профессионального сленга и чрезмерного употребления профессиональных терминов.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и учебных фильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желание использовать их в жизни и практической деятельности – важнейшая основа психологического консультирования.

Психокоррекция  проводиться в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы поведения или психическом развитии человека. Коррекционная работа – это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Эти воздействия всегда осуществляются на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норма в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.[4,164]

Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля. Поскольку отклонения от психической нормы могут сочетаться с серьезными отклонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог должен строить свою коррекционную работу в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом. Непосредственным поводом для организации коррекционной работы обычно становятся трудности в учебной деятельности, нарушение поведения и дезодаптация школьника, проблемы в профессиональной или повседневной деятельности, в эмоционально-волевых переживаниях взрослого человека.

Групповая психокоррекция может быть направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение  и состояние других людей, умение адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются номы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В качестве методов  психокоррекции используются различные  виды интеллектуального тренинга, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.[4,165]

Те же самые  методы практической психологической  работы могут использоваться и в  развивающих занятиях. В отличии  от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека. Строгое разделение коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекционно-развивающим.

Практический  психолог в реальной профессиональной деятельности может как выполнять  все перечисленные виды работ, так и специализироваться на каком-либо определенном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выделять наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, поставленными заказчиком, и сосредотачивать усилия на их решении.

Успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет, что необходимо для хранения документации, методических материалов, проведения индивидуальных бесед или психологической диагностики. Однако это не означает, сто большую часть рабочего времени он будет проводить в нем. Практический психолог достаточно часто консультирует с людьми на их рабочих местах, активно участвует в деятельности организации. Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, в службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению.[1,34]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

О деятельности психологов-практиков в современном  российском обществе бытует много различных заблуждений. От них либо ждут чудесного избавления от всех проблем, или считают, что к ним обращаются только «больные» люди. Как было показано в данной работе, они не имеют под собой логического обоснования, а являются следствием психологической неграмотности населения. Поэтому одна из основных задач психолога-практика это психологическое просвещение. Также к основным задачам относятся психологическое консультирование, психологическая коррекция и развивающая работа, психологическое оценивание.

Для реалий современного общества, работа с психологами-практиками может принести очень хорошие результаты, так как все убыстряющийся темп жизни, часто завышенные требования к себе и окружающим, или наоборот, недооценивание себя, погоня за эфемерными благами, ведут к синдрому хронической усталости и депрессиям. Поэтому, обращение к квалифицированным психологам-практикам, будет весьма полезно и принесет хорошие результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

    1. Абрамова Г.С.Практическая психология – М.:Академический проект, 2007г.
    2. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности//Введение в практическую социальную психологию – М.:Смысл, 2006г.
    3. Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика//Введение ив практическую социальную психологию – М.: Смысл, 2007г.
    4. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию – м: ACADEMA, 2009г.
    5. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога – Воронеж: НПО «Модек», 2006г.
    6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии//Психология человека: введение в психологию субъективности: Учеб. Пос. для вузов. –М.: Школа-Пресс, 2005г.

 


Информация о работе Практическая психология как сфера деятельности психологов