Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:45, реферат
Выборы занимают особое место в формировании представительных органов власти и ротации высших должностных лиц на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и в системе местного самоуправления. Их исход во многом предопределяет дальнейший суверенный вектор развития страны, ее представительных и государственных структур, институтов гражданского общества. Свободные выборы – это один из важнейших демократических способов легитимации государственной власти и местного самоуправления. Для успешного решения столь важных задач существенное значение имеют качество избирательного законодательства, демократическая практика организации и проведения выборов, а также их признание участниками избирательного процесса и международным сообществом
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие правового статуса наблюдателя на выборах в Российской Федерации…………………………………………………………………..…6
Правовой статус наблюдателей на выборах в Российской Федерации….10
Права и обязанности наблюдателей на выборах в Российской Федерации………………………………………………………..…………..18
Заключение…………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………………………………….25
В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (п.6 ст.31 гл.4) и Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» специально отмечалось (п.7 ст.23 гл.2), что избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции. Специально оговаривается, что иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств (п.7 ст.31 гл. 4 Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями. Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы. Оправданным выглядит правило, согласно которому Центральная избирательная комиссия России вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.
Таким образом, можно сделать вывод, что полномочия наблюдателей согласно законодательства РФ распространяются на иностранных (международных) наблюдателей с дополнениями, указанными в конкретных федеральных законах.
Заключение
В процессе становления и развития института наблюдения в России сформировалась определенная проблематика.
Основным камнем преткновения является независимость наблюдателей, обеспечить полное соблюдение которой существующие законы пока не в состоянии. Наблюдение за выборами должно осуществляться вне руководства государственной власти, а также не интересах единственной политической силы. Должны исключаться следующие моменты:
•давление административного ресурса;
•давление партийной принадлежности;
•влияние средств массовой информации.
Можно сделать вывод, что из-за влияния этих трех вышеперечисленных факторов независимость наблюдения исчезает.
Первые попытки в этой области стало создание неполитических общественных объединений, которые привлекают граждан к участию в политической жизни страны. Среди таких организаций следует выделить «Информатика для демократии» и Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос».
Следующей проблемой является отсутствие долгосрочного наблюдения. Многие передовые страны давно пользуются этим институтом, но наше законодательство подобного не предусматривает, хотя его преимущества на лицо – наблюдателями охватывается больше стадий избирательного процесса, и, следовательно, появляется возможность обнаружить больше нарушений, которые раннее были недоступны для выявления.
Другая задача, требующая разрешения – недостаток опыта, слабая подготовленность наблюдателей. Законодательные основы, практики их применения требует очень тщательного и кропотливого изучения, однако зачастую никто себя подобным не утруждает. Все ограничивается кратким инструктажем.
Институт наблюдения едва обозначился в праве современной России, и только совместные действия государства, а отчасти, и самого общества, решение проблем и организационного и правового характера, дадут стимул к дальнейшему развитию наблюдения. Государству необходимо внести определенные коррективы в законы, в то время как общественность не должна оставаться безучастной, и обязана реальными действиями этому способствовать.
Список использованных источников.
Нормативные правовые акты.
Научная литература.
1 Мишанова Е. В. Наблюдение на выборах: Учеб. пособие / Издательство Европейского ун-та Санкт-Петербурге, 2010.
2 Вешняков А. А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов М.: НОРМА, 2009.
3 Вешняков А. А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов М.: НОРМА, 2009.
4 Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Наблюдение до и после дня выборов: Руководство для долгосрочных наблюдателей за выборами. – Польша: Sungraf, 2007.
5 Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (вместе с «Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления») // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5497.
6 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Парламентская газета. - 2002. - № 110-111.
7 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. - № 237.
8 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации // Российская газета. -1997. - № 168
9 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Парламентская газета. – 2001. - № 241-242.
10 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
11 Назарова Е.В. Институт международного наблюдения на выборах: Актуальные вопросы эффективности // Федеральный правовой портал Юридическая Россия.
12 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34. - Ст. 4029.
13 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Парламентская газета. - 2002. - № 110-111.
14 Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 21. - Ст. 1919.