Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель: исследовать теоретико-правовые аспекты формирования традиционных правовых семей, их последующее развитие и состояние в нынешнее время.
Задачи исследования:
- исследовать роль и значение традиционных факторов в правовой системе страны, возможность их использования в современной правовой теории и юридической практике;
- показать особенности правовых традиций народов разных стран, отразить специфику их нормативно-правового закрепления в правовой системе;
Введение
Актуальность выбранной темы исследования носит актуальный характер, так как она напрямую касается человеческой общности, его организации и структуры. Сама по себе тема очень интересна, она дает возможность узнать о правовом устройстве и особенностях стран с традиционной правовой концепцией правопонимания. Еще более интересно изучение возникновения и развития права, причины, способствовавшие этому, и различные правовые особенности в таких странах.
Практически с середины 1990-х
годов отечественная правовая наука
предпочитала заниматься изучением
скорее «чистого права», рассматривала
правовую систему страны с точки
зрения позитивистского подхода, старательно
игнорировавшего свойственные ей черты,
обусловленные государственно-
При изучении темы исследования
мы сталкиваемся с вопросами
К объекту исследования данной курсовой работы относятся традиционные правовые семьи, являющиеся одной из разновидностей мировых правовых систем.
Предмет исследования данной курсовой работы составляются особенности, характерные для традиционных правовых семей.
Цель: исследовать теоретико-правовые аспекты формирования традиционных правовых семей, их последующее развитие и состояние в нынешнее время.
Задачи исследования:
- исследовать роль и значение традиционных факторов в правовой системе страны, возможность их использования в современной правовой теории и юридической практике;
- показать особенности
правовых традиций народов разных
стран, отразить специфику их
нормативно-правового
Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. К ним относятся: сравнительно-правовой, исторический, логические, обобщающий, аналитический.
Курсовая работа состоит из: введения, где описывается актуальность и решение задач данной работы; главной части, которая раскрывает суть темы курсовой работы; заключения, то есть общего вывода по данной теме.
Глава 1 Понятие и общая характеристика традиционных семей
Прежде чем давать характеристику конкретным правовым семьям, хотелось бы сказать несколько слов о самом понятии «правовая семья», на каких основаниях выделялась та или иная классификация правовых систем, какие правовые системы существуют вообще в мире. Я думаю, этому моменту стоит уделить внимание, потому что нельзя изучать поставленное узкое направление исследуемой темы без изучения общих понятий и начал.
Само понятие «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.1
Правовая семья - одно из центральных понятий сравнительного правоведения, представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.2 Наряду с термином «правовая семья» используется такое понятие как «правовая система».
На сегодняшний день существует около двухсот национальных правовых систем, о которых мы располагаем относительно точными сведениями. Многообразие таковых вызывает необходимость перед их сравнительным исследованием провести их классификацию. Что касается природы и конечной цели сравнительного правоведения, классификации национальных правовых систем, то здесь существуют различные подходы и школы.3 И сам по себе вопрос о классификации правовых систем или правовых семей вызывает большой интерес.
Каждая страна обладает своим правовым своеобразием и самобытностью, что и позволяет выделить их в определенные правовые системы в узком смысле. Наряду с особенностями в этих так называемых правовых системах, можно заметить и общие черты, сходные элементы, которые позволяют их группировать в «правовые семьи», или же правовые системы в широком смысле, объединяющие родственные в правовом отношении страны.4
При классификации правовых систем различных государств, Алексеев С.С. выделил ряд основополагающих критерий:
На основании этого, Алексеев выделил 5 правовых семей: англо-саксонская (США, Англия, Канада, Австралия), романо-германская (континентальная Европа, Латинская Америка), религиозно-правовая (страны религий ислам, иудаизм, индуизм), социалистическая (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба), семья обычного права (Экваториальная Африка и Мадагаскар).5
Еще одна классификация была выдвинута известным ученым в области сравнительного и международного права Саидовым А.Х. Согласно ей, единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира.6Исходя из группы критериев, включающих, во-первых, историю правовых систем, во-вторых, систему источников права, в-третьих, структуру правовой системы, ученый выделяет восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовые семьи, семью обычного права и дальневосточную правовую семью, которые рассматриваются наряду с семьей социалистического права.
Касаемо исследований европейских ученых, то заслуживает подход западных компаративистов, которые отрицают типологию правовых систем только на основании их классовой сущности.7 При классификации используются самые различные факторы: этический, расовый, религиозный, географический, юридической техники. И результатом таких исследований и сопоставлений выступает различная классификация правовых семей. Наибольшее признание получила концепция «трихомитрии», предложенная французским ученым Рене Давидом.
Она основывается на двух критериях:
Р. Давид выделяет три основные правовые семьи: Романо-германскую, Англо-саксонскую, Социалистическую системы. К ним же примыкают весь остальной «правовой мир», включающий 4/5 всей планеты и получивший название «Религиозные и традиционные правовые семьи».
Еще одну известную классификацию предложили ученые К. Цвайгерт и Х. Кетц, которые взяли за основу критерий «правового стиля».8 Ими были предложены следующие правовые комплексы: мусульманская, романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, индусская системы, которые сложились на основании пяти факторов. К таковым относятся:
В принципе, эта классификация мало отличалась от концепции, предложенной Рене Давидом.
Три основные правовые семьи
по Р. Давиду являются, несомненно, основными,
но мнение об их превосходстве, по большому
счету, - это простая гипотеза, не
соответствующая реалиям
Отличительной чертой таковых стран от стран Запада являются принципы, которыми они руководствуются. Вот один из них где одни отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем – это характерно для стран Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.10
Каждая из них имеет ряд особенностей, характерных общих и отличительных черт, группу стран, поддерживающих ту или иную концепцию. Интересен тот факт, что внутри каждой большой группы происходит выделение ряда индивидуальных семей традиционного типа. В дальнейшем тексте курсовой будет раскрыт этот ряд интересных и важных моментов.
В заключение хотелось бы отметить, что в таких странах, ровно, как и на Западе, люди должны жить в соответствии с правом, а если они лишены такой возможности, то бороться за торжество права. Власти должны соблюдать нормы права, а суды – обеспечивать уважение к праву. Право – это зеркало справедливости. Его отсутствие ведет к произволу и анархии. Право – это объект уважения и почитания. А суды – это храмы правосудия, в которых обитают уважаемые судьи.11
Интересен момент, когда некоторые ученые выделяют так же классификацию правовых систем на основании уровня развития права в странах. Различия складываются в силу разновременности возникновения и развития права, на основании различных мер и степени наличия, выражения в них единых, общеправовых начал и положений.12 Так, например, существуют национальные правовые системы с высоким уровнем правовой развитости – страны Западной Европы. Существенным глобально-историческим преобразованием в 20 веке стало появление на правовой карте мира стран, среднеразвитых по уровню права – Латинская Америка, Восточная Европа, такие азиатские страны как Индия, Япония, Южная Корея, Сингапур. Есть и группа стран, слаборазвитых в правовом плане, однако в 20 веке в них все же произошел значительный прогресс – страны Черной Африки, Мадагаскара.
Из всего этого можно
сделать вывод, что понятие «правовая
семья» - одно из ключевых в праве, оно
очень многолико и имеет
Семьи традиционного права в отличие от других правовых семей ставит различие в понимании права и отношении к нему. Здесь под сомнение ставится сама ценность права. Для стран Дальнего Востока, ровно, как и для стран Африки и Мадагаскара, несвойственно понимание права с точки зрения, к примеру, стран религиозной правовой системы. Здесь вообще считается, что право – это орудие произвола, нарушающее общественный порядок в обществе. Настоящий гражданин, соблюдающий порядок, не обязан уважать право, его образ жизни вообще должен по минимуму касаться обращения к правосудию, а в случае установления факта конфликтной ситуации – ее следует решать при помощи согласительных процедур. Все существующие законы необходимы для устрашения.
Вся эта теория выражается в идее «право хорошо для варваров».13
Фактически все тоже самое характерно для стран Африки и Мадагаскара, и лишь отличается в малой степени, причем ввиду иной обстановки и жизненных условий, государственного устроения. Также большая роль отдается традициям и обычаям.
Среди общих признаков, характерных для семей традиционной правовой системы можно выделить: