Предмет и основные задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

Файлы: 1 файл

К р Общ псих.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»

 

 

Педагогики и психологии детства

(наименование  кафедры)

 

 

Салманова Вероника Александровна

(фамилия, имя, отчество студента)

 

 

Институт __ПиП__ курс __II__ группа _____333302__________

 

050100.62 Педагогическое  образование, профиль Начальное  образование,

заочная форма обучения

(код и наименование  направления подготовки/специальности)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине Общая психология

                                   

 

 

 

 

 

Отметка о зачете _________________________ _________________

_____   (дата)

 

 

 

Руководитель     преподаватель                                         Новикова И. А              

                                               (должность)                            (подпись)   (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

__________________

          (дата)

 

г.Архангельск, 2015г.

 

 

 

 

 

1)Предмет и основные задачи психологии

 

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

 При этом психология  ставит перед собой следующие  взаимно связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.

2) Гиппентейтер Ю.Б. приводит пять отличий научной психологии от житейской:

1. Уровень обобщения в науке выше, наука оперирует общими понятиями. Бытовая психология ситуативна, с трудом применима к иным жизненным событиям.

2. Интуитивность бытовых знаний, в то время как научные знания осознанны и рациональны.

3. По способу передачи различны, в науке больший коэффициент полезного действия. Даже отвергая теорию или результаты других, исследователь досконально разбирается в них.

4.Методы получения знаний различны. В быту – наблюдение и размышление; в науке, в основном, эксперимент. Именно эксперимент роднит психологию с естественными науками.

5. Уникальный по масштабам материал, недоступный одному человеку.

3)Краткая характеристика  основных методов психологии.

1.Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)

Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)

Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом - до наблюдения включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету - у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или память).

2.Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности. Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения принимаются в привычном темпе.

Констатирующий эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений.

Вспомогательные методы:

Беседа-метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы

Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует)

Метод беседы может дать ценные результаты при таких условиях:

1) четкое определение исследователем  цели беседы;

2) четкое планирование системы  вопросов;

3) система вопросов должно соответствовать  возрастным и индивидуальным  особенностям обследуемых, быть  динамичной, т.е. содержание следующего

вопрос должен зависеть от содержания ответа на предыдущий т.д.;

4) беседа должна быть непринужденной, доброжелательной

Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет, содержание вопросов и способ ответов в которых заранее планируются

Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями:

1) повторным опросом по той  же процедуре тех же лиц;

2) контролем данных анкетного  опроса другими методами:

- опросу третьих лиц;

- наблюдением;

- анализом доступных документов

Анкетный метод может использовать заочно, сравнительно экономичным методом сбора данных Он позволяет анализировать и обрабатывать данные с помощью статистики. Этот метод применяют в массовых обследованиях

Интервью - метод, который применяется для сбора первичной информации в психологических, социологических и педагогических исследованиях

Социометрия - данный метод применяют с целью выведения или формулировки рабочей гипотезы на ранних стадиях исследования; сбора данных, дополнения, уточнения, расширения, контроль данных, полученных другими методами Интервью как метод три вида:

1) стандартизированное интервью, в  котором формулировки и последовательность  вопросов определяются заранее;

2) нестандартное интервью, в котором  человек, его проводит, руководствуется  лишь общим планом опроса, формулирует  вопрос соответствии с конкретной  ситуацией;

Тесты - это небольшие по объему и времени выполнения задания, одинаковые для всех обследуемых. Выбор видов интервью зависит от содержания исследования, уровня изучения проблемы, подготовки исследователя. Тестирование-это один из вспомогательных методов психологии, использование которого может служить выявлению:

а) уровня развития определенных психических функций (наблюдательности, памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.);

б) наличия или отсутствия определенных знаний, умений, навыков, психических качеств, воспитанности и т.п.);

в) степени пригодности или готовности подрастающего индивида или взрослого человека к определенной профессии;

г) психических заболеваний;

д) интересов, мнений, способностей человека

Анализ продуктов деятельности - это один из вспомогательных методов психологии. К нему относятся анализ рисунков, определенных изображений

Социометрический метод изучает характер взаимоотношений в коллективе через процедуру выбора.

4)Краткая характеристика основных направлений психологии:

Направление

Время возникновения и условия

Представители

Предмет изучения

Основные идеи и положения

Методы исследования

Современное значение

Положительные и отрицательные моменты

Бихевиоризм

19 век.США

Э. Торндайк; Дж. Уотсен

анализ поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. 

психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. 

С помощью ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул 

Выявление преобретенных поведенческих феноменов

Выработка новых приспособительных реакций  

Психоанализ, или фрейдизм

19-20 век

З. Фрейд

представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. 

объяснение психических явлений через бессознательное 

метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок 

Процесс формирования личности через его сексуальные инстинкты и влечения

С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве 

Гешталътпсихология

Первая половина 20 века.Германия.

М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффк 

закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа 

изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов»

анализ восприятия

выделение ряда феноменов в этой области 

Изучение психики с точки зрения образов

Гуманистическая психология

Зарубеж, постепенно Россия

Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй. 
Маслоу

личность как уникальная целостная система 

все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека 

теория личности

Выявление потребностей человека

личность система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. 

Генетическая психология

Женевская психологическая школа Ж. Пиаже (1896–1980) 

Ж. Пиаже

происхождение и развитие интеллекта у ребенка 

Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность 

исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. 

Развитие интеллекта у ребенка

В результате возникает мыслительная деятельность

Индивидуальная психология

19-20 век

А. Адлер

Определение и устранение комплексов

концепция наличия у индивида комплекса неполноценности

стремлени к преодолению комплекса неполноценности как главного источника мотивации поведения личности. 

Выявление комплекса неполноценности

Устранение комплекса неполноценности


 

 

5) Отличия психики человека от  психики животных:

1. Животное может действовать  только в рамках ситуации, которая  воспринимается непосредственно, а  все осуществляемые им акты  ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать  предметы в качестве орудия, но  ни одно животное не может  создать орудие труда. Животные  не живут в мире постоянных  вещей, не выполняют коллективных  действий. Даже наблюдая за действиями  другого животного, они никогда  не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и  человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать  положительные или отрицательные  эмоции, но только человек может  сочувствовать в горе или радости  другому человеку, наслаждаться  картинами природы, переживать интеллектуальные  чувства.

4. Условия развития психики животных  и человека являются четвертым  отличием. Развитие психики в  животном мире подчинено биологическим  законам, а развитие психики человека  детерминируется общественно-историческими  условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Информация о работе Предмет и основные задачи психологии