Практикум по возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:07, практическая работа

Описание работы

Данная учебная дисциплина – логическое продолжение освоенных студентами учебных курсов «Психология развития и возрастная психология», «Общий психологический практикум». В ее содержание включены основные достижения общей психологии (в области методов изучения познавательных процессов, эмоциональной, мотивационной, коммуникативной сфер личности), детской психологии и психодиагностики. Дисциплина является важным звеном в системе обучения практических психологов, поскольку служит теоретической и практической основой психодиагностической деятельности возрастного психолога.

Файлы: 1 файл

Практикум по возрастной психологии.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Практикум по возрастной психологии 

       Учебная программа предназначена  для специальной профессиональной  подготовки студентов психологического  факультета.

       Данная учебная дисциплина –  логическое продолжение освоенных  студентами учебных курсов «Психология развития и возрастная психология», «Общий психологический практикум». В ее  содержание включены основные достижения общей психологии (в области методов изучения познавательных процессов, эмоциональной, мотивационной, коммуникативной сфер личности), детской психологии и психодиагностики. Дисциплина является важным звеном в системе обучения практических психологов, поскольку служит теоретической и практической основой психодиагностической деятельности возрастного психолога.

       Преподавание учебного курса «Практикум по возрастной психологии» преследует следующие цели:

  • закрепить полученные знания об общих закономерностях и логике развития психики в онтогенезе;
  • дать представление об основных методах исследования личности ребенка и подростка, существующих в современной детской психодиагностике конкретных методиках;
  • рассмотреть основные организационные принципы и формы проведения психодиагностики детей и подростков, особенности использования диагностических методик, адекватных возрасту испытуемых;
  • сформировать умение планировать и проводить психодиагностическое исследование особенностей разных сфер личности на конкретных возрастных этапах;
  • последовательно, в соответствии с логикой развития психики в детском и подростковом возрасте, ознакомиться с психодиагностическими процедурами разного вида;
  • отработать навыки диагностики познавательной, эмоциональной, коммуникативной, мотивационной сфер личности средствами наиболее надежных  методик, утвердившихся в психологии развития;
  • сформировать умение взаимосвязанных анализа и интерпретации диагностических данных о разных сферах личности ребенка.

       По окончании изучения дисциплины  студенты должны освоить основы  детской и подростковой психодиагностики, требования к проведению различных  видов психодиагностических процедур, иметь навык нахождения взаимосвязи и взаимодетерминации различных сфер личности ребенка и подростка. Кроме прочего, студентами должны быть усвоены знания об оформлении результатов психологического исследования.

       Самостоятельная работа студентов осуществляется посредством изучения основной и дополнительной литературы по курсу, выполнения обязательного минимума психодиагностических процедур с детьми разных возрастов, задания для которых подробно рассматриваются в конце каждого учебного занятия.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учебно-тематический план 

 № Название темы Очное отделение Заочное отделение
    Всего часов Практ

занят.

Сам.

раб.

Лек-ций Практ

занят.

Сам.

раб.

1 Введение в  дисциплину «Практикум по возрастной психологии»   2     1      
2 Методы исследования развития ребенка в период новорожденности.   2    4    1     8
3 Методы исследования развития ребенка в младенчестве   4    4    1     10
4 Методы исследования психического развития ребенка в  раннем детстве   4   6    1     10
5 Методы исследования развития психики ребенка в дошкольном возрасте   8    8    2     10
6 Диагностика готовности ребенка  к школе   4    4   1   10
7 Методы психодиагностики младших школьников   8    8     2     10
8 Методы психодиагностики подростков   8    6   1   10
9 Методы психодиагностики старших школьников   4    4   1   10
10 Рисуночные  тесты и другие проективные методики как методы интегральной диагностики  психического статуса ребенка и  подростка   4    8   1   10
               
  Итого   100    48    52      8 4   88
               
               

 
 

Содержание  учебного курса 

Тема 1. Введение в дисциплину «Практикум по возрастной психологии».

       Предмет и задачи учебного  курса. Теоретические основы практикума  по возрастной психологии. Закономерности  психического развития в онтогенезе. Научные основы отбора методов исследования и психодиагностических методик. Научное обоснование возрастных норм психического развития в детских периодах жизни. Принцип комплексного подхода в психологическом исследовании. Конкретные принципы психодиагностики детей и подростков.

 

       Тема 2. Методы исследования  развития ребенка  в период новорожденности.

       Специфика ранней диагностики, принципы и ограничения. Важность выявления возможных нарушений развития на ранних этапах онтогенеза. 

       Оценка психофизиологического статуса новорожденного. Шкала Апгар. Наблюдение за появлением первых условных рефлексов у новорожденного. Выявление сроков появления комплекса оживления у новорожденных.

   Тема 3. Методы исследования  развития ребенка  в младенчестве.

       Наблюдение за появлением сенсомоторной координации у младенца. Возникновение и развитие предъязыковых форм речи. Фиксация автономной речи у детей второго полугодия жизни. Коэффициент психического развития младенца и его определение.

   Тема 4. Методы исследования психического развития ребенка в раннем детстве.  

       Исследование предметной деятельности  и наглядно-действенного мышления  у ребенка в раннем детстве.  Диагностика уровня речевого  развития ребенка от 1года до 3 лет. Изучение возникновения образа «Я» ребенка в раннем детстве. Диагностика восприятия у ребенка в раннем детстве.

   Тема 5. Методы исследования  развития психики  ребенка в дошкольном  возрасте.

        Схема наблюдения и анализа игровой деятельности дошкольника.

       Диагностика когнитивного развития детей 3-6 лет. Конкретные методики для изучения восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и речи  у дошкольников. Понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик» по отношению к изучению познавательной (и других) сфер личности.

       Методы диагностики эмоциональной  сферы дошкольника, выявление  причин нарушения ее развития.

       Диагностика коммуникативных особенностей  ребенка дошкольного возраста. Способы  исследования внутригрупповых процессов  в сообществах дошкольников.  

   Тема 6. Диагностика  готовности ребенка   к школе.

      Виды готовности к школе и  их диагностика. Выбор методов  диагностики школьной зрелости  в зависимости от типа образовательного  учреждения.

       Выявление социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению как приоритетной по отношению к другим видам готовности.

       Преимущества скрининговых методик  определения школьной зрелости  в  деятельности школьного  психолога.

       Специфика диагностических процедур  на определение школьной зрелости у детей 5-6 летнего возраста.  

   Тема 7. Методы психодиагностики  младших школьников.

       Методы оценки свойств внимания  младшего школьника. Диагностика  мышления и мыслительных операций  у младшего школьника. Исследование  разных видов памяти. Исследование воображения и креативного мышления детей младшего школьного возраста.     

       Исследование эмоциональных состояний  и процессов у младшего школьника.  Школьная тревожность и профилактика  дидактогений.

       Методы изучения межличностных отношений в группах младших школьников. 

   Тема 8. Методы психодиагностики  подростков.

       Диагностика познавательной сферы  подростка.  Взаимосвязь уровней  развития памяти, мышления, воображения  подростка и уровня школьной  успешности. ШТУР и ограничения в его применении. Три группы тестов для исследования креативности по уровню регламентации деятельности испытуемого.

       Диагностика уровней тревожности  и агрессивности в подростковой  психодиагностике. Обсуждение преимуществ  разных диагностических процедур в зависимости от периода отрочества.

       Возможности комплексного изучения  личности подростка имеющимися  в психодиагностике традиционными  личностными опросниками.  

   Тема 9. Методы психодиагностики  старших школьников.

       Способы выявления зрелости познавательной сферы старшеклассников с помощью методик, используемых в психодиагностике взрослых.

       Исследование мотивационно-ценностной  сферы старших школьников.

       Диагностические приемы, направленные  на выявление личностной зрелости.

       Диагностика профессионального  самоопределения и профориентационные  процедуры в работе со старшеклассниками.  

      Тема 10. Рисуночные тесты и другие проективные методики как методы интегральной диагностики психического статуса ребенка и подростка.   

       Значение проективных методов  в диагностике личности детей  разных возрастов.  Обзор проективных  методик, используемых в детской  психодиагностике. Основные принципы  проведения диагностических процедур  и интерпретации данных, полученных в проективных тестах. Минимизация субъективности при анализе данных проективного исследования.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопросы к зачету по курсу  «Практикум по возрастной психологии».

  1. Основные виды и цели психологической диагностики детей и подростков.
  2. Организационные формы и особенности проведения детской психодиагностики.
  3. Основные принципы использования проективных и стандартизированных методик в диагностической работе.
  4. Определение коэффициента психического развития младенца.
  5. Метод наблюдения в диагностике ранних возрастов.
  6. Методы изучения предметной деятельности и речи у ребенка в раннем детстве.
  7. Методы диагностики когнитивного развития детей дошкольного возраста.
  8. Способы выявления особенностей темперамента ребенка.
  9. Методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  10. Диагностика коммуникативной сферы дошкольника.
  11. Исследование групповых процессов в сообществах детей-дошкольников.
  12. Методы исследования школьной зрелости.
  13. Исследование учебной мотивации младших школьников.
  14. Исследование сформированности компонентов учебной деятельности у младшего школьника.
  15. Диагностика внимания, мышления, памяти ребенка младшего школьного возраста.
  16. Изучение групповых процессов в школьном классе.
  17. Методы диагностики эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
  18. Методы диагностики познавательных процессов у подростков.
  19. Диагностика агрессивности в среднем и старшем подростковом возрасте.
  20. Диагностика тревожности у подростков и старших школьников.
  21. Диагностика личностной зрелости у лиц раннеюношеского возраста.

Информация о работе Практикум по возрастной психологии