Правила выражения эмоций. Функции улыбки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:18, реферат

Описание работы

Трудно представить себе жизнь, лишенную эмоций и чувств. Мы ценим удовольствие при просмотре любимого фильма, наслаждение от прикосновения возлюбленного, радость от общения с друзьями. Даже наши негативные и неприятные чувства важны нам - мы печалимся, когда с нами нет наших любимых, горюем, если умирают близкие, злимся, когда нас оскорбляют, чувствуем страх в незнакомой ситуации, испытываем стыд или чувство вины, когда всем становится известно о наших грехах.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие эмоций. Универсальность в их выражении 4
2.Функции улыбки 12
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

3 курс. Реферат Правила выражения эмоций. Функции улыбки.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Понятие эмоций. Универсальность в их выражении 4

2.Функции улыбки 12

Заключение 19

Список литературы 20

 

ВВЕДЕНИЕ

Трудно представить  себе жизнь, лишенную эмоций и чувств. Мы ценим удовольствие при просмотре любимого фильма, наслаждение от прикосновения возлюбленного, радость от общения с друзьями. Даже наши негативные и неприятные чувства важны нам - мы печалимся, когда с нами нет наших любимых, горюем, если умирают близкие, злимся, когда нас оскорбляют, чувствуем страх в незнакомой ситуации, испытываем стыд или чувство вины, когда всем становится известно о наших грехах. Эмоции расцвечивают наши жизненные впечатления. Они сообщают нам о том, кто мы, в каком состоянии наши взаимоотношения с другими людьми, подсказывают нам те или иные формы поведения. Эмоции наполняют события смыслом. Не будь эмоций, эти события превратились бы в сухие скучные факты нашей биографии.

Эмоции отличают нас от компьютеров и других механизмов. Технологический прогресс создает  механизмы, способные все лучше воспроизводить процессы человеческого мышления. Нынешние компьютеры выполняют многие операции гораздо эффективнее человека. Однако ни один даже самый совершенный компьютер не способен чувствовать так, как мы, и ни одна технология не в силах заставить его делать это. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость, печаль, гнев, вину, мы не были бы в полной мере людьми. В многочисленных коллизиях человеческих взаимоотношений, в проблемах любви и брака, в сложной работе по формированию качеств собственной личности, в выборе профессии и удовлетворении своего стремления к счастью легче разобраться, если хорошо представляешь, что такое эмоции, откуда они берутся, как влияют на нас и как они выглядят.

Цель моей работы:  дать определение понятию «эмоции», определить, для чего они нужны.

 

1. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ВЫРАЖЕНИИ ЭМОЦИЙ

Еще в 1872 году Чарльз Дарвин опубликовал свою работу  "Выражение эмоций у человека и животных".

В своей  работе Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни:

1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления  эмоций выполняют в жизни человека  важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные  действия и, подсказывают ему то, как настроено и что намерено предпринять другое живое существо.

2. Когда-то в процессе  эволюции живых существ те  органические и двигательные  реакции, которые у них есть  в настоящее время, были компонентами  полноценных, развернутых практических  приспособительных действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталась прежней: «...у нас до сих пор обнажается клык с одной стороны, когда мы издеваемся или глумимся над кем-нибудь, и мы оскаливаем все зубы в состоянии бешеной ярости» [4, с.344]. Это как бы является сигналом: живое существо настроено агрессивно.

Согласно определению  психологического словаря, эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [1,  с.567]. Проще говоря, эмоция – это форма проявления чувств. Но каждый исследователь этой области предлагает свое определение эмоций в силу своих взглядов, и к единому определению они не приходят:

  • Эмоция - особенное переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к решению на уровне образа задачи о способе их достижения, а в конечном счете - к целенаправленной внешней деятельности [2, с.85].
  • Веккер писал, что эмоции ближе всего связаны с отношениями субъекта к объектам, которые его окружают. Поэтому все основные определения эмоций включают в свой состав понятие "отношения". За пределами этой общности начинаются различные вариации исходных понятий, используемых в определении. Точнее надо было бы сказать, что эмоции скорее представляют собой субъективные отношения человека, чем являются их выражением, поскольку выражаются отношения в мимике, пантомимике, интонации и т.п. [3, с.373].

Американский психолог Кэрролл Изард выделил 10 базовых  эмоций,  являющихся неотъемлемыми  элементами человеческой натуры:

1) интерес — волнение;

2) радость;

3) удивление;

4) горе, страдание, депрессия;

5) гнев;

6) отвращение;

7) презрение;

8) страх;

9) стыд;

10) вина[5, с.63-64].

 

Каждая из фундаментальных  эмоций имеет свои уникальные мотивационные  и адаптивные функции. Каждая из эмоций работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключением из этого правила являются случаи, когда эмоция становится более интенсивной, чем того требует ситуация, - тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. Но в целом эмоция все- таки несет в себе конструктивное начало. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Функции эмоции можно анализировать на трех уровнях.

Во-первых, эмоция выполняет  специфически биологическую функцию, например, направляет поток крови  и энергетические ресурсы от гладких  мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева.

Во-вторых, эмоция оказывает  мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.

В-третьих, каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.[2, с.66]

Все люди имеют возможность  переживать эти самые эмоции одним  и тем же образом, многие типологически схожие события и психологические ситуации вызывают одинаковые эмоции у всех людей в различных культурах. Короче говоря, исследователи предполагают, что все мы рождаемся со способностью переживать, выражать и воспринимать один и тот же основной ряд эмоций.

Разумеется, мы испытываем широкий спектр эмоций, и они гораздо разнообразней того ряда, которые признаются универсальными: любовь, ненависть, ревность, гордость и другие. Существование основных эмоций, однако, предполагает, что они в сочетании с нашим опытом, личным и социокультурным окружением, создают бесконечное количество цветов и оттенков и окрашивают наш эмоциональный мир. Как семь цветов радуги, существование основных эмоций предполагает, что культуры создают, формируют и расцвечивают нашу эмоциональную жизнь, при этом базовые эмоции становятся отправной точкой для формирования других эмоций.

В то же время существование  базовых универсальных эмоций вовсе  не означает, что культуры не могут  отличаться одна от другой способами  выражения, восприятия и переживания эмоций. В самом деле, многие исследования показывают, что культуры оказывают существенное влияние на все аспекты эмоций. Но универсальность эмоций предполагает, что основные эмоции обеспечивают культуры тем фундаментом, с которого может начинаться создание и формирование других эмоций.

Антропологи доказали, что выражения эмоций на лице должны усваиваться подобно языку. Поскольку языки отличаются, то и выражения лица в разных культурах не одинаковы.

Правила выражения эмоций – это культурные и социальные предписания относительно переживания и выражения тех или иных эмоций.

Несмотря на то, что выражения эмоций на лице могут быть универсальными, не факт, что представители другой культурной среды правильно их интерпретируют. В то же время можно задать вопрос, воспринимают ли окружающие наши собственные эмоции так, как мы их выражаем. Хотя можно заметить, что выражение эмоций у людей из другой культурной среды подобно нашим выражениям, все же чаще мы замечаем имеющиеся между нами различия. Эти впечатления соответствуют представлениям ученых о мимических выражениях. Пол Экман и Уоллес Фризен в своей книге «Узнай лжеца по выражению лица» размышляли над этим вопросом и для объяснения противоречия, предложили концепт культурных правил выражения эмоций. Они предположили, что культурные различия обусловлены определенными правилами, диктующими, как должны выражаться универсальные эмоции. Эти правила определяют соответствие выражения каждой эмоции тем или иным социальным обстоятельствам. Правила усваиваются в раннем возрасте и диктуют, как универсальные выражения эмоций будут видоизменяться в зависимости от социальной ситуации. К зрелому возрасту в процессе долгой практики эти правила становятся автоматическими. Учеными был проведен эксперимент в пяти странах: Бразилии, США, Аргентине, Чили и Японии. Испытуемые получили карточки с фотографиями и должны были определить по ним испытываемую эмоцию. Ученые предполагали, что универсальные выражения, отображенные на фотографиях, будут названы одинаково, если же выражение является специфическим для культуры, у представителей разных стран возникнут разногласия.

Полученные результаты обнаружили очень высокий уровень  сходства интерпретации шести эмоций - гнева, отвращения, страха, радости, печали и удивления - у представителей всех пяти стран.

Но была внесена поправка: все эти культуры относились к  разряду развитых стран, индустриальных, письменных, имеющих телевидение и прочие средства передачи информации массам. Дополнительное исследование было проведено на племенах Новой Гвинеи. Учитывая специфику, задание было несколько изменено:  испытуемым разрешали  выбирать истории, которые бы лучше всего описывали выражения лица. Когда испытуемых с Новой Гвинеи просили идентифицировать эмоции, отображенные на фотографиях, исследователи получили результаты, очень близкие к результатам испытуемых из письменных индустриальных обществ.

После первой публикации исследований универсальности с  применением концепции и экспериментальным  подтверждением действия культурных правил выражения в науке наблюдался интересный феномен: данные были приняты настолько хорошо, что открыли путь к исследованиям эмоций во всех областях психологии. Вскоре после публикаций исследований по универсальности ученые направили свои усилия на развитие методов измерения выражений лица без опоры на самооценку, которые не всегда надежны. Имея в руках созданные Экманом и Фризеном столь мощные инструменты, такие как Система кодирования мимических действий, ученые стали проводить интенсивные исследования в других областях психологии - детской, социальной, физиологической, а также в психологии личности и патопсихологии [10].

В другом исследовании Дэвид Мацумото с коллегами опрашивали жителей из четырех стран: США, Японии, России и Южной Кореи. Ученые просили испытуемых выбрать из списка, что бы они делали, если бы испытали одну из 14 эмоций в четырех разных социальных ситуациях. Список из семи альтернатив выглядел следующим образом.

1. Выражу чувство без  всякого изменения.

2. Буду ослаблять или  преуменьшать выражение чувств.

3. Буду преувеличивать  выражение эмоций.

4. Буду маскировать  или скрывать выражение под  каким-то другим чувством.

5. Ограничусь улыбкой.

6. Сделаю свое выражение.

7. Выражу что-то еще.

Результаты показали, что, хотя культурные различия и существуют, представители всех культур использовали все предложенные альтернативы. Это говорит о том, что эти альтернативы точно отражают ответные реакции, доступные людям, когда приспосабливают свою эмоциональную экспрессию к социальному контексту.

Человеческое  лицо служит для других людей самым значимым социальным стимулом. Проведя многочисленные исследования, Пол Экман и его коллеги составили очень тщательное и подробное описание как самих, переживаемых человеком, эмоций, так и сопутствующей им мимики, или выражений лица.

Интересное кросс-культурное исследование, касающееся сходства мимических паттернов, было проведено Робертом Крауссом и его коллегами. Ученые демонстрировали американцам японские, а японцам – американские «мыльные оперы». И хотя первые не понимали японского, а вторые английского языка, тем не менее, и те и другие были в состоянии понять смысл сериалов, просто распознавая эмоции на лицах и в голосах актеров.

Вместе с тем, хотя фундаментальные  эмоции считаются врожденными и  универсально культурными феноменами, в каждой культуре имеются свои правила выражения эмоций. Эмоциональная экспрессия очень сильно зависит от этих правил, и их несоблюдение может иметь более или менее серьёзные последствия для нарушителя. Правила предписывают подавлять или маскировать одни эмоции и, наоборот, поощряют выражение других. Так, скажем, в тех странах и регионах, где распространен буддизм (например, в Японии) в силу его особых философских воззрений, согласно которым жизнь рассматривается как наказание, а смерть как возможность избавления от него, уход человека из жизни, причем даже самого близкого, не должен восприниматься как горестное событие. Поэтому, например, японцы обязаны улыбаться, даже если на самом деле они переживают горе. А вот знаменитая американская улыбка, демонстрируемая как в случае удачи или приятных событий, так и в случае неприятностей, является следствием такого своеобразного штриха американской культуры, как культ успеха. Человек должен улыбаться, с одной стороны, чтобы его не приняли за неудачника, а с другой – чтобы вызвать расположение окружающих и тем самым способствовать своему успеху [11].

Кроме того, существуют социальные и гендерные предписания относительно переживания и выражения тех  или иных эмоций. Так, гендерные правила  переживания и экспрессии эмоций полностью соответствуют социально-половым стереотипам маскулинности или женственности. Примером такого правила является предписание, которое гласит, что «Настоящий мужчина не знает страха». Попутно заметим, что, несмотря на очевидную абсурдность таких предписаний, с ними знакомы практически все. Слезы, как и страх, так же являются естественной функцией и реакцией организма на определенные ситуации, столь же естественной, как, скажем, потоотделение. И хотя никому не приходит в голову создать норму, которая бы гласила, что «настоящие женщины не потеют», правило в отношении слез все же существует: « Мужчины никогда не плачут!» [6, с.23]

Информация о работе Правила выражения эмоций. Функции улыбки