Практикум
по возрастной психологии
Учебная программа предназначена
для специальной профессиональной
подготовки студентов психологического
факультета.
Данная учебная дисциплина –
логическое продолжение освоенных
студентами учебных курсов «Психология
развития и возрастная психология», «Общий
психологический практикум». В ее содержание
включены основные достижения общей психологии
(в области методов изучения познавательных
процессов, эмоциональной, мотивационной,
коммуникативной сфер личности), детской
психологии и психодиагностики. Дисциплина
является важным звеном в системе обучения
практических психологов, поскольку служит
теоретической и практической основой
психодиагностической деятельности возрастного
психолога.
Преподавание учебного курса «Практикум
по возрастной психологии» преследует
следующие цели:
- закрепить
полученные знания об общих закономерностях
и логике развития психики в онтогенезе;
- дать представление
об основных методах исследования личности
ребенка и подростка, существующих в современной
детской психодиагностике конкретных
методиках;
- рассмотреть
основные организационные принципы и
формы проведения психодиагностики детей
и подростков, особенности использования
диагностических методик, адекватных
возрасту испытуемых;
- сформировать
умение планировать и проводить психодиагностическое
исследование особенностей разных сфер
личности на конкретных возрастных этапах;
- последовательно,
в соответствии с логикой развития психики
в детском и подростковом возрасте, ознакомиться
с психодиагностическими процедурами
разного вида;
- отработать
навыки диагностики познавательной, эмоциональной,
коммуникативной, мотивационной сфер
личности средствами наиболее надежных
методик, утвердившихся в психологии развития;
- сформировать
умение взаимосвязанных анализа и интерпретации
диагностических данных о разных сферах
личности ребенка.
По окончании изучения дисциплины
студенты должны освоить основы
детской и подростковой психодиагностики,
требования к проведению различных
видов психодиагностических процедур,
иметь навык нахождения взаимосвязи и
взаимодетерминации различных сфер личности
ребенка и подростка. Кроме прочего, студентами
должны быть усвоены знания об оформлении
результатов психологического исследования.
Самостоятельная работа студентов
осуществляется посредством изучения
основной и дополнительной литературы
по курсу, выполнения обязательного минимума
психодиагностических процедур с детьми
разных возрастов, задания для которых
подробно рассматриваются в конце каждого
учебного занятия.
Учебно-тематический
план
№ |
Название темы |
Очное отделение |
Заочное
отделение |
|
|
Всего часов |
Практ
занят. |
Сам.
раб. |
Лек-ций |
Практ
занят. |
Сам.
раб. |
1 |
Введение в
дисциплину «Практикум по возрастной
психологии» |
|
2 |
|
1 |
|
|
2 |
Методы исследования
развития ребенка в период новорожденности.
|
|
2 |
4 |
1 |
|
8 |
3 |
Методы исследования
развития ребенка в младенчестве |
|
4 |
4 |
1 |
|
10 |
4 |
Методы исследования
психического развития ребенка в
раннем детстве |
|
4 |
6 |
1 |
|
10 |
5 |
Методы исследования
развития психики ребенка в дошкольном
возрасте |
|
8 |
8 |
2 |
|
10 |
6 |
Диагностика готовности
ребенка к школе |
|
4 |
4 |
|
1 |
10 |
7 |
Методы психодиагностики
младших школьников |
|
8 |
8 |
2 |
|
10 |
8 |
Методы психодиагностики
подростков |
|
8 |
6 |
|
1 |
10 |
9 |
Методы психодиагностики
старших школьников |
|
4 |
4 |
|
1 |
10 |
10 |
Рисуночные
тесты и другие проективные методики
как методы интегральной диагностики
психического статуса ребенка и
подростка |
|
4 |
8 |
|
1 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
100 |
48 |
52
|
8 |
4 |
88 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание
учебного курса
Тема
1. Введение в дисциплину
«Практикум по возрастной
психологии».
Предмет и задачи учебного
курса. Теоретические основы практикума
по возрастной психологии. Закономерности
психического развития в онтогенезе.
Научные основы отбора методов исследования
и психодиагностических методик. Научное
обоснование возрастных норм психического
развития в детских периодах жизни. Принцип
комплексного подхода в психологическом
исследовании. Конкретные принципы психодиагностики
детей и подростков.
Тема 2. Методы исследования
развития ребенка
в период новорожденности.
Специфика ранней диагностики,
принципы и ограничения. Важность выявления
возможных нарушений развития на ранних
этапах онтогенеза.
Оценка психофизиологического статуса
новорожденного.
Шкала Апгар. Наблюдение за появлением
первых условных рефлексов у новорожденного.
Выявление сроков появления комплекса
оживления у новорожденных.
Тема 3. Методы исследования
развития ребенка
в младенчестве.
Наблюдение за появлением сенсомоторной
координации у младенца. Возникновение
и развитие предъязыковых форм речи. Фиксация
автономной речи у детей второго полугодия
жизни. Коэффициент психического развития
младенца и его определение.
Тема 4. Методы исследования
психического развития
ребенка в раннем детстве.
Исследование предметной деятельности
и наглядно-действенного мышления
у ребенка в раннем детстве.
Диагностика уровня речевого
развития ребенка от 1года до 3
лет. Изучение возникновения образа
«Я» ребенка в раннем детстве. Диагностика
восприятия у ребенка в раннем детстве.
Тема 5. Методы исследования
развития психики
ребенка в дошкольном
возрасте.
Схема наблюдения и анализа игровой деятельности
дошкольника.
Диагностика когнитивного развития
детей 3-6 лет. Конкретные методики для
изучения восприятия, внимания, мышления,
памяти, воображения и речи у дошкольников.
Понятие «стандартизированный комплекс
психодиагностических методик» по отношению
к изучению познавательной (и других) сфер
личности.
Методы диагностики эмоциональной
сферы дошкольника, выявление
причин нарушения ее развития.
Диагностика коммуникативных особенностей
ребенка дошкольного возраста. Способы
исследования внутригрупповых процессов
в сообществах дошкольников.
Тема 6. Диагностика
готовности ребенка
к школе.
Виды готовности к школе и
их диагностика. Выбор методов
диагностики школьной зрелости
в зависимости от типа образовательного
учреждения.
Выявление социально-психологической
готовности ребенка к школьному обучению
как приоритетной по отношению к другим
видам готовности.
Преимущества скрининговых методик
определения школьной зрелости
в деятельности школьного
психолога.
Специфика диагностических процедур
на определение школьной зрелости у
детей 5-6 летнего возраста.
Тема 7. Методы психодиагностики
младших школьников.
Методы оценки свойств внимания
младшего школьника. Диагностика
мышления и мыслительных операций
у младшего школьника. Исследование
разных видов памяти. Исследование воображения
и креативного мышления детей младшего
школьного возраста.
Исследование эмоциональных состояний
и процессов у младшего школьника.
Школьная тревожность и профилактика
дидактогений.
Методы изучения межличностных отношений
в группах младших школьников.
Тема 8. Методы психодиагностики
подростков.
Диагностика познавательной сферы
подростка. Взаимосвязь уровней
развития памяти, мышления, воображения
подростка и уровня школьной
успешности. ШТУР и ограничения в его применении.
Три группы тестов для исследования креативности
по уровню регламентации деятельности
испытуемого.
Диагностика уровней тревожности
и агрессивности в подростковой
психодиагностике. Обсуждение преимуществ
разных диагностических процедур в
зависимости от периода отрочества.
Возможности комплексного изучения
личности подростка имеющимися
в психодиагностике традиционными
личностными опросниками.
Тема 9. Методы психодиагностики
старших школьников.
Способы выявления зрелости познавательной
сферы старшеклассников с помощью методик,
используемых в психодиагностике взрослых.
Исследование мотивационно-ценностной
сферы старших школьников.
Диагностические приемы, направленные
на выявление личностной зрелости.
Диагностика профессионального
самоопределения и профориентационные
процедуры в работе со старшеклассниками.
Тема 10. Рисуночные
тесты и другие проективные
методики как методы
интегральной диагностики
психического статуса
ребенка и подростка.
Значение проективных методов
в диагностике личности детей
разных возрастов. Обзор проективных
методик, используемых в детской
психодиагностике. Основные принципы
проведения диагностических процедур
и интерпретации данных, полученных
в проективных тестах. Минимизация субъективности
при анализе данных проективного исследования.
Вопросы
к зачету по курсу
«Практикум по возрастной
психологии».
- Основные
виды и цели психологической диагностики
детей и подростков.
- Организационные
формы и особенности проведения детской
психодиагностики.
- Основные
принципы использования проективных и
стандартизированных методик в диагностической
работе.
- Определение
коэффициента психического развития младенца.
- Метод наблюдения
в диагностике ранних возрастов.
- Методы изучения
предметной деятельности и речи у ребенка
в раннем детстве.
- Методы диагностики
когнитивного развития детей дошкольного
возраста.
- Способы выявления
особенностей темперамента ребенка.
- Методы диагностики
эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста.
- Диагностика
коммуникативной сферы дошкольника.
- Исследование
групповых процессов в сообществах детей-дошкольников.
- Методы исследования
школьной зрелости.
- Исследование
учебной мотивации младших школьников.
- Исследование
сформированности компонентов учебной
деятельности у младшего школьника.
- Диагностика
внимания, мышления, памяти ребенка младшего
школьного возраста.
- Изучение
групповых процессов в школьном классе.
- Методы диагностики
эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста.
- Методы диагностики
познавательных процессов у подростков.
- Диагностика
агрессивности в среднем и старшем подростковом
возрасте.
- Диагностика
тревожности у подростков и старших школьников.
- Диагностика
личностной зрелости у лиц раннеюношеского
возраста.