Правила конструктивной критики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:51, реферат

Описание работы

Достаточно часто мы высказываем свое критическое мнение в отношении других людей, а также получаем критику и в свой адрес. Большинство этих замечаний люди говорят «за спиной», а с остальной частью приходится сталкиваться лицом к лицу. Критика критике рознь, поскольку она может быть сказана в качестве легкого замечания, а также в виде строгих рекомендаций. Наверно, не существует человека, которому бы нравилась критика, однако одни умеют воспринимать ее правильно, а у других это не получается. Необходимо обладать искусством критики для того чтобы быть уверенным в себе, и не подорвать моральный дух человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие критики 5
2. Конструктивная критика 9
2.1 Правила конструктивной критики 11
3. Правила восприятия критики 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Реферат (деловая этика).docx

— 50.17 Кб (Скачать файл)

Конструктивная критика является не только перечислением недостатков, но и ответом на вопрос, что с ними делать. Самое главное заключается в умении сделать корректное, деловое, не обидное замечание. Чтобы научиться принимать любую критику, нужно, прежде всего, самим правильно определять границы разумного вмешательства в чужие дела и пространство души.

2.1 Правила конструктивной критики

Каждый из нас время от времени подвергается критике. Причем, одни люди реагируют на нее здраво и конструктивно, а других критика повергает в депрессию, что преувеличивают значение чужих замечаний.

Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной, не обидной, необходимо уметь использовать определенные правила конструктивной критики, которые также нужно всегда учитывать, оказавшись в определенной ситуации, требующей критики.

1. Никогда не критикуйте то, что нельзя изменить, и если уже слишком поздно, забудьте об этом. Это самое трудное правило поведения, потому что оно лишает нас возможности выразить свое мнение. Мы вынуждены сдерживать свое разочарование, как бы сильно нам ни хотелось поделиться этим, даже если нас одолевает желание высказаться. В нас самих предостаточно того, что нужно исправлять, так что не стоит тратить время на то, что уже невозможно изменить.

2. Не следует навязывать свое мнение. Нужно уметь слушать собеседника и не перебивать его своими, на ваш взгляд правильными доказательствами. Лучше будет высказать свое мнение путем обсуждения возникшего вопроса или проблемы.

3. Следует вести разговор в твердом, спокойном и доброжелательном тоне. Даже если собеседник не приятен, не стоит относиться к нему негативно и грубить при любой возможности. Стоит начать разговор с вопросов, мнения по которым совпадают с собеседником, для того, чтобы настроить партнера на согласие.

4. Если предстоит критиковать человека, то лучше начать с похвалы. Это всегда внушает надежду на то, что все не так плохо и все можно исправить, но обязательно стоит сказать: «Сегодня, увы, не получилось» либо «Работа сделана хорошо, но не для этого случая». Человек, которого критикуют, должен получить равномерное количество и похвалы и неприятной критики.

5. Стоит быть конкретным. Если не получается сформулировать свою мысль четко и понятно, то лучше не начинать критиковать. Неясность мыслей может привести к непониманию.

6. Не стоит переходить на личности. Не надо в насмешливой форме оценивать поступки человека и его оправдания. Критика – то не повод унизить человека, а проявление сочувствия к его мыслям и желаниям. Желательно сделать так, чтобы оппонент не только исправил ошибку, на которую было указано, но и с большим рвением начал исполнять свою работу, показывая потрясающие результаты. Нужно быть готовым продемонстрировать человеку, что и как делать. Следует быть спокойным, терпеливым, ободрять, оказывать поддержку, рассуждать ясно и конструктивно, без злости и деструктивизма. Нет более быстрого способа повысить уровень самоуважения и самооценки собственной эффективности, чем отказ от всякой деструктивной критики.

7. Употребление фраз, способных мотивировать человека к уверенности в себе, всегда приведет к положительному результату. Например, можно рассказать для начала о своих ошибках, промахах, неудачах, а по итогу и успехах, которые были достигнуты в результате всех действий и поступков. Нужно быть деликатным, не позволять никаких грубостей, но и не умалчивать, если выполненная работа не устраивает. Дайте понять, что верите в возможность исправить ситуацию. Вы критикуете нечто такое, что, по вашему мнению, может быть исправлено. Помогите человеку понять и поверить, что он на самом деле может все сделать лучше. Только такая установка дает возможности для грамотной и корректной критики. И постарайтесь, чтобы исправление ошибок не оказалось бы непосильной задачей. При выражении данной критики можно использовать следующие фразы: «Раньше, когда я был таким, как вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!», «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось».

8. В критике также важна своевременность. Лучше всего разобрать ситуацию  сразу, пока еще все детали  свежи в памяти и не искажены  временем, но если в данный  момент такой возможности нет, стоит наметить себе план и обязательно поговорить на волнующую тему. Оставив вопрос без внимания, вероятен риск получения в следующий раз более тяжелых последствий. Если сложившаяся ситуация вывела из равновесия и возникает чувство того, что можете сорваться, тогда отложить разговор до тех пор, пока не успокоитесь и не сможете говорить без эмоционального напряжения. Но все же лучше не затягивать с разговором.

9. Свои ошибки нужно признавать  быстро и решительно. Только осознав их, мы можем расти и развиваться, достигать новых ступеней и совершенствоваться [4, c.496].

Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, следует проявлять максимальную осторожность и корректность. Если объект критики, по нашему мнению, имеет недостатки и отрицательные качества, то наша критика будет субъективной. Для объективной критики необходимо производить оценку в соответствии с критериями и стандартами. Здесь можно привести такой пример: если в начале своей речи использовать выражения «по-моему», «мне кажется», «я полагаю», то противоположная сторона может принять замечания с обидой, агрессией. Однако если вместо этого приступить к замечаниям словами «в соответствии с таким-то исследованием», «в соответствии с мнением некоторых авторитетных лиц», основывая свои стандарты на объективных источниках, то это может стать основой для положительных результатов.

Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно. Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики, вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нормальные взаимоотношения между людьми. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правила восприятия критики

Человеческая психика устроена таким образом, что практически любая критика в свой адрес воспринимается достаточно болезненно, поэтому каждый человек должен уметь правильно воспринимать критику. Под восприятием критики следует понимать целостное мыслительное отражение человеком критических замечаний в свой адрес. Восприятие критики должно быть направлено на то, чтобы убедить человека в принципиальном отсутствии бесполезных критических замечаний, любая критика является формой помощи в решении возникающих проблем. Очень часто критикующая сторона выбирает не совсем подходящие с этической точки зрения способы разбора действий и поступков. Эффективное восприятие критики предполагает абстрагирование от того, кто критикует и в какой форме. Всегда следует помнить известные принципы восприятия критики:

1. если критикуют, значит, ожидали большего;

2. необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме;

3. центральный принцип восприятия  критики - «все, что я делаю, я мог бы делать лучше»;

4. наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным;

5. отсутствие критики – это показатель пренебрежения или недоверия в способность ее нормального восприятия;

6. критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне;

7. необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.

Воспринимать любую критику следует с благодарностью, как бы это не оказалось трудным и неестественным, ведь критикующий вас человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации. При этом он выражает свое отношение открыто, а не за спиной. Таким образом, критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне, к той проблеме, которая является предметом оценки [3, c.272].

Проблема критики достаточно сложна и неоднозначна. Она может быть причиной не только обострения отношений внутри какого-либо коллектива, но и средством улучшения отдельных сторон деятельности человека, повышения его исполнительности. Все это требует знания правил и приобретения навыков. Этика отношений подразумевает проявление взаимного уважения, учет особенностей психологической реакции людей на различные ситуации  и взаимоотношения.

Чтобы научиться реагировать на критику правильно, необходимо понять, что не существует абсолютных гениев и бездарей. Если собственное мнение расходится с мнением другого человека, стоит уточнить причину критики и ее суть, вероятно, замечания будут не столь существенны, чтобы бурно реагировать на них. Если же критика действительно расстраивает, лучше сообщить об этом своему собеседнику. Не стоит стесняться своих чувств. Никому не нравится, когда его критикуют. Отвечать на критику с достоинством и беспристрастно – драгоценное умение, которым мало кто обладает. А необдуманная реакция может привести к ненужным страданиям. Необходимо игнорировать ложную критику, поскольку иногда нас критикуют безосновательно, что вызывает негативные эмоции. Однако с такой критикой легче иметь дело, нежели с обоснованной. Ложная критика столь же незначительна. Чувствуя необходимость защищаться, мы уделяем ей больше внимания, чем она заслуживает. Оставаясь безмолвными и отстраненными, мы не подпитываем критику энергией и сохраняем достоинство. В ответ на критику полезно улыбаться. Улыбка, даже натянутая, поможет расслабиться. Она вызывает позитивный отклик, смягчает ситуацию и, без сомнений, помогает психологически. Улыбка побудит собеседника умерить свой пыл [7, c.190].

Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Критика в собственный адрес всегда поможет усовершенствоваться, устранить и проанализировать свои недостатки, исправить какую-либо ситуацию. Признать ее значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Критика, также как и похвала – неотъемлемая часть делового общения, важный инструмент управления людьми. Избежать ситуаций, где использование критики необходимо – невозможно. Поэтому очень важно научится правильно критиковать и, что не менее важно – правильно воспринимать критику. Именно тогда критика станет не поводом для обид и «порчи отношений», а инструментом позитивных изменений и развития.

Критика занимает важное место в общении между людьми, поэтому важно корректно осуществлять критику, не обидев критикуемого и не испортив с ним отношения. В то же время она является достаточно опасным инструментом, поэтому пользоваться ей нужно умело и аккуратно. Все, что справедливо, следует признать – в этом суть достойного реагирования на критику. Если человек явно не прав, ему лучше всего выслушать критику достойно и предложить свои варианты исправления сложившегося положения. Ведь именно исправление допущенных ошибок, а не оскорбление и является целью любой конструктивной критики. Ее цель – привести к результатам более высокого качества. Конструктивная критика не основана на мести. Она не используется как инструмент выражения недовольства или гнева. И тот факт, что честная, конструктивная, продиктованная интересами дела критика просто необходима, вряд ли кто-нибудь оспорит.

Умение критиковать правильно, знание правил критики – важная и существенная предпосылка для успеха в любой области жизнедеятельности. Овладение навыком конструктивной критики делает ваши отношения с окружающими более открытыми и искренними. Если человек умеет управлять своими эмоциями, тогда у него появляется возможность критиковать более взвешенно, в результате достигнуть значительно большего успеха в определенной сфере жизнедеятельности.

Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем. Конструктивная критика ставить цель не уничтожение оппонента, а совместный поиск путей преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Разрушительная критика не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикуемого и критикующего. У автора такой критики только одна позиция – быть правым. Критический диалог заключается не просто в обнаружении недостатков, а в процессе устранения этих недостатков.

Выслушивать критику в свой адрес, даже если она конструктивная, всегда очень трудно. В любой ситуации необходимо стараться сохранять уверенность себе, и не позволять, ненужным эмоциям управлять нашим поведением. Для того чтобы научиться правильно воспринимать критику и адекватно на неё реагировать, не унижая себя и собеседника, нужно порой проделать большую внутреннюю работу – этому надо научиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. ЛавриненкоВ.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. М.2002.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов: М. 2002.

3. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента: Учебное пособие. М.2007.

4. Гусейнов А.С.Этика: Учебник. М. 2007.

5. Кукушкин В.С. Психология делового общения: Учебное пособие. М. 2003.

6. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. М.2002.

7. Баженова Е.В. Деловой этикет. М.2009.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правила конструктивной критики