Правовые семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать теоретико-правовые аспекты формирования традиционных правовых семей, их последующее развитие и состояние в нынешнее время.
Задачи исследования:
- исследовать роль и значение традиционных факторов в правовой системе страны, возможность их использования в современной правовой теории и юридической практике;
- показать особенности правовых традиций народов разных стран, отразить специфику их нормативно-правового закрепления в правовой системе;

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.91 Кб (Скачать файл)

Все это – перечень общих  черт традиционных правовых семей. Однако можно также выделить некоторые  отличительные особенности в  группе стран традиционной концепции  правопонимания. Это объясняется тем фактом, что каждая их стран таковой группы имеет свой собственный уклад, и различные факторы влияют на возникновение таковых различий.

Дальневосточная правовая семья  – характеризует такие страны, как Китай, Японию и близлежащие  мелкие страны. К отличительным критериям, на основе которых можно определить, к какой правовой семье можно  отнести ту или иную правовую систему, принадлежит также восприятие права  как исключительно важного социального  инструмента регулирования общественных отношений. В этом смысле страны Дальнего Востока принципиально отличаются от других правовых семей.14 Здесь имеет место быть то, что:

  1. К праву относятся отрицательно;
  2. Существует традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому охрана порядка осуществляется методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения;
  3. Сама модернизация правовой системы произошла после окончания Второй Мировой войны.

В дальневосточный регион входит много стран, и в каждой из них развивалась своя цивилизация. Эти цивилизации испытывали взаимное влияние, но все это не переросло  в культурное единство из-за недостатка в контакте, как это произошло  в Западной Европе.15

Основную идею отрицания  права высказал еще древнекитайский  мыслитель Конфуций. Он утверждал, что  если народом управлять с помощью  законов, а единообразная норма  поддерживается с помощью кары, то народ будет стараться ее избежать и у него не будет чувства стыда. Если же народом управлять с помощью  добродетели, а единообразная норма  будет поддерживаться с помощью  обрядов, то народ приобретает чувство  стыда и тем самым становиться  лучше.16

Дальневосточная правовая семья  столь же своеобразна, сколько и  долговечна. Ее многовековое существование  объясняется во многом собственными историческими корнями с длительной изоляцией от зарубежного права.17 Глубокие нравственно-религиозные истоки оказались столь устойчивыми, что даже «европеизация» и «американизация» этой правовой семьи не могли коренным образом изменить ее природу. По-прежнему внутренние этические ценности и традиционная саморегуляция действуют как бы внутри, в оболочке правовых норм.18

Касаемо стран Черной Африки и Мадагаскара, то там обстояла практически  такая обстановка, как и на Дальнем  Востоке. В условиях, где индивидуализм  занимает так мало места и на первый план выдвинуто единство общественной группы, основное – это сохранение и восстановление гармонии, а не уважение к праву. Право западного  образца, действующее здесь, - по большей  части лишь орнамент. Большинство населения продолжает жить в соответствие с традициями, не обращая внимания на искусственные своды правовых норм.

Традиционная африканская  правовая семья – включает в себя страны Центральной и Южной Африки и Океании. Для них характерно регулирование жизни обычаями (адатом). Эти обычаи многочисленны, и в  каждом племени, общине, этнической группе имеются свои собственные традиции. Повинуются этим обычаям все на добровольной основе во имя памяти и уважения к предкам, а также из-за боязни сверхъестественных сил, чью негативную реакцию можно будет вызвать  нарушением обычаев.

Другая особенность обычного права состоит в том, что в  традиционной среде справедливым является то, что способствует сплочению группы, восстановлению согласия между ее членами.

Для стран данной правовой системы характерно следующее:

  1. Возникновение дуалистической системы права, включающей в себя право митрополии и обычное право;
  2. Сосуществование европейские и туземные суды, последние действовали на основе обычного права;
  3. В некоторых странах Африки после обретения независимости была произведена некая кодификация, в некоторых – были устранены туземные суды, в некоторых – они временно охранялись.
  4. Происходила некая эволюция обычного права, которая позволяет налаживать международные отношения между африканскими странами и прочими мировыми странами.

Таким образом, можно сделать  вывод, что огромный интерес представляет собой традиционная правовая семья, и в первую очередь тем, что  в ней представлены абсолютно  разные по своему укладу страны, находящиеся, даже, на различных континентах. Несмотря на это, между ними есть ряд сходств, что так же удивительно. Поэтому  при изучении данной правовой семьи  необходимо уделить внимание всем условиям и факторам, определяющим особенности  этой правовой семьи в лице разных стран.

Глава 2. Дальневосточная  и африканская правовые семьи 
2.1 Особенности дальневосточной правовой семьи

В регион, который называют Дальним Востоком, входит много стран, и в каждой из них развивалась  своя цивилизация. Эти цивилизации испытывали взаимное влияние, но за всю историю развита) из-за недостатка контактов оно не переросло в культурное единство подобное тому, которое возникло в Западной Европе. Китайская и индийская цивилизации оказали особенно существенное влияние на другие дальневосточные цивилизации. Поэтому описание китайского и японского права позволит выявить некоторые важные и характерные элементы общей дальневосточной концепции права.

Дальневосточная правовая семья  включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др.

Для данной правовой семьи  характерно, во-первых, отрицательное  отношение к праву вообще. Японцы, например, традиционно отождествляют  право исключительно с уголовным  законодательством, которое у них  ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых, в дальневосточных обществах  господствует идея примирения, добровольного  соглашения сторон спора, т.е. конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны все другие способы разрешения конфликта. В-третьих, традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок. В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества - семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н.э. в Китае, в частности, школа легистов проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколько на подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не удалось поколебать существенным образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие и на официальную идеологию Японии.

Однако после установления республиканского строя в Китае  и особенно после провозглашения Китая в 1949 г. Народной Республикой  китайская правовая система стала развиваться по социалистической модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, т.е. происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о китайском менталитете и вековых китайских традициях.

Что касается Японии, то после  Второй мировой войны на развитие ее правовой системы существенное влияние  оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также экономическое  законодательство (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала  путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романс-германской правовой семьи; прецедент не является источником права, а главным источником считается закон. В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов Верховным судом. Структура японского права - отраслевая. К основным отраслям относятся гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство, национальная правовая система Японии представляет собой сложное переплетение действия законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

Все западные правовые системы  независимо от того, относятся ли они  к семье романо-германского или  общего права, едины в том что важнейшие вопросы социальной жизни должны регулироваться преимущественно нормами объективного права, а не моральными нормами, обычаями и традициями. Закон и судебное решение обычно определяют условия, при которых все лица должны иметь определенные права, такие, как право исполнять договор, получать компенсацию убытков или развод, выплачивать алименты. Если права какого-то лица нарушены или ставятся под сомнение другими, то это лицо не только имеет право защищать и отстаивать их, но просто обязано поступать так. С этой целью используется такой механизм, как судебное разбирательство, в ходе которого судья рассматривает конкретное дело. Руководствуясь нормами закона, он выносит окончательное обязательное решение.

Достаточно беглого взгляда  на правовые системы стран Дальнего Востока, чтобы убедиться в том, что этот метод – далеко не единственно  возможный: в некоторых обществах юридические споры разрешаются способами, отличающимися от рассмотрения дел в суде. Подобная традиция продолжает существовать и в Китае, пользуется значительным влиянием в Корее и Индокитае, имеет огромное значение для китайцев, населяющих Гонконг, Индонезию и Малайзию, сказывается и на японском праве.

2.2 Особенности  африканской правовой семьи

Африка к  югу  от Сахары  и Мадагаскар  в течение  многих  веков  жили  по нормам  обычая.  Повиновение обычаю  было в основном добровольным. Каждый считал себя обязанным  жить  так,  как жили его предки; и  чаще всего  было  достаточно всего лишь  боязни сверхъестественных  сил, чтобы заставить  уважать  традиционный  образ  жизни.  Если  новые  обстоятельства ставили перед  данным  сообществом какую-либо  проблему, то известный уровень организованности обычно позволял  принять  необходимые  меры  или установить определенную линию поведения.19

Обычаи  Африки  и  Мадагаскара  были  многочисленны.  Каждая  из  общин удовлетворяла  сама себя,  имела  свои собственные  нравы и обычаи. На их основании  и сложилась африканская правовая семья.

Само по себе традиционное право является продуктом традиционных обществ. Но все же в известном  смысле его можно считать условным. Такое право применяется либо к нормам, не ставшим правом в  собственном смысле, либо к нормам, несовпадающим с европейским  правом. Однако в некоторой степени  пренебрежительное отношение к  нормам традиционного права не оправдано, так как оно является авторитетным источником и начальным этапом формирования права.20

Африканская правовая семья  охватывает правовые процессы  на громадном  континенте. В результате особенностей исторического развития, право африканских  государств, обретших национальную независимость  в результате распада колониальной системы, сочетается на пороге XXI столетия с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, ибо  оно основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения  традиционного права, существовавшего  у африканских народов до колонизации.21 За исключением весьма немногочисленных примеров «племенного законодательства», традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение. Африканское обычное право не знало юридических произведений. Не было ни юридических текстов, ни манускриптов по вопросам права, ни сформулированных на бумаге исковых заявлений, ни повесток в суд, ни ордеров на выполнение судебных постановлений, ни письменных документов о передаче имущества и прочее, что было присуще тому же самому европейскому праву.

В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают  в неразрывной связи, поэтому  при решении конфликтов руководствуются  идеей примирения.22

Обычай лежит в основе всего уклада африканских народов. Так же следует отметить большие  различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно  различаться. В пределах одного африканского современного государства могут  проживать народности совершенно разного  этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада.23 То есть обычное право можно считать в некоторой степени протоправом, которое не знает такого понятия как правопонимание, отрасли права, преступление и тому подобное.24

В своем развитии право  стран африканской правовой семьи  прошло три этапа:

  1. Первый этап– этап развития традиционного африканского права.
  2. Второй этап– этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей.
  3. Третий этап– этап независимого развития, т.е. этап формирования современных правовых систем африканских стран.

Первый этап развития на Африканском континенте связан с  формированием традиционного права. В связи с этим напрашивается  вопрос: можно ли вообще говорить о едином африканском обычном праве?На этот счет есть достаточно оснований для того, чтобы рассматривать африканское обычное право как нечто единое. Например, некоторые общие принципы, процедуры, установки.

Африканское обычное право  является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Эта характерная  черта проявляется почти в  каждой отрасли обычного права, которые  так же можно считать условными. В брачном праве брачный договор  представлял собой скорее соглашение двух семейных групп, нежели союз двух индивидов, и развод возможен был  только с согласия семей. Право собственности  на землю принадлежит социальной группе. В наследственном праве имущество  так же,  как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или  группам. При компенсации ущерба выплату производила одна семья  или клан другой семье или клану, но не одно лицо другому. И, наконец, тяжбы  в африканском обществе тоже возникали, главным образом, между сообществами и группами.25

Судебные функции выполняли  вожди племен. В основном все судебное разбирательство сводилось к  примирению сторон. При разбирательствах в  конфликтах, возникающих по поводу споров о браке, опеке над детьми, наследовании, участвовали старейшины, кровные родственники. Когда же разногласия  возникали между соседями внутри одной общины, арбитраж и переговоры проводили разного рода официальные  и неофициальные лидеры, например, старшие члены семей, главы основных линий наследования и другие.26

Задача так называемого  суда или арбитража заключается  не столько в том, чтобы отыскать факты, сформулировать правовые нормы  и применить их с учетом этих фактов, сколько в том, чтобы навести  порядок так, чтобы устранить причиненное зло и восстановить гармонию в обеспокоенной общине. Гармонию можно восстановить только тогда, когда все вовлеченные стороны уверены в том, что справедливость восторжествовала.

Следует подчеркнуть и  роль «сверхъестественного» в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что  для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание  «судом божьим».27

Особого внимания заслуживает  еще один аспект обычного права: ответственность  группы людей или общины. Она проявляется  двояко: ответственность как искупление чужой вины семьей и группой родственников  за проступки ее отдельных членов; совершенное индивидом правонарушение увязывается с его правами  и обязанностями как члена  группы. В связи с этим уместно  отметить, что индивидуализм и  вытекающее из него понятие «субъективное  право» – основное понятие современного права – несовместимы с традициями обычного права. Оно не столько обеспечивает соблюдение права индивида, сколько  регулирует его отношения с группой  людей.28

Среди институтов традиционного  права особое место занимают семья, земельная собственность, наследование. Брак по обычному праву – это  не столько союз двух индивидов, сколько  соглашение двух семейных групп. Они  играют заметную роль на каждом этапе  брака: подбирают жениха и невесту; обговаривают и выплачивают приданое; улаживают разногласия между  мужем и женой; развод также невозможен без их активного участия.29

Обычное право повсеместно  признавало полигамию, то есть право  мужчин иметь несколько жен, а  также устанавливало «выкуп за невесту», призванный подтвердить, что основанный на обычае брак – это не что иное, как покупка жены.

Вопреки широко распространенному  мнению, расторжение брака было очень  редким явлением в обычном праве, причем получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были чрезвычайно заинтересованы в продолжении действующего между ними альянса, к тому же расторжение брака неизменно означало возвращение данного. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.30

Принято считать, что в  традиционных обществах правами  на землю наделен не индивид, а  группа. Хотя индивид может иметь  прав пользования землей, в конечном счете, оно принадлежит общине или  группе. Распределение земли, пользование  ею, наконец, отторжение происходит под  контролем правителей (вождей) или  таких социальных групп, как клан, семья.

Наследственное право  в традиционном обществе предусматривает  переход не только имущества, но и  целого комплекса прав и обязанностей умершего к его наследникам. Существуют самые различные режимы наследования. Оно может быть следующих видов: 1) патрилинейное или матрилинейное; 2) автоматическое (наследник известен) или избирательное (наследник выбирается после смерти); 3) универсальное (только один наследник) или совместное (несколько  наследников).31

Второй этап развития традиционного  общего права был связан с колонизацией Африки в XIX веке, которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становилось доминирующим.

Вся Африка за небольшим  исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Каждая колониальная держава навязывала своим владениям собственную правовую модель: французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США и прочее. Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки.32

Ряд особенностей отличает прецедентное право в африканских  странах общего права. В них происходит рост национального прецедентного  права. Хотя некоторые ученые-юристы полагают, что прецедентное право  данных стран отлично от английского  общего права, а иногда противостоит ему, в них продолжается активное заимствование английских прецедентов.

Следует отметить, что, наряду с внедрением собственных правовых институтов, колонизаторы проводили  политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила  их интересам. Колонизаторы осуществляли систематизацию обычного права в  ее первичных формах. При этом упорядочение сводилось лишь к внешней обработке  обычно-правового материала.33 Таким образом, в результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право.

Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с  европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, с другой – были организованы местные  суды. Британская колониальная администрация  старалась по возможности сохранить  эти суды.34

Разбирательством дел  в них занимались традиционные местные  старейшины; юрисдикция этих судов  распространялась на африканцев. Решения  в таких судах принимались  в соответствии с обычным правом, действовавшим на территории, которая  подпадала под их юрисдикцию. Контроль за деятельностью местных судов осуществляли административные чиновники, они же ведали назначением и смещением членов судов.

Можно отметить четыре наиболее важных изменения, происшедших в  обычном праве в колониальный период:35

  1. Отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;
  2. Восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права;
  3. Введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;
  4. Прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.

Из этого можно понять, что весь опыт правовых реформ в  африканских странах, столь разных как по уровню, так и по направленности развития, свидетельствует об огромных адаптационных возможностях и устойчивости накопленных в ходе исторического  развития и передаваемых через механизм культурных традиций образцов поведения, ориентации и ценностей.36

Третий этап развития африканского права связан с получением государствами  Африки национальной независимости. Здесь  наблюдаются две тенденции. С  одной стороны, сохранялись почти  без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. Устойчивость уклада жизни сказалась  и в данной сфере. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.37

К настоящему времени практически  завершилась работа по унификации обычного права всех племен. В некоторых  африканских странах проводились  реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались  лишь применительно к отдельным  отраслям права, например к уголовному.

Наряду с этим местные  суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. Большинство стран поступило  еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает  вид и размер наказания за них. Таким образом, обычное уголовное  право как бы прекратило здесь  свое существование.

Значительно сложнее оказалось  проведение реформ в области брачно-семейного  и наследственного права. Хотя такие  попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферам не был преодолен.

В 1962 г. в Гане был опубликован  проект закона о браке, разводе и  наследовании. Однако судьба этого  законопроекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно.

Поэтому в Кении для  решения вопросов брачно-семейного  права были учреждены две комиссии: одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая –  вопросами наследования. Комиссии в  сентябре 1968 г. представили итоговые отчеты. В них содержался перечень рекомендаций (и законопроектов), целью  которых становилась замена разнообразных  и по-разному применявшихся норм брачного и наследственного права  – обычно-правовых, законодательных, английских прецедентов, исламских  и индусских норм – одним кодексом, применимым ко всем кенийцам независимо от расовой и племенной принадлежности, вероисповедания.38

Сказанное дает основание  утверждать, что традиционное африканское  обычное право, бесспорно, утрачивает, а в некоторых случаях уже  утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей  части стало объектом систематизации и кодификации.

Конечно разбирательство, свойственное обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых  странах, но он испытывает неизбежное влияние идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются  современные официальные суды. В  целом же он в значительной мере уступил место формализованной  судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел.39

Основные тенденции развития права в условиях национальной независимости  характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений, а с другой – ограничением регулирующего  значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием  национального законодательства.

Процесс вытеснения норм обычного права из сферы правового регулирования  в африканских странах весьма сложен и длителен по своему характеру. В целом же, главная тенденция  развития обычного права в молодых  государствах характеризуется ограничением регулирующего значения правового  обычая и расширением круга общественных отношений, охватываемых действием  национального законодательства.

Наибольшее изменение, внесенное  в  колониальный период в обычное  право, имело  своим результатом  возросшее влияние новой системы  социального строя, отказавшегося  от традиционного способа    решения    споров,   и   по    всему этому непонятного  для африканцев. Африканская  цивилизация  основывалась  на определенных ценностях:  духе общности,  уважении к  предкам, отсутствии антагонистических  классов  – на концепции социального порядка.40 Очень часто эти ценности разрушали, не заботясь о замене их новыми. Так африканцев толкнули к ослаблению семейных  и клановых связей, но оказались неспособными дать вместо них солидарность социального корпуса в целом.  И в наше время африканские руководители упрекают за это европейцев.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что африканская  правовая семья отличается большим  многообразием элементов и форм своего воплощения. Как много племен, населяющих Африку, так много и  обычаев, регламентировавших общественный уклад африканского народа. И это, бесспорно, стало условием многоликости африканской правовой семьи и  обычного права. В период колонизации, в принципе, как и странах религиозной  правовой системы, произошел ряд  изменений в обычном праве, что  повлияло на современно право народов  Африки. Сам современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется  правовой многослойностью, но с более  отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы, на которую большое воздействие оказали межгосударственные объединения и институты.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были раскрыты основные особенности традиционных правовых семей. Эта тема очень интересна и актуальна, так как в некотором роде мы, в своей современности, до сих пор сталкиваемся с проблемами исследования той или иной правовой семьи.

В рамках данной курсовой был  очерчен ряд основополагающих моментов предложенной темы, однако, этот вопрос еще остается открытым. Многие ученые и исследователи в области  права занимались и занимаются исследованиями основных правовых семей, их взаимосвязей, и все больше новой информации в последующем предстает перед  нами.

Что касаемо данной курсовой работой, то здесь была представлена такая правовые семья как традиционная. В процессе исследования были обозначены некоторые интересные моменты, которые так же были представлены в самом тексте курсовой работы, в небольших выводах после глав и тому подобное. Были изучены основы традиционной правовой семьи, дана подробная её характеристика, виды. В некоторой степени были обозначены этапы формирования той или иной правовой системы. На примере некоторых стран, в частности , стран Африки, была продемонстрировано «как работает право, как оно развивается, в каких формах проявляется».

На основании этой работы можно предположить, что расширение международных  связей, как   экономических, так и политических, способствует унификации правовых систем. Так же в виду налаживания международных, внутриконтинентальных связей, происходит некое стирание границ между обособленными  правовыми системами мировых  стран, происходит заимствование некоторых  характерных для каждой правовой системы элементов другими, что, несомненно, влияет на их общее и  обособленное развитие.

К семье традиционного права относятся в основном правовые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар и другие. Для них характерно то, что право понимается не как необходимое явление, а зачастую – как ненужное, или, по крайней мере, не столь значительное. Общество регулируется, в основном, посредством норм обычного права, традиций, а также норм, которые получили развитие во время колонизации таковых стран.

    Главной тенденцией развития традиционной правовой семьи в настоящее время является усиление роли закона как источника права. Однако значение традиционных норм нисколько не снижается, они даже наоборот – возрождаются.

И традиционная правовая семья прошли долгий путь развития и не раз претерпевала изменения, коренным образом переворачивающие всю систему права в таких странах. Но при все при этом, каждая из стран правовой системы сумели сохранить свою самобытность, индивидуальность, что можно было понять из данной курсовой. И несмотря ни на какой гнет, ни на какие колонизации, на сегодняшний день эти страны вызывают большой интерес у ученых и правоведов современности. В этом и заключается особенная прелесть традиционной правовой семьи.

Информация о работе Правовые семьи