Правовой статус наблюдателя на выборах, в том числе иностранного, международного наблюдателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:45, реферат

Описание работы

Выборы занимают особое место в формировании представительных органов власти и ротации высших должностных лиц на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и в системе местного самоуправления. Их исход во многом предопределяет дальнейший суверенный вектор развития страны, ее представительных и государственных структур, институтов гражданского общества. Свободные выборы – это один из важнейших демократических способов легитимации государственной власти и местного самоуправления. Для успешного решения столь важных задач существенное значение имеют качество избирательного законодательства, демократическая практика организации и проведения выборов, а также их признание участниками избирательного процесса и международным сообществом

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие правового статуса наблюдателя на выборах в Российской Федерации…………………………………………………………………..…6
Правовой статус наблюдателей на выборах в Российской Федерации….10
Права и обязанности наблюдателей на выборах в Российской Федерации………………………………………………………..…………..18
Заключение…………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………………………………….25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.81 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

 

 

Институт права

 

Кафедра конституционного права

 

 

Правовой статус наблюдателя на выборах, в том числе иностранного, международного наблюдателя.

 

Реферат.

 

 

                                                                         

 Студентки V курса 2 группы

                                                                                  Очного отделения

Глазковой Елены

                                                                                  Проверила:

Воробьева С.В., к.ю.н., доцент

 

 

 

 

 

Тамбов 2014

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….3

Понятие правового статуса наблюдателя на выборах в Российской Федерации…………………………………………………………………..…6

Правовой статус наблюдателей на выборах в Российской Федерации….10

Права и обязанности наблюдателей на выборах в Российской Федерации………………………………………………………..…………..18

Заключение…………………………………………………………………...23

Список использованных источников……………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выборы занимают особое место в формировании представительных органов власти и ротации высших должностных лиц на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и в системе местного самоуправления. Их исход во многом предопределяет дальнейший суверенный вектор развития страны, ее представительных и государственных структур, институтов гражданского общества. Свободные выборы – это один из важнейших демократических способов легитимации государственной власти и местного самоуправления. Для успешного решения столь важных задач существенное значение имеют качество избирательного законодательства, демократическая практика организации и проведения выборов, а также их признание участниками избирательного процесса и международным сообществом. Особую роль в этом призваны сыграть наблюдатели на выборах.

Стоит отметить, что институт наблюдения – один из самых молодых институтов Российской Федерации, хотя функции наблюдения «за правильностью выбора» – как неотъемлемая часть выборного производства, осуществлялась всегда, начиная с древности, органами и лицами организующими «выбор». Но, общественное наблюдение за выборами гражданами или их организациями, это довольно поздний этап в эволюции самой избирательной системы в России. Наблюдение за выборами является необходимым атрибутом для демократически развивающейся страны. Отечественный опыт, а также опыт зарубежных стран подтверждает, что присутствие на выборах наблюдателей способствуют формированию атмосферы гласности и открытости, что в свою очередь влечет повышение уверенности граждан в справедливом характере выборов, способствует их более активному участию в избирательном процессе.

Механизм организации выборов должен соответствовать принципу справедливых выборов. Универсальной модели организации выборов не существует, и в разных государствах действуют различные механизмы организации выборов, которые зависят от национальных традиций, от системы власти, от политической и избирательный системы.

Внимание к проблеме и ее актуальность заключается и в том, что в 2012 году на выборах Президента РФ была запущена организация от Ассоциации юристов России «Корпус наблюдателей». Само движение общественных наблюдателей на выборах получило свое начало на Координационном совете молодых юристов Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», который прошел в январе 2012 года. В начале февраля 2012 года, наряду с другими субъектами Российской Федерации, в Тамбовской области при непосредственном участии и поддержке Тамбовского отделения Ассоциации юристов России, был сформирован региональный Координационный совет, в который вошли представители молодежного юридического сообщества. В настоящее время, деятельность корпуса проходит в формате Общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы», которое имеет свои отделения во всех регионах Российской Федерации.

Актуальность избранной темы обусловлена значимость института наблюдателей для демократического развития государства, проблемами, связанными с реализацией наблюдателями своих прав.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи реализацией гражданами Российской Федерации и зарубежных стран права на наблюдение за выборами, проведения референдума.

Предмет исследования составляют общественные отношения урегулированные нормами конституционного, международного и избирательного права, регламентирующие правовой статус наблюдателей, их компетенции и полномочия, а также порядок проведения наблюдения как гражданами России, так и зарубежных стран.

Целью исследования является рассмотрение правового статуса наблюдателей на выборах.

Согласно поставленной цели, задачами работы являются:

- уточнить характеристику сущности  института наблюдения за выборами;

- дать определение наблюдателя  в российском праве:

- определить правовой статус  иностранного и отечественного  наблюдателя в Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы проблеме наблюдения уделяется повышенное внимание, что находит отражение как в выступлениях руководства страны, ответственных лиц Центризбиркома: В.Е. Чурова, Н.Е. Конкина, Е.И. Колюшина, С.М. Шапиева, а также эту проблему не обошли и исследователи, среди которых можно отметить работы таких авторов как Р.Т. Биктагирова, А.И. Иванченко, А.А. Вешняков, В.И. Лысенко, Е.И. Постникова, Ю.А. Веденеева, В.Н.Белоновского, И.А. Евланова, А.Н. Обернибесова, В.В. Красинского, В.И. Лафитского, А.В. Семенистого, Ю.А. Дмитриева, В.Б. Исраеляна, В.В. Шуленина, А.Ю.Бузина, А.Е. Люборева, С.Д. Князева и др.

Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, трех глав исследования, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие правового статуса наблюдателя на выборах в Российской Федерации.

Участие независимых наблюдателей в выборах является необходимым атрибутом избирательного процесса демократически развивающихся стран, способствует открытости и гласности проведения избирательной кампании, повышает уверенность граждан в свободном и справедливом характере выборов, способствует более активному их участию в избирательном процессе. Наблюдатели выполняют важную функцию, отслеживая подсчет голосов, обеспечивают независимое общественное определение итогов голосования, результатов выборов, используя законные способы и методы общественного контроля. Выявление наблюдателями наиболее распространенных нарушений избирательных процедур, позволяет совершенствовать национальное избирательное законодательство и избирательные технологии. Присутствие на выборах иностранных (международных) наблюдателей помимо основной своей задачи – выявления степени легитимности результатов выборов – позволяет соотнести национальное законодательство и саму избирательную процедуру с международными избирательными стандартами.

Институт наблюдателей в избирательном праве может пониматься в трех значениях: 1) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу участия в избирательном процессе на стадии голосования и подсчета голосов специально уполномоченных лиц – наблюдателей от зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (избирательных объединений), общественных организаций; 2) совокупность лиц – граждан Российской Федерации и иностранных граждан, имеющих статус наблюдателя, осуществляющих полномочия по удостоверению законность процедур голосования и подсчета голосов на выборах и голосования и определения результатов референдума; 3) правовой инструмент обеспечения законности и гласности проведения выборов и референдумов в Российской Федерации 1.

Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах закрепляет следующие виды наблюдателей, наделяемых полномочиями по удостоверению законности проведения голосования и подсчета голосов в России: 1) наблюдатели – категория наблюдателей, имеющих гражданство Российской Федерации и представляющих интересы кандидатов, избирательных объединений и общественных организаций, политических партий; 2) иностранные (международные) наблюдатели – представители иностранных государств и международных организаций, основной задачей которых является осуществление своеобразного контроля за законностью проводимых процедур голосования и подсчета голосов на выборах в Российской Федерации.

Положение каждого из указанных видов наблюдателей регламентируется избирательным законодательством России. Становясь участником правоотношений, лицо использует закрепленные за ним законодательством Российской Федерации права, исполняет обязанности, несет ответственность. То, как и каким образом лицо является участником отношений определяется его правовым статусом, фактическим положением в системе общественных отношений. Физическое лицо – гражданин Российской Федерации или гражданин иностранного государства – может являться наблюдателем на выборах ему выступать в избирательном процессе с особой ролью – ролью стороннего наблюдателя.

Термин «наблюдения за выборами» был введен в оборот и получил официальное признание, в 1993 году, что и было закреплено в Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, хотя, наблюдение за выборами осуществлялось уже с древних веков, но субъектами его были сами организаторы и должностные лица в выборном процессе 2.

Статус иностранных наблюдателей, большая группа которых впервые была приглашена на выборы депутатов парламента Российской Федерации в 1993 году, в этих актах не регламентировался. Положение о статусе иностранных наблюдателей в период проведения выборов депутатов Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году, утвержденное постановлением Центральной, избирательной комиссии 1 ноября 1993 года, помогло восполнить данный пробел. Причем данный акт более конкретнее урегулировал правомочия зарубежных представителей по контролю за выборами3.

Так для совершенствования регулирования правового положения наблюдателей 1 марта 1994 года Центральная избирательная комиссия приняла постановление, которым были утверждены методические рекомендации по статусу наблюдателей от кандидатов в депутаты представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и избирательных объединений или групп избирателей, выдвинувших кандидатов в депутаты. Таким образом, был увеличен перечень субъектов, чьи интересы представляют наблюдатели – это группы избирателей, выдвинувших своих кандидатов. Центральная избирательная комиссия разрешила избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, используя рекомендации, давать собственные разъяснения по статусу общественных наблюдателей, то есть имелось в виду, что, опираясь на Рекомендации Центральной избирательной комиссии, субъекты федерации смогут дополнить статус наблюдателей новыми положениями.

Таким образом, статус наблюдателей в российском праве оформлен законодательно. В своём формировании он прошёл несколько стадий под воздействием политических, правовых изменений. Электоральное право, рассматривающее данный статус, продолжает динамично развиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой статус наблюдателей.

Наблюдатели – это граждане РФ, уполномоченные проводить наблюдение за ходом проведения голосования, за подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью избирательных комиссий.

Существование такого субъекта избирательного права, как наблюдатель, обусловлено необходимостью в осуществлении контроля за законностью в действиях избирательных комиссий, осуществляющих организацию голосования избирателей, подсчет голосов и подведение итогов выборов.

В зависимости от государственной принадлежности наблюдатели бывают национальные (внутренние), и международные (иностранные).

По сроку полномочий наблюдатели делятся на долгосрочных и краткосрочных. Долгосрочные наблюдатели оценивают управление на всех стадиях избирательного процесса. «Долгосрочные наблюдатели преследуют двойную цель. Они должны собирать и анализировать связанные с выборами данные информацию и представлять соответствующие отчеты по своим территориям, а также подготавливать почву для размещения краткосрочных наблюдателей»4. В то время как краткосрочные наблюдатели прибывают непосредственно в день голосования и осуществляют «классические полномочия». Исходя из российского законодательства любой наблюдатель может быть только краткосрочным, поскольку он исполняет свои функции в ходе голосования и определения его итогов.

Территориальный признак зависит от места проведения выборов (референдума). Если наблюдатель осуществляет свои полномочия на уровне субъекта Российской Федерации, то есть в Территориальной избирательной комиссии, или в органах местного самоуправления, то есть в Участковой Избирательной Комиссии, то таких наблюдателей следует считать общественными. Эта классификация законодательно закреплена во «Временном положении о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации…» 5. Дополнительно нужно подчеркнуть, что если национальный наблюдатель может присутствовать на выборах всех трех уровней, то международному положено быть только на федеральном.

Понятие наблюдателя законодательно закреплено в Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В частности, статья вторая, «Основные термины и понятия», пункт сорок второй устанавливает, что наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума6.

Информация о работе Правовой статус наблюдателя на выборах, в том числе иностранного, международного наблюдателя