Правила выражения эмоций. Функции улыбки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:18, реферат

Описание работы

Трудно представить себе жизнь, лишенную эмоций и чувств. Мы ценим удовольствие при просмотре любимого фильма, наслаждение от прикосновения возлюбленного, радость от общения с друзьями. Даже наши негативные и неприятные чувства важны нам - мы печалимся, когда с нами нет наших любимых, горюем, если умирают близкие, злимся, когда нас оскорбляют, чувствуем страх в незнакомой ситуации, испытываем стыд или чувство вины, когда всем становится известно о наших грехах.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие эмоций. Универсальность в их выражении 4
2.Функции улыбки 12
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

3 курс. Реферат Правила выражения эмоций. Функции улыбки.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем, именно эти правила переживания и выражения эмоций превращают эмоциональную экспрессию в средство коммуникации. Правда, здесь важно различать выражение переживаемых эмоций само по себе, безотносительно окружающих, и экспрессию эмоций как способ передачи сообщений другим людям, когда мимика служит задачам коммуникации. Дело в том, что чаще всего выражение на лице эмоций, или наоборот, невыражение их, адресуется другим людям. Наиболее отчетливо это видно на примере улыбки.

 

ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ

Эмоции, как явление, уже  давно заинтересовывают ученых всего  мира. Еще в ХIХ в. Ч.Дарвином была сформулирована эволюционная теория о происхождении эмоций у человека и животных. Согласно этой теории, эмоции являются приспособительными механизмами, способствующими адаптации организма к условиям жизни.

Каждый исследователь  предлагает свое определение эмоций, но все сходятся в том, что эмоции -  это переживания человеком действительности, имеющие сильное влияние на его психику.

Существует 10 базовых  эмоций, которые становятся отправной  точкой для формирования других эмоций.

Исследования показали, что различные культуры оказывают влияние на то, как эмоции выражаются, но результаты были таковы, что, хотя культурные различия и существуют, они не настолько отличаются, чтобы люди разных культур, континентов не могли понять друг друга.

 

 

2. ФУНКЦИИ УЛЫБКИ

Улыбка — выразительные движения мышц лица, показывающая расположение к смеху или выражающая удовольствие, приветствие, доброжелательность либо иронию, насмешку.

Улыбка — это в  первую очередь мозговой процесс. Все  начинается с возбуждения передней зоны гипоталамуса. Оттуда поток нервных  импульсов передается в лимбическую  систему, отвечающую за наши эмоции. Мышечный тонус ослабевает, появляется довольное выражение лица.

В своем прямом и непосредственном значении улыбка является выражением радости. Она отличается от всех других экспрессий тем, что  эта эмоциональная реакция осуществляется с помощью только одной лицевой мышцы, в то время как для выражения других эмоций требуется действие от трех до пяти мышц. Благодаря своей простоте, улыбка распознается легче других выражений лица. В своих исследованиях П. Экман и его коллеги установили, что улыбку можно различить на расстоянии до 300 футов, т. е. на расстоянии, большем, чем то, которое требуется для различения других выражений лица, и за более короткое время.

Эти физические характеристики делают улыбку незаменимым  и мощным по психологическому воздействию  средством коммуникации. Вот почему улыбка почти всегда предназначена другим людям. На нее трудно не ответить взаимностью. Даже улыбка человека на фотографии способна вызвать ответную улыбку. В большинстве случаев людям нравятся улыбающиеся лица, что, как известно, широко используется, например, в рекламе.

Уже из одного перечня  видов улыбки (жалкая, испуганная, грустная, презрительная, сконфуженная и т. д.) видно, что улыбка далеко не всегда является экспрессией радости. П. Экман  утверждает, что существуют десятки видов улыбок. Он делит их на два вида: искренние, непосредственные и притворные, фальшивые. П. Экман дает описание 18 различных видов одних только искренних улыбок [6, с.23]. Все это лишний раз свидетельствует о том, что улыбка выступает одним из основных невербальных средств коммуникации и что она в первую очередь адресована другим людям. Какие же бессознательные цели преследует индивид (а нужно сказать, искренняя улыбка всегда бессознательная, автоматическая), когда улыбается?

Ответ на этот вопрос ярко представлен в следующих строках:

Что может быть важней улыбки? 
Ведь все мы в глубине души 
Прощаем людям их ошибки, 
Когда в улыбке нету лжи. 
 
Улыбка очень многогранна – 
Она целитель, друг, палач… 
Улыбкой покоряют страны 
И ей же прерывают плач. 
 
Улыбка может быть и грозной, 
Коварной, дерзкой, волевой, 
Задумчивой, печальной, звездной… 
Улыбка может быть любой. 
 
Улыбкой можно на колени 
Поставить грозного бойца 
И ей же можно, к сожаленью, 
Разбить влюбленные сердца. 
 
Улыбкой дарим рай, блаженство, 
С улыбкой утешаем мы детей. 
Улыбка приближает к совершенству, 
И в мире нет оружия сильней. 
 
Лишь скульпторы, художники, поэты, 
Диктующие формы красоты, 
Осознают, что от улыбки в мире этом 
Зимою распускаются цветы[9].

 

Большим национальным своеобразием обладает русская улыбка - практически она выполняет совершенные иные, если не сказать, противоположные функции, чем улыбка в европейских странах.

В американском, английском, немецком коммуникативном  поведении улыбка - прежде всего  сигнал вежливости, поэтому она обязательна  при приветствии и в ходе вежливого разговора. Русские писатели не раз обращали внимание на отличие русской и американской улыбки, характеризуя американскую улыбку как странную и искусственную для русского человека. М.Горький писал, что у американцев на лице прежде всего видишь зубы. Сатирик М.Задорнов называл американскую улыбку хронической, а М.Жванецкий писал, что американцы улыбаются, как будто включены в сеть.

На Западе улыбка при приветствии означает, прежде всего, вежливость приветствия. Улыбка в процессе диалога с собеседником также сигнализирует о вежливости к собеседнику, о том, что участники вежливо слушают друг друга.

Русская улыбка рассматривается как искреннее  выражение хорошего настроения или  расположения к собеседнику и  призвана быть только искренней. В русском коммуникативном сознании существует аксиома: улыбка должна являться искренним отражением хорошего настроения и хорошего отношения. Чтобы иметь право на улыбку, надо действительно хорошо относиться к собеседнику или иметь в данный момент прекрасное настроение. В русском языке есть уникальная поговорка, отсутствующая в других языках – «Смех без причины - признак дурачины». Логику этой поговорки не могут понять люди с западным мышлением. Один немецкий преподаватель, которому объяснили смысл этой поговорки (Если человек без причины смеется, у него не все в порядке с головой), никак не мог понять и все спрашивал: «А почему это из этого следует?»

Улыбка в  сфере сервиса на Западе (и на Востоке) также, прежде всего, выполняет функцию демонстрации вежливости. В китайской культуре есть такая поговорка: Кто не может улыбаться, тот не сможет открыть лавку. В Японии девушки у входа на эскалатор в больших универмагах улыбаются и кланяются каждому покупателю, ступающему на эскалатор - 2500 улыбок и поклонов в день.

 В японском  документальном фильме о вынужденной  посадке самолета было показано, как улыбалась стюардесса всем  пассажиром перед аварийной посадкой  и как после посадки она  упала и забилась в истерике - она выполнила свой профессиональный  долг, успокоила пассажиров.

Улыбка вежливости в некоторых культурах имеет  смысл предохранения собеседника  от огорчения в связи с восприятием  рассказываемого. Так, И.Эренбург в своих воспоминаниях рассказывает о китайце, который с улыбкой сообщил ему о смерти своей жены. Но эта вежливая улыбка, как пишет И.Эренбург, означала: "Вы не должны огорчаться, это мое горе" [8]. 

Лауреат нобелевской  премии австрийский этолог Конрад Лоренц полагал, что улыбка, т. е. такой мимический паттерн, посредством которого обнажаются зубы, первоначально выполняла ту же функцию, что и оскал у животных. А именно демонстрировала враждебность и угрозу, словом агрессивные намерения. Позднее, в процессе эволюции, оскал трансформируется в улыбку, угроза – в приветливость. И лишь одна разновидность улыбки, может быть, напоминает об ее эволюционном прошлом. Речь о таком выражении лица, которое называют “зловещая”, “злобная” или даже “кровожадная” улыбка. Да и то в данном случае вместо слова “улыбка” предпочитают говорить об ухмылке.

Интересные  результаты дали  исследования Сьюзен Джонс и ее коллег. Они наблюдали поведение 10- и 18-месячных младенцев и установили, что дети чаще улыбались в присутствии внимательной матери, чем в присутствии матери, не обращавшей на них внимание [6, с.23].

Эти и другие исследования позволяют сделать вывод, что улыбка может быть не только мимическим выражением приятных эмоций, но в той же мере служить средством передачи своего состояния другим людям, причем иногда даже воображаемым другим.

 

Общая единая цель всех разновидностей улыбки заключена в том, чтобы вызвать у окружающих ответное чувство. А вот какое именно чувство – будет зависеть от вида улыбки. Такими чувствами могут быть: симпатия, расположение, жалость, сочувствие, радость, удовольствие, страх, гнев, стыд и т. д. Кроме того, полагают, что улыбка, сопровождаемая поднятием бровей, выражает, как правило, готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями выражает превосходство и стремление осуществлять социальный контроль. Фальшивая, притворная улыбка используется с другой целью: чтобы скрыть истинные эмоции и тем самым ввести собеседника в заблуждение. Словом, фальшивая улыбка – это всегда маска и, как полагает П. Экман, всегда несет в себе ложь. Улыбки, используемые для фальсификации эмоций, могут преследовать цели, которые предопределяются ситуацией, обстоятельствами, личностными особенностями людей.

Явление эмоционального заражения каждый, вероятно, знает из собственного опыта и безо всяких специальных исследований. Большинству людей известно, что такое “заразительный смех” или улыбка, многие люди морщатся при виде чужой боли или начинают испытывать страх, когда видят, как боятся другие. И Фрейд, и другие исследователи высказывали мысль о том, что омассовление происходит за счет коллективного, совместного переживания одних и тех же чувств.

Как видим, эмоциональная  экспрессия не зря адресуется другим. Она вполне способна достичь своей  цели и вызывать у людей соответствующий  отклик в виде сопереживания.

Вместе с  тем, мимика является не только средством передачи эмоциональных состояний другим. Она также может служить средством для возбуждения определенных эмоций у самого субъекта мимической экспрессии. Проще говоря, не только эмоции предопределяют то или иное выражение лица, ту или иную мимику, но и сама демонстрация мимики, в свою очередь, способна возбудить соответствующие эмоции у человека.

Разумеется, обратная мимическая зависимость выражена гораздо  слабее, чем прямая и, вероятно, в  некоторых обстоятельствах она  вообще не проявляется. Поэтому можно не опасаться, что если вы притворно нахмуритесь, то тут же почувствуете смертельную тоску, или, изобразив гримасу боли, сразу же почувствуете приступ боли где-нибудь в организме. Хотя, с другой стороны, одна из расхожих психотерапевтических мудростей гласит: “чаще улыбайтесь, особенно, глядя на себя в зеркало, и вам станет радостно, даже если для этого у вас не было особых причин».

 

 

 

 

ВЫВОДЫ  КО 2 ГЛАВЕ

Улыбка — выразительные движения мышц лица, показывающая расположение к смеху или выражающая удовольствие, приветствие, доброжелательность либо иронию, насмешку. В своем прямом и непосредственном значении улыбка является выражением радости.        Но общая, единая цель всех разновидностей улыбки заключена в том, чтобы вызвать у окружающих ответное чувство. А вот какое именно чувство – будет зависеть от вида улыбки. Такими чувствами могут быть: симпатия, расположение, жалость, сочувствие, радость, удовольствие, страх, гнев, стыд и т. д.

Уже из одного перечня  видов улыбки (жалкая, испуганная, грустная, презрительная, сконфуженная и т. д.) видно, что улыбка далеко не всегда является экспрессией радости. П. Экман утверждает, что существуют десятки видов улыбок. Он делит их на два вида: искренние, непосредственные и притворные, фальшивые. П. Экман дает описание 18 различных видов одних только искренних улыбок. Все это лишний раз свидетельствует о том, что улыбка выступает одним из основных невербальных средств коммуникации и что она в первую очередь адресована другим людям.

В западном мире, в первую очередь, улыбка – необходимый знак вежливости. Как сказал один русский сатирик: «Если американец вам улыбается, это говорит лишь о том, что у него хороший стоматолог, а не то, что Вы ему нравитесь». В русском же коммуникативном сознании существует аксиома: улыбка должна являться искренним отражением хорошего настроения и хорошего отношения.

Лауреат нобелевской  премии австрийский этолог Конрад Лоренц полагал, что улыбка, т. е. такой мимический паттерн, посредством которого обнажаются зубы, первоначально выполняла ту же функцию, что и оскал у животных.

Позднее, в процессе эволюции, оскал трансформируется в  улыбку, угроза – в приветливость.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции - очень личный и самый важный аспект нашей жизни. Многие ученые занимались и занимаются изучением эмоций, каждый исследователь предлагает свое определение их, но все сходятся в том, что эмоции -  это переживания человеком действительности, имеющие сильное влияние на его психику.

Именно эмоции придают  смысл происходящим событиям. Они сообщают нам, что нам нравится, а что - нет, что для нас хорошо, а что - плохо. Они обогащают нашу жизнь, придают окраску и смысл событиям и миру вокруг нас. Они говорят нам, кто мы такие и как мы ладим с другими людьми. Эмоции - невидимые нити, соединяющие нас с остальным миром, будь то происходящие вокруг нас события или люди. Эмоции играют настолько важную роль в нашей жизни, что неудивительно, что культура, невидимая, составляющая переживаний, формирует наш эмоциональный мир. Хотя мы, вероятно, рождаемся с некоторыми врожденными способностями, такими как способность выражать и воспринимать эмоции на лицах, и способностью чувствовать эмоции, культура помогает нам формировать их тогда, там и таким образом, как мы их выражаем, воспринимаем и чувствуем. Культура придает нашим эмоциям смысл, независимо от того, воспринимаем ли мы эмоции как личное и индивидуальное переживание или межличностное, общественное и коллективное переживание с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Большой психологический словарь /под ред.  Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005
    2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений – М.: Моск.Университет, 1976
    3. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов – М.: Смысл, 1998
    4. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – 4 изд. – СПб.: Питер, 2001
    5. Изард К.Э. Психология эмоций – СПб.: Питер, 1999
    6. Семечкин Социальная психология – Учебное пособие -  СПб.: Питер, 2004
    7. Толковый словарь русского языка Ушакова
    8. http://commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2000/Sternin4.htm
    9. http://www.stihi.ru/2009/11/26/6033
    10. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/11.php
    11. http://lib.rus.ec/b/226539/read

Информация о работе Правила выражения эмоций. Функции улыбки