Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 17:20, контрольная работа
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
6) Роль общения в жизни человека и его деятельности.
Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.
Общение, в первую очередь как возможность взаимного непонимания
Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и другие
Необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.
Элементарная функция общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне.
7) Значение памяти в жизни человека
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.
8) Для чего человеку необходимо воображение.
Во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности.
Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны.
В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пределы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в прошлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие действия.
У человеческого воображения есть и две специальные, психологические функции. Одна из них называется психодиагностической, а другая — психотерапевтической. Психодиагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно судить о его психологии. Эта функция активно используется в психологических тестах, где человеку предлагается что-либо придумать
Психотерапевтическая функция воображения в свою очередь состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека.
9) Интеллект или ум — 1.Способность организма
использовать полученные знания. 2.Общая
способность к познанию и решению трудностей,
которая объединяет все познавательные
способности человека: ощущение, восприятие
В контексте интеллект как
предмет исследования — развития профессиональной
одаренности будущего специалиста в вузе
— все это, на наш взгляд, требует объединения
в интегрированное понятие «интеллект,
ведущий к успеху профессиональной деятельности»
как системообразующего понятия всех
этих аспектов в изучении интеллекта,
хотя в практическом плане целесообразно
их выявлять и измерять дифференцированно.
Под интеллектом, ведущим к профессиональному
успеху мы понимаем приобретенные
способности социального, эмоционального
и практического взаимодействия человека
с реальной действительностью, обеспечивающие
успех в профессиональной деятельности.
Можно полагать, что, пользуясь этими
основными критериями, вполне можно разрабатывать
процедуры выявления и количественной
оценки каждого из обозначенных параметров
интеллекта, ведущего к профессиональному
успеху. Особенно важно то, что такая модель
специфического интегрированного вида
интеллекта наиболее полно отражает его
составляющие. На основе данной модели,
также удобно разрабатывать специальные
программы развития интеллекта, ведущего
к профессиональному успеху как в общеобразовательной
школе, так и в высшей школе.
10) Основные эмоции и чувства, которые имеются у человека.
1. Интерес-возбуждение
переживается как чувство захваченности
и любопытства по отношению к чему-то или
кому-то, как желание исследовать, узнать,
расширить свой кругозор, вмешаться в
события. Выступает как достаточно сильный
и эффективный мотив соответствующей
по содержанию деятельности, особенно
познавательной. Эмоция интереса актуализируется
ситуациями столкновения субъекта с соответствующим
предметом или информацией, ситуациями
необычности, противоречивости и новизны.
2. Противоположной
интересу является эмоция
скуки. Она возникает
в ситуациях однообразия и монотонии.
3. Удивление довольно
близко к эмоции интереса. Возникает в
аналогичных ситуациях новизны, необычности
и противоречивости. Однако является довольно
быстротечной эмоцией. Выступает как сильный
познавательный мотив, побуждающий к соответствующим
действия: выяснить, узнать, уточнить,
удостовериться и т.п.
4. Эмоция
радости возникает
в ситуациях реализации основных личностных
потребностей и возможностей человека.
Переживается как состояние удовольствия
и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности
собой, другими людьми и окружающим миром.
Часто сопровождается ощущением прилива
сил, расширения возможностей и оптимизма.
5. Эмоция
страдания по знаку противоположна
эмоции радости. Она может переживаться
как состояние уныния, пассивности, упадка
духа, обескураженности, одиночества,
депрессии, а в предельно острой форме
– горя. Возникает в ситуациях депривации
(лишения или существенного ограничения
возможностей удовлетворения) основных
жизненных потребностей, мотивов и устремлений
личности, при утрате близких людей. Страдание
имеет очень серьезные последствия для
человека и является одним из важнейших
условий духовного развития.
6. Эмоция
гнева- возникает
в ответ на препятствие в достижении человеком
страстно желаемых жизненных целей, а
также в ситуациях, ограничивающих возможности
самореализации. Среди причин гнева может
быть личное оскорбление и унижение человека
или его близких, обман, шантаж, разрушение
состояния радости, надругательство над
идеалами и светлыми ценностями и т.п.
Гнев порождает прилив сил и неодолимое
желание расправиться с обидчиком. Сильный
гнев может перерасти в состояние ярости
и аффекта. В этом случае человек теряет
самоконтроль и возможность сознательно
управлять своими действиями. Сила гнева
зависит от степени неожиданности возникновения
порождающих его причин, а также от значимости
ущемленных личностных потребностей,
отношений и ценностей. Чаще всего гнев
бывает направлен на других людей. Однако
он может быть направлен и на самого себя.
7. Эмоция
стыда -возникает
в ситуациях, когда субъект обнаруживает
несоответствие своих поступков, взглядов,
мыслей, желаний, личностных качеств, отношений,
особенностей внешнего облика, социальных
характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим
нормам. Особенно остро это переживается
на фоне сравнения себя с другими (большинством
других, значимых других). При этом субъект
ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным,
маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным,
глупым, непривлекательным, неудачником
и т.п. Ему кажется, что все видят его недостатки
и презирают его. Поэтому он испытывает
острое желание уединиться, исчезнуть,
«провалиться сквозь землю». Легкая форма
стыда представляется как состояние застенчивости.
Стыд парализует работу интеллекта, оказывает
сильное влияние на действия и поступки
человека, захватывает сознание, активизирует
защитные механизмы личности. Преодоление
стыда и достойный выход из соответствующего
жизненного положения – сложные личностные
проблемы.
8. Противоположной
стыду является
эмоция гордости. Она возникает в ситуациях,
когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических
требований. Он переживает свою значительность,
важность, достойность, ценность и т.п.
и стремится продемонстрировать все это
другим людям. На основе эмоций стыда и
гордости происходит развитие устойчивого
отношения к себе.
9. Эмоция
отвращения- возникает
по отношению к объектам, явлениям или
людям, в значительной степени не соответствующим
нравственно-эстетическим требованиям
субъекта. Они воспринимаются как уродливые,
отвратительные, омерзительные и т.п. Это
могут быть поступки, мысли и желания людей,
конкретные предметы, продукты деятельности
и др. Эмоция отвращения порождает желание
изменить соответствующий объект (улучшить,
усовершенствовать), уничтожить его или
дистанцироваться от него.
10. Эмоция
презрения по своей сущности
соответствует эмоции отвращения. Однако
возникает она только по отношению к людям,
когда их поведение, мысли, поступки или
какие-то личностные качества не соответствуют
нравственным требованиям субъекта. При
этом он испытывает чувство превосходства,
гордости и желание отстраниться от презираемого
лица или группы лиц.
11. Эмоция
вины возникает
в ситуациях, когда человек осознает свою
причастность или ответственность за
ущерб, страдания, неудачи, неудобства
и невзгоды других людей. При этом он испытывает
чувство раскаяния и осуждения самого
себя (не успел, не смог, не предупредил,
смалодушничал и т. п.), желание искупить
свою вину (помочь пострадавшему, попросить
прощения, объясниться). Способность взять
на себя ответственность за собственные
поступки, пережить чувство вины и искупить
вину является одним из важнейших критериев
личностной зрелости.
12. Эмоция
страха возникает
в ситуациях опасности и угрозы физическому
или личностному существованию человека.
В зависимости от степени этой угрозы
она может переживаться как состояние
неуверенности, тревоги, предчувствия
беды, незащищенности, опасности, сильного
ужаса, переходящего в неконтролируемый
аффект. Способность преодолеть свой страх
расценивается как сила и смелость человека.
Чувства восприятия окружающего мира, обусловленные анатомически:
1. Зрение
2. Слух.
3. Обоняние.
4. Осязание.
5. Вкус.
6. Равновесие.
Чувства самовосприятия, чувства проявления
своего внутреннего состояния,
обусловленные физиологически:
(Обусловленные временными гормональными
изменениями или местными химическими
реакциями).
1. Дискомфорт, тревога, страх
2. Лень (здесь же — болезнь дистония, здесь
же – усталость)
3. Голод пищевой (в т.ч. – жажда)
4. Голод сексуальный
5. Ревность, соперничество
6. Страсть (влечение к конкретному человеку,
как преддверие любви)
7. Удовлетворение и блаженство после проведённых
действий, после получения результата.
Чувства духовные зверям не
присущие.
Чувства простые (проявляются не у всех,
но почти все на них способны)
1. Жалость, сожаление, совесть,
стыд, вина.
2. Такт, этическая осторожность (поведение
в обществе или по отношении к ближнему).
3. Приязнь, неприязнь (уважение, неуважение,
симпатия, антисимпатия к другому человеку).
4. Гордость за себя (или – «гордыня», смертный
грех).
5. Гордость за кого-то (здесь же – патриотизм)
6. Уверенность в себе, в ком-то. Правота,
правильность своих (чужих) действий, слов.
Сложные чувства: (проявляются не у всех, и не все люди способны на сложные чувства).
11) Значение воли у человека:
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
12) Результаты теста на
Экстраверсия-интроверсия: больше 12-склонность к экстраверсии
Нейротизм: 9-13 – среднее значение
«Шкала лжи»: больше 4-неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстрации поведения и ориентирующая испытуемого на социальное одобрение
По кругу Айзенка: Сангвиник = стабильность + экстраверт
13) Результаты теста на тип характера с помощью опросника К.Леонгарда-Г.Шмишека:
Демонстративность 12
Ригидность 12
Педантичность 10
Возбудимость 18
Гипертимость 18
Дистимичность 9
Тревожность 18
Циклотимичность 15
Аффективность 18
Эмотивность 12
Итог: возбудимый тип
14) Основные факторы и механизмы развития личности
Механизмы формирования личности (Ю. Б. Гиппенрейтер)
1) сдвиг мотива на цель.
Ребенок выполняет требуемые действия (цель) ради удовлетворения потребности общения с матерью . или какой-либо другой потребности (мотив). Со временем те действия, которые длительно насыщались положительными эмоциями посредством сочетания их выполнения с удовлетворением потребности, превращаются в самостоятельный мотив;
2) механизм идентификации:
а) подражание авторитету;
б) дезактуализация образца - авторитет теряет субъективную значимость (это означает, что личность переняла от образца нужное, но дальше пошла своим путем);
3) принятие и освоение социальных ролей:
а) принятие и обучение социальной роли или занятие определенной социальной позиции. Социальная позиция способствует формированию определенных черт не сама по себе, а через развитие соответствующей деятельности;
б) выход за пределы роли. Личность больше, чем роль, но может быть слабая личность и сильная роль - фиксация, слияние личности с ролью; остановка личностного развития.
Факторы формирования личности:
Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:
1) генотип человека;
2) социальная среда;
3)активность в деятельности и общении;
4) жизненный опыт;
5)природные факторы;
6)уникальный индивидуальный опыт