Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:51, реферат
Достаточно часто мы высказываем свое критическое мнение в отношении других людей, а также получаем критику и в свой адрес. Большинство этих замечаний люди говорят «за спиной», а с остальной частью приходится сталкиваться лицом к лицу. Критика критике рознь, поскольку она может быть сказана в качестве легкого замечания, а также в виде строгих рекомендаций. Наверно, не существует человека, которому бы нравилась критика, однако одни умеют воспринимать ее правильно, а у других это не получается. Необходимо обладать искусством критики для того чтобы быть уверенным в себе, и не подорвать моральный дух человека.
Введение 3
1. Понятие критики 5
2. Конструктивная критика 9
2.1 Правила конструктивной критики 11
3. Правила восприятия критики 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
подпись, должность, и.о. фамилия
Введение
Достаточно часто мы высказываем свое критическое мнение в отношении других людей, а также получаем критику и в свой адрес. Большинство этих замечаний люди говорят «за спиной», а с остальной частью приходится сталкиваться лицом к лицу. Критика критике рознь, поскольку она может быть сказана в качестве легкого замечания, а также в виде строгих рекомендаций. Наверно, не существует человека, которому бы нравилась критика, однако одни умеют воспринимать ее правильно, а у других это не получается. Необходимо обладать искусством критики для того чтобы быть уверенным в себе, и не подорвать моральный дух человека.
Критика бывает разная – конструктивная и неконструктивная. Очень важным навыком в жизни любого человека является умение различать эти два вида критики. Критика зачастую носит неконструктивный характер, и поэтому мы привыкли внутренне защищаться от нее.
Тактика, которую мы применяем, слыша критику в свой адрес, может быть самая разная. Более того, у одного и того же человека она разнится, в зависимости от ситуации и того, кто именно его осуждает. И все же у каждого из нас есть одна или несколько излюбленных реакций, которые во многом определяют стиль наших отношений с окружающими. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, очень важно научиться управлять своими эмоциями, чему и учат нас законы критики. Мы привыкли рассматривать критику как нечто, вызывающее отрицательные эмоции и почти всегда принимаем ее отрицательно, забывая о том, что критика бывает разных видов и имеет свои правила. Например, конструктивная критика может дать немало полезного, она способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное, тем самым сэкономить силы, ресурсы и время.
В данной работе будут рассмотрены основное понятие критики и ее виды для того, чтобы уметь правильно ее воспринимать. От того знает ли человек, как правильно осуждать, зависит, будет ли критика продуктивной, получится ли вы высказать человеку претензии и остаться с ним в хороших дружеских или партнерских отношениях. В работе раскрывается понятие конструктивной критики, и основное внимание уделяется правилам конструктивной критики, поскольку без них невозможно продвигаться вперед в какой-либо деятельности и добиваться определенных результатов.
Тема данной работы актуальна, так как в нашем обществе к критике относятся как к чему-то неправильному, неприемлемому. Люди очень часто не понимают, что используя критику, они могут пострадать сами или причинить неприятности другим. Цель работы заключается в том, чтобы узнать правила конструктивной критики, научиться правильно реагировать на нее.
Критика предполагает отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков, а также разбор или анализ чего-нибудь с целью дать оценку. Основная цель критики, если в ней появляется необходимость, – добиться улучшений.
Критика может выражаться устно, в письменной форме или с помощью действий. Она может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание – короткая критика. Обвинение – тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство – эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Критика ситуации – это недовольство. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний. Претензия – это критика с требованием.
Критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, прямая и косвенная, конструктивная и деструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная. Прямая критика – о недостатках говорится прямо. Косвенная – описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Критика общего плана говорит в общем. Конкретная – детально, конкретно: не просто, что не работает, а когда и в какой степени, из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться. Мотивирующая критика – создающая желание делать. Останавливающая – ставящая запреты делать недопустимое.
Необходимо знать, как реагировать на критику и уметь правильно это делать. Принять ее спокойно и уравновешено – это большое искусство. Наличие критики намного лучше, чем ее отсутствие, поскольку если вас не критикуют, значит, вы никому не интересны. Критика способна не только указать на ошибки и исправить их, но и подсказать новые направления решения проблемы. Если человека критикуют, значит, желают, чтобы способности его усовершенствовались. Необходимо благодарить человека за любое суждение. Во-первых, это будет характеризовать воспитанность. Во-вторых, появится возможность на спокойных тонах выяснить, конструктивно ли человек подошел к проблеме и уверен ли он в своей правоте. Если же человек признает критику, то он принимает на себя ответственность исправить свои недостатки. Полезно посмотреть на себя со стороны и представить, как бы выглядел ты в ситуации, которая требует от тебя критики. Любая критика требует размышлений о том, чем она все-таки вызвана. Если человек признал критику в свой адрес, значит он готов к лучшим переменам. Игнорирование этических норм критикующей стороной осложняет процесс восприятия критических замечаний. Конечной целью критики всегда является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем [1, c.415].
Критика лишь определяет пути и методы изменения, направляет ход преобразования объекта, прогнозируя его, но не есть та самостоятельная сила (как эксперимент или моделирование), которая способна непосредственно изменить объект. Ее относительная преобразующая сила заключается в том, что она обосновывает теоретически необходимость изменения объекта критики, обладает способностью определить вид скачка, при помощи которого объект переходит в новое качественное состояние.
Это критика, в которой говорится не что плохо, а что и как лучше сделать, после которой становится ясно, как исправить ошибку и не допустить похожую в будущем, она помогает человеку и не действует на него разрушающим образом. Конструктивная критика – это проявление мудрости человека, который желает выполнить или получить максимально эффективную работу. К примеру, от конструктивности критики работодателя зависит настроение работников и успех предприятия. Конструктивная критика повышает не только работоспособность, но и самооценку, чтобы в дальнейшем определенная работа максимально эффективно выполнялась сильным и уверенным в себе человеком. Конструктивность критики – необходимый элемент психологической грамотности. Решив указать человеку на ошибки, при этом рассчитывая на его понимание, следует убедиться подходящее ли время для осуждения. Если в данный момент человек находится в тяжелых обстоятельствах или в плохом настроении, критика не будет услышана и воспринята, а только наоборот может усугубить его состояние. Помимо подходящего времени для замечаний, правила конструктивной критики предполагают и выбор места. При разговоре с критикуемым желательно, чтобы не присутствовали посторонним. Прежде чем кого-то критиковать стоит для начала рассказать о своих собственных промахах и прошлых недостатках. Самокритика, признание собственных ошибок позволяет критикуемому воспринимать замечания не так остро, и то, что его самолюбие оказывается менее уязвленным, дает больше шансов на понимание и исправление им ошибок.
Самокритика выступает способом пересмотра собственных отдельных выводов, установок, помогает привести их в соответствие с данными науки, социальной практики, конкретизирует их. Критика всегда должна быть аргументирована. Если человек критикует аргументировано, то и не запрещены вольность, дерзость, грубость. Аргументация является условием диалога. Как бы ни был глуп и неуместен критикуемый автор, критик уже потому его признает, что берется критиковать. А раз признает в качестве объекта критики, то может быть конструктивен, лишь вступая в диалог. Также немаловажным фактором является избирательность направления критики. Если человек выражал некоторые идеи, довольно новые, а вы будете придираться, как говорится к мелочам, и кроме этого, более ни к чему, то вряд ли это можно назвать конструктивной критикой. Если же не устраивает подход автора, то самым конструктивным было бы предложить конкретное решение [6, c.320].