Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:24, реферат
. Правовой менталитет: понятие, функции, признаки
. Признаки правового менталитета
. Правовой патернализм как черта российской правовой ментальности
На основе исследования современных правовых представлений, стереотипов и ценностно-правовых ориентаций прослеживается воздействие установок предшествующих эпох на формирование нового правового пространства. Процессы правотворчества и правоприменения в России в значительной степени "наследуют" традиционную для менталитета опору на патерналистские установки. Социологические опросы свидетельствуют, что в России существует выраженный слой граждан, которые, обладая ностальгической устремленностью в прошлое, являются носителями квазитрадиционалистских ценностей и патерналистских установок, продолжая рассчитывать на "отеческую заботу государства" и эти граждане - не только субъекты права, но и выборщики законодателя.
Наиболее негативной установкой правового менталитета является правовой нигилизм, в котором переплетены правовая неосведомленность и неверие в закон и право. Правовой нигилизм, коренящийся в архетипических характеристиках российского правосознания и правового менталитета, причудливо смыкается с патерналистскими установками, присущими современному российскому правовому менталитету.
Для современной России, переживающей переходный период с характерной для него сменой базовых ценностно-нормативных ориентаций, изучение взаимодействия ментальных патерналистских установок и правовых принципов гражданского общества имеет особое значение. Успехи модернизации, направленной, в том числе, на утверждение ценностей права во всех сферах общественной жизни, непосредственно зависят от того, насколько реформирование соответствует основополагающим ценностно-нормативным ориентациям. Основные ценности правовой демократии все более активно входят в структуру гражданского общества, правового сознания и правового менталитета россиян. Однако в современных условиях налицо устойчивость системы ценностей и стереотипов менталитета и поведения, сформировавшихся в ходе предшествующего развития, прежде всего, государственно-патерналистский комплекс представлений, выработанный привычкой жить и действовать в условиях распределительной системы. Подобная совокупность патерналистских установок, которая в современных условиях нередко актуализируется в зависимости от экономической и социальной обстановки, приходит в конфликтное взаимодействие и противоречие с принципами гражданского общества, затрудняет его формирование, становление современного правосознания и правовой культуры. Авторитарные и патерналистские традиции очень глубоки и их изживание займет немало времени на пути продвижения к правовому государству.
Теоретико-методологической основой исследования стали системный, конкретно-исторический, сравнительно-правовой методы познания. Использованы также методологические принципы научной классификации, экспертных оценок, систематизации, анализа.
Теоретическая
и практическая значимость исследования.
Теоретические положения и
Концептуализация понятия "патернализм" позволяют обозначить актуальную проблему, выходящую на правовой менталитет и поведенческие стереотипы, заложенные в коде культуры российского общества. Понятие патернализм, часто используемое в современной философии и социологии, подразумевает особенные отношения между властью и личностью. При этом в строгом смысле слова значение имеет не форма осуществления власти и не ее уровень (государственная власть, власть работодателя и т.д.) а содержание отношений, соотношение прав и обязанностей. Патерналистские отношения могут осуществляться в любой форме (правовой, внеправовой). Но, задаваясь вопросом о типе или о сущности отношений между властью и личностью, невозможно обойти стороной право из-за той же идеологемы гражданского общества - права на защиту автономии личности со стороны общества и государства.
Патерналистские
установки как разновидность
социальных установок стали специфическим
элементом правового менталитет
Вместе с тем, патернализм - не только это социально-психологический и социокультурный феномен, в основе которого - стремление человека жить за счет государственной поддержки и одновременно доверять государству обустройство собственной жизни, но и правовой, поскольку это желание связано с необходимостью поступаться при этом частью своих прав. Патернализм как культурный архетип является значимой чертой российской культуры и менталитета, в том числе правового, и тесно связан с правовой культурой и правовым поведением.
Сущность патерналистских
установок заключается в
Патернализм превращает человека не в гражданина, а в подданного, порождая иждивенческие отношения в обществе и приучая человека к пассивному выжиданию, он ограничивает самостоятельную инициативу. В конечном итоге вопрос о патерналистских отношениях -это вопрос о юридическом статусе и о соотношении прав и обязанностей, об отношении людей к праву и закону.
Патерналистские установки в теоретико-правовом измерении это соотношение прав и свобод, определяемых системой взаимной заинтересованности государства в личности и личности в государстве, при котором объем этих прав, устанавливается государством в зависимости от степени востребованности того или иного принадлежащего лицу ресурса для поддержания ситуации власти. Патернализм правовая категория является значимой чертой российского менталитета, в том числе правового, и тесно связан с правовой культурой и правовым поведением. Сущность патерналистских установок заключается в наличии темы долженствования опеки со стороны государства и мифологизации власти.
Патернализм как элемент правовой культуры и правового менталитета относится к понятиям, получившим в последнее время широкое распространение в современной юридической науке. Осмысление его смысла делает работу лица, принимающего юридические нормы, более целенаправленной, осознающего, к какой цели он должен стремиться, и что для этого необходимо. Игнорирование правового менталитета не позволит в должной мере выразить в юридическом законе устремления общества.
Компонентами
правового менталитета как
Патернализм как элемент правовой культуры и правового менталитета в рамках существующего законодательства отражает "социальную заданность" права и фиксирует это в своих основных, исходных понятиях - нормативность, регулятивность, общеобязательность правовых актов, их обеспеченность силой, авторитетом государства. Он представляет собой специфический исторический опыт, запечатленный в памяти целых социумов и отдельных людей, их ориентацию и навыки в правовой сфере, влияющие на политическое поведение. Его проявления свойственны не только россиянам, поскольку это значимый компонент общества традиционного типа и, как его рудимент, может проявляться даже в самых модернизированных социумах.
В современном обществе закономерно возрастает значимость правовой культуры и правосознания как важнейшего компонента общей культуры общества и человека. Это объясняется особой доминирующей ролью правовой культуры в совершенствовании системы общественных отношений, в формировании мировоззренческой позиции личности, ее ценностных установок.
Осознание существования фактора патернализма в правовом сознании позволяет уточнить и более адекватно проанализировать существующие тенденции и закономерности развития современной государственно-правовой действительности. Правовой менталитет является разновидностью общего менталитета и как сфера повседневного опыта, формирует и определяет развитие правовой действительности.
При отсутствии гражданского общества государство по-прежнему идентифицирует себя с обществом, последнее "растворено" в государственной жизни и неспособно порождать то, что принято называть моралью - представление о добре и зле. В силу этого трудно определять законы как "правовые, моральные" или же как "неправовые, неморальные", отчего право зачастую подменяется "правилами". В результате многие законы отражают не ценности, а государственный интерес. В этих условиях ментальная компонента правовой культуры в определенной мере выступает одним из критериев оценки качественной стороны издающихся законов и норм с точки зрения их социальной и нравственно-этической значимости.
Государственно-правовой менталитет и присущие ему патерналистские установки сформировались в рамках российской цивилизации с присущими ей базовыми установками и основаниями. Значимыми факторами, оказавшими и продолжающими оказывать влияние на развитие и становление российской цивилизации, являются природно-климатические условия ее территории и определяющая функция государства.
Именно государству принадлежит ведущая роль в функционировании российской цивилизации. Российская государственность представляет собой государственно-организованную форму общества, специфика которой определялась на разных этапах его развития особенностями государственно-правовых организаций и институтов, содержания национально-государственной идеи и практики ее реализации. Патерналистские традиции общности, огромные пространства, наличие десятков этносов, отсутствие стабильных экономических рыночных связей и правовых отношений, недостаточное развитие транспортных сетей, психология удельных правителей и их сепаратизм - все это порождало потребность в сильном централизованном государстве, способном скреплять воедино резко отличающиеся друг от друга регионы и территории.
В российской цивилизации
государственность выступала
Российская правовая матрица включает в себя прочную тягу к сохранению эмоциональной доминанты в культуре, почти полностью подчиняющей себе ее интеллектуальный элемент, а также интерпретацию нравственности как эмоциональной стихии сострадания. Наличие сильной эмоциональной доминанты и слабость интеллектуального начала в культуре предопределили, помимо всего прочего, формирование в России специфического типа правовой культуры. Его основной характеристикой является отчетливый приоритет морали и нравственности как социального регулятора по отношению к праву, что означает, в конечном счете, дефицит правосознания, подмену его деформированным моральным сознанием, этикоцентризм как принципиальную черту правового менталитета.
В рамках патерналистских
установок происходило и
Политическая и правовая организации общества в СССР опиралась на устойчивый культурный тип общественных отношений, основанных на принципах патернализма. Эта модель, закрепившаяся в общественном сознании, включала в себя нравственную ответственность правящей элиты за руководимый ею народ и готовность последнего уступить власть своих прав и сузить свое поле свободы. В процессе социалистической модернизации патернализм принял новые очертания, но сохранил свои сущностные черты, гарантируя сохранение стабильности общественного бытия за счет сдерживания инновационных процессов и подчинения личности обществу со всеми вытекающими последствиями.
Концептуализация понятия "патернализм" позволяют обозначить актуальную проблему, выходящую на правовой менталитет и поведенческие стереотипы, заложенные в коде культуры российского общества. Понятие патернализм, часто используемое в современной философии и социологии, подразумевает особенные отношения между властью и личностью. При этом в строгом смысле слова значение имеет не форма осуществления власти и не ее уровень (государственная власть, власть работодателя и т.д.) а содержание отношений, соотношение прав и обязанностей. Патерналистские отношения могут осуществляться в любой форме (правовой, внеправовой). Но, задаваясь вопросом о типе или о сущности отношений между властью и личностью, невозможно обойти стороной право из-за той же идеологемы гражданского общества - права на защиту автономии личности со стороны общества и государства.