Правовая ментальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:24, реферат

Описание работы

. Правовой менталитет: понятие, функции, признаки
. Признаки правового менталитета
. Правовой патернализм как черта российской правовой ментальности

Файлы: 1 файл

праовая ментальность.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

На основе исследования современных  правовых представлений, стереотипов  и ценностно-правовых ориентаций прослеживается воздействие установок предшествующих эпох на формирование нового правового пространства. Процессы правотворчества и правоприменения в России в значительной степени "наследуют" традиционную для менталитета опору на патерналистские установки. Социологические опросы свидетельствуют, что в России существует выраженный слой граждан, которые, обладая ностальгической устремленностью в прошлое, являются носителями квазитрадиционалистских ценностей и патерналистских установок, продолжая рассчитывать на "отеческую заботу государства" и эти граждане - не только субъекты права, но и выборщики законодателя.

Наиболее негативной установкой правового менталитета является правовой нигилизм, в котором переплетены  правовая неосведомленность и неверие  в закон и право. Правовой нигилизм, коренящийся в архетипических характеристиках российского правосознания и правового менталитета, причудливо смыкается с патерналистскими установками, присущими современному российскому правовому менталитету.

Для современной  России, переживающей переходный период с характерной для него сменой базовых ценностно-нормативных ориентаций, изучение взаимодействия ментальных патерналистских установок и правовых принципов гражданского общества имеет особое значение. Успехи модернизации, направленной, в том числе, на утверждение ценностей права во всех сферах общественной жизни, непосредственно зависят от того, насколько реформирование соответствует основополагающим ценностно-нормативным ориентациям. Основные ценности правовой демократии все более активно входят в структуру гражданского общества, правового сознания и правового менталитета россиян. Однако в современных условиях налицо устойчивость системы ценностей и стереотипов менталитета и поведения, сформировавшихся в ходе предшествующего развития, прежде всего, государственно-патерналистский комплекс представлений, выработанный привычкой жить и действовать в условиях распределительной системы. Подобная совокупность патерналистских установок, которая в современных условиях нередко актуализируется в зависимости от экономической и социальной обстановки, приходит в конфликтное взаимодействие и противоречие с принципами гражданского общества, затрудняет его формирование, становление современного правосознания и правовой культуры. Авторитарные и патерналистские традиции очень глубоки и их изживание займет немало времени на пути продвижения к правовому государству.

Теоретико-методологической основой исследования стали системный, конкретно-исторический, сравнительно-правовой методы познания. Использованы также методологические принципы научной классификации, экспертных оценок, систематизации, анализа.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы диссертации развивают и дополняют ряд разделов общей теории права, позволяют более широко и всесторонне рассмотреть один из важнейших правовых феноменов - правовой менталитет. Правосознание - это духовно-ментальная и мировоззренческо-идеологическая основа правовой действительности. Правовой менталитет теснейшим образом связан с правовым сознанием и правовой культурой. Исследование патернализма как имманентной черты российского правового менталитета и правосознания является составной частью решения крупной обществоведческой проблемы - типологизации российского социума, его цивилизационной идентификации.

Концептуализация  понятия "патернализм" позволяют  обозначить актуальную проблему, выходящую  на правовой менталитет и поведенческие  стереотипы, заложенные в коде культуры российского общества. Понятие патернализм, часто используемое в современной философии и социологии, подразумевает особенные отношения между властью и личностью. При этом в строгом смысле слова значение имеет не форма осуществления власти и не ее уровень (государственная власть, власть работодателя и т.д.) а содержание отношений, соотношение прав и обязанностей. Патерналистские отношения могут осуществляться в любой форме (правовой, внеправовой). Но, задаваясь вопросом о типе или о сущности отношений между властью и личностью, невозможно обойти стороной право из-за той же идеологемы гражданского общества - права на защиту автономии личности со стороны общества и государства.

Патерналистские установки как разновидность  социальных установок стали специфическим  элементом правового менталитета. Устойчивость патернализма наблюдается и в современных российских условиях. Сложившаяся в постсоветский период ситуация демонстрирует потребность граждан в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и защиты, которые он рассматривает как нечто априорное, как обязательную функцию власти.

Вместе с  тем, патернализм - не только это социально-психологический  и социокультурный феномен, в  основе которого - стремление человека жить за счет государственной поддержки  и одновременно доверять государству обустройство собственной жизни, но и правовой, поскольку это желание связано с необходимостью поступаться при этом частью своих прав. Патернализм как культурный архетип является значимой чертой российской культуры и менталитета, в том числе правового, и тесно связан с правовой культурой и правовым поведением.

Сущность патерналистских  установок заключается в наличии  темы долженствования опеки со стороны  государства и мифологизации  власти. Одной из наиболее типичных характеристик российского правового менталитета является устойчивое представление об оправданности подчиненного положения личности, какой бы она ни была, по отношению к государству. Государство в массовом сознании и национальной идеологии занимает высшее место в ценностной иерархии. Личности традиционно отводится подчиненное положение, ей приписывается обязанность служить Государству, безоговорочно ставя его интересы выше своих и не задумываясь о возможном ущемлении им прав каждого конкретного человека.

Патернализм превращает человека не в гражданина, а в подданного, порождая иждивенческие отношения в обществе и приучая человека к пассивному выжиданию, он ограничивает самостоятельную инициативу. В конечном итоге вопрос о патерналистских отношениях -это вопрос о юридическом статусе и о соотношении прав и обязанностей, об отношении людей к праву и закону.

Патерналистские установки в теоретико-правовом измерении это соотношение прав и свобод, определяемых системой взаимной заинтересованности государства в  личности и личности в государстве, при котором объем этих прав, устанавливается государством в зависимости от степени востребованности того или иного принадлежащего лицу ресурса для поддержания ситуации власти. Патернализм правовая категория является значимой чертой российского менталитета, в том числе правового, и тесно связан с правовой культурой и правовым поведением. Сущность патерналистских установок заключается в наличии темы долженствования опеки со стороны государства и мифологизации власти.

Патернализм как  элемент правовой культуры и правового менталитета относится к понятиям, получившим в последнее время широкое распространение в современной юридической науке. Осмысление его смысла делает работу лица, принимающего юридические нормы, более целенаправленной, осознающего, к какой цели он должен стремиться, и что для этого необходимо. Игнорирование правового менталитета не позволит в должной мере выразить в юридическом законе устремления общества.

Компонентами  правового менталитета как системы  стереотипов мышления и поведения  являются: правовые представления, правовые стереотипы, ценностно-правовые ориентации, правовые установки. Правовой менталитет оказывает влияние на правовое поведение, поскольку его содержание проявляется как в характере мышления, так и в образе действий.

Патернализм как элемент правовой культуры и правового менталитета в рамках существующего законодательства отражает "социальную заданность" права и фиксирует это в своих основных, исходных понятиях - нормативность, регулятивность, общеобязательность правовых актов, их обеспеченность силой, авторитетом государства. Он представляет собой специфический исторический опыт, запечатленный в памяти целых социумов и отдельных людей, их ориентацию и навыки в правовой сфере, влияющие на политическое поведение. Его проявления свойственны не только россиянам, поскольку это значимый компонент общества традиционного типа и, как его рудимент, может проявляться даже в самых модернизированных социумах.

В современном  обществе закономерно возрастает значимость правовой культуры и правосознания как важнейшего компонента общей культуры общества и человека. Это объясняется особой доминирующей ролью правовой культуры в совершенствовании системы общественных отношений, в формировании мировоззренческой позиции личности, ее ценностных установок.

Осознание существования фактора патернализма в правовом сознании позволяет уточнить и более адекватно проанализировать существующие тенденции и закономерности развития современной государственно-правовой действительности. Правовой менталитет является разновидностью общего менталитета и как сфера повседневного опыта, формирует и определяет развитие правовой действительности.

При отсутствии гражданского общества государство  по-прежнему идентифицирует себя с  обществом, последнее "растворено" в государственной жизни и неспособно порождать то, что принято называть моралью - представление о добре и зле. В силу этого трудно определять законы как "правовые, моральные" или же как "неправовые, неморальные", отчего право зачастую подменяется "правилами". В результате многие законы отражают не ценности, а государственный интерес. В этих условиях ментальная компонента правовой культуры в определенной мере выступает одним из критериев оценки качественной стороны издающихся законов и норм с точки зрения их социальной и нравственно-этической значимости.

Государственно-правовой менталитет и присущие ему патерналистские  установки сформировались в рамках российской цивилизации с присущими  ей базовыми установками и основаниями. Значимыми факторами, оказавшими и  продолжающими оказывать влияние на развитие и становление российской цивилизации, являются природно-климатические условия ее территории и определяющая функция государства.

Именно государству  принадлежит ведущая роль в функционировании российской цивилизации. Российская государственность представляет собой государственно-организованную форму общества, специфика которой определялась на разных этапах его развития особенностями государственно-правовых организаций и институтов, содержания национально-государственной идеи и практики ее реализации. Патерналистские традиции общности, огромные пространства, наличие десятков этносов, отсутствие стабильных экономических рыночных связей и правовых отношений, недостаточное развитие транспортных сетей, психология удельных правителей и их сепаратизм - все это порождало потребность в сильном централизованном государстве, способном скреплять воедино резко отличающиеся друг от друга регионы и территории.

В российской цивилизации  государственность выступала доминантной  формой социальной интеграции, задавая единый для общества нормативно-ценностный порядок как символической основы национального единства. Испытывая постоянное "давление" с Запада и Востока, российское государство с самого начала формировалось как "военно-национальное", основной движущей силой развития, которого была перманентная потребность в обороне и безопасности, сопровождавшаяся усилением политики внутренней централизации и внешней экспансии.

Российская  правовая матрица включает в себя прочную тягу к сохранению эмоциональной  доминанты в культуре, почти полностью подчиняющей себе ее интеллектуальный элемент, а также интерпретацию нравственности как эмоциональной стихии сострадания. Наличие сильной эмоциональной доминанты и слабость интеллектуального начала в культуре предопределили, помимо всего прочего, формирование в России специфического типа правовой культуры. Его основной характеристикой является отчетливый приоритет морали и нравственности как социального регулятора по отношению к праву, что означает, в конечном счете, дефицит правосознания, подмену его деформированным моральным сознанием, этикоцентризм как принципиальную черту правового менталитета.

В рамках патерналистских  установок происходило и происходит развитие идеологии, в доктринах  и концепциях которой утверждались ценности, создавались осмысленные регуляторы поведения, адекватные патерналистской ментальности. Выходя из области теории в социальную действительность, идеология патернализма направляла и ускоряла деятельность патерналистского общественного механизма и его институтов.

Политическая  и правовая организации общества в СССР опиралась на устойчивый культурный тип общественных отношений, основанных на принципах патернализма. Эта модель, закрепившаяся в общественном сознании, включала в себя нравственную ответственность правящей элиты за руководимый ею народ и готовность последнего уступить власть своих прав и сузить свое поле свободы. В процессе социалистической модернизации патернализм принял новые очертания, но сохранил свои сущностные черты, гарантируя сохранение стабильности общественного бытия за счет сдерживания инновационных процессов и подчинения личности обществу со всеми вытекающими последствиями.

Концептуализация  понятия "патернализм" позволяют  обозначить актуальную проблему, выходящую  на правовой менталитет и поведенческие стереотипы, заложенные в коде культуры российского общества. Понятие патернализм, часто используемое в современной философии и социологии, подразумевает особенные отношения между властью и личностью. При этом в строгом смысле слова значение имеет не форма осуществления власти и не ее уровень (государственная власть, власть работодателя и т.д.) а содержание отношений, соотношение прав и обязанностей. Патерналистские отношения могут осуществляться в любой форме (правовой, внеправовой). Но, задаваясь вопросом о типе или о сущности отношений между властью и личностью, невозможно обойти стороной право из-за той же идеологемы гражданского общества - права на защиту автономии личности со стороны общества и государства.

Информация о работе Правовая ментальность