Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 17:20, контрольная работа
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»
Педагогики и психологии детства
(наименование кафедры)
Салманова Вероника Александровна
(фамилия, имя, отчество студента)
Институт __ПиП__ курс __II__ группа _____333302__________
050100.62 Педагогическое образование, профиль Начальное образование,
заочная форма обучения
(код и наименование
направления подготовки/
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Общая психология
Отметка о зачете _________________________ _________________
_____ (дата)
Руководитель преподаватель
__________________
(дата)
г.Архангельск, 2015г.
1)Предмет и основные задачи психологии
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.
2) Гиппентейтер Ю.Б. приводит пять отличий научной психологии от житейской:
1. Уровень обобщения в науке выше, наука оперирует общими понятиями. Бытовая психология ситуативна, с трудом применима к иным жизненным событиям.
2. Интуитивность бытовых знаний, в то время как научные знания осознанны и рациональны.
3. По способу передачи различны, в науке больший коэффициент полезного действия. Даже отвергая теорию или результаты других, исследователь досконально разбирается в них.
4.Методы получения знаний различны. В быту – наблюдение и размышление; в науке, в основном, эксперимент. Именно эксперимент роднит психологию с естественными науками.
5. Уникальный по масштабам материал, недоступный одному человеку.
3)Краткая характеристика основных методов психологии.
1.Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта
Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)
Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)
Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом - до наблюдения включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету - у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или память).
2.Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается
Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный
Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры
Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности. Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения принимаются в привычном темпе.
Констатирующий эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений.
Вспомогательные методы:
Беседа-метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы
Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует)
Метод беседы может дать ценные результаты при таких условиях:
1) четкое определение
2) четкое планирование системы вопросов;
3) система вопросов должно
вопрос должен зависеть от содержания ответа на предыдущий т.д.;
4) беседа должна быть
Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет, содержание вопросов и способ ответов в которых заранее планируются
Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями:
1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц;
2) контролем данных анкетного опроса другими методами:
- опросу третьих лиц;
- наблюдением;
- анализом доступных документов
Анкетный метод может использовать заочно, сравнительно экономичным методом сбора данных Он позволяет анализировать и обрабатывать данные с помощью статистики. Этот метод применяют в массовых обследованиях
Интервью - метод, который применяется для сбора первичной информации в психологических, социологических и педагогических исследованиях
Социометрия - данный метод применяют с целью выведения или формулировки рабочей гипотезы на ранних стадиях исследования; сбора данных, дополнения, уточнения, расширения, контроль данных, полученных другими методами Интервью как метод три вида:
1) стандартизированное интервью, в
котором формулировки и
2) нестандартное интервью, в котором
человек, его проводит, руководствуется
лишь общим планом опроса, формулирует
вопрос соответствии с
Тесты - это небольшие по объему и времени выполнения задания, одинаковые для всех обследуемых. Выбор видов интервью зависит от содержания исследования, уровня изучения проблемы, подготовки исследователя. Тестирование-это один из вспомогательных методов психологии, использование которого может служить выявлению:
а) уровня развития определенных психических функций (наблюдательности, памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.);
б) наличия или отсутствия определенных знаний, умений, навыков, психических качеств, воспитанности и т.п.);
в) степени пригодности или готовности подрастающего индивида или взрослого человека к определенной профессии;
г) психических заболеваний;
д) интересов, мнений, способностей человека
Анализ продуктов деятельности - это один из вспомогательных методов психологии. К нему относятся анализ рисунков, определенных изображений
Социометрический метод изучает характер взаимоотношений в коллективе через процедуру выбора.
4)Краткая характеристика основных направлений психологии:
Направление |
Время возникновения и условия |
Представители |
Предмет изучения |
Основные идеи и положения |
Методы исследования |
Современное значение |
Положительные и отрицательные моменты |
Бихевиоризм |
19 век.США |
Э. Торндайк; Дж. Уотсен |
анализ поведения,
которое широко трактуется как все виды
реакций организма на стимулы внешней
среды. |
психология должна
изучать поведение, а не сознание и психику,
которые невозможно наблюдать непосредственно. |
С помощью ситуации (стимулу)
предсказать поведение (реакцию) человека
и, наоборот, по характеру реакции определить
или описать вызвавший ее стимул |
Выявление преобретенных поведенческих феноменов |
Выработка новых
приспособительных реакций |
Психоанализ, или фрейдизм |
19-20 век |
З. Фрейд |
представление
об извечном конфликте между сознательным
и бессознательным в психике человека. |
объяснение психических
явлений через бессознательное |
метод психоанализа,
основой которого является анализ ассоциаций,
сновидений, описок и оговорок |
Процесс формирования личности через его сексуальные инстинкты и влечения |
С точки зрения
З. Фрейда, корни поведения человека находятся
в его детстве |
Гешталътпсихология |
Первая половина 20 века.Германия. |
М. Вертгеймер,
В. Келлер, К. Коффк |
закономерности
формирования, структурирования и трансформации
психического образа |
изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов» |
анализ восприятия |
выделение ряда
феноменов в этой области |
Изучение психики с точки зрения образов |
Гуманистическая психология |
Зарубеж, постепенно Россия |
Г. Олпорт, К. Роджерс,
Ф. Бэррон, Р. Мэй. |
личность как
уникальная целостная система |
все потребности
выстраиваются в своеобразную «пирамиду»,
в основании которой лежат низшие, а на
вершине – высшие потребности человека |
теория личности |
Выявление потребностей человека |
личность система,
которая представляет собой не нечто заранее
заданное, а «открытую возможность» самоактуализации,
присущую только человеку. |
Генетическая психология |
Женевская психологическая
школа Ж. Пиаже (1896–1980) |
Ж. Пиаже |
происхождение
и развитие интеллекта у ребенка |
Интеллект исследуется
как показатель индивидуального развития
и как предмет действия, на основе которого
возникает мыслительная деятельность |
исследование
механизмов познавательной деятельности
ребенка. |
Развитие интеллекта у ребенка |
В результате возникает мыслительная деятельность |
Индивидуальная психология |
19-20 век |
А. Адлер |
Определение и устранение комплексов |
концепция наличия у индивида комплекса неполноценности |
стремлени к преодолению
комплекса неполноценности как главного
источника мотивации поведения личности. |
Выявление комплекса неполноценности |
Устранение комплекса неполноценности |
5) Отличия психики человека от психики животных:
1. Животное может действовать
только в рамках ситуации, которая
воспринимается
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
2. Животные способны
Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и
человека состоит в чувствах.
Животные также способны
4. Условия развития психики
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.