Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:26, контрольная работа
Объект этой дисциплины - идеальная психическая реальность. Речь идет, прежде всего, об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет - психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.
Введение 3
Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 4
Основные категории дисциплины «Деловое общение» 7
Заключение 10
Практическая часть 11
Список использованной литературы 11
Федеральное государственное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра философии, истории и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине « Деловые коммуникации»
На тему:
Вариант 1. Предмет и задачи психологии делового общения
Выполнил:
Студентка факультета:
Личный номер
Уфа 2013
Оглавление
Введение 3
Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 4
Основные категории дисциплины «Деловое общение» 7
Заключение 10
Практическая часть 11
Список использованной литературы 11
Деловое общение – процесс взаимосвязи
и взаимодействия, в котором происходит
обмен деятельностью, информацией и опытом,
предполагающим достижение определенного
результата, в его процессе ставятся конкретные
задачи, которые требуют своего решения,
или реализуются определенные цели. У
делового общения должен быть конкретный
результат – продукт совместной деятельности,
информация, карьера, власть.
Деловое общение является необходимой
частью человеческой жизни, важнейшим
видом отношений с другими людьми. Вечным
и одним из главных регуляторов этих отношений
выступают этические нормы. Общаясь в
деловом сотрудничестве со своими подчинёнными,
начальником или коллегами, каждый так
или иначе, сознательно или стихийно опирается
на эти нормы. Но в зависимости от того,
как человек понимает моральные нормы.
Какое содержание в них вкладывает, в какой
степени он их вообще учитывает в общении,
он может как облегчить себе деловое общение,
сделать его более эффективным, помочь
в решении поставленных задач и достижении
целей, так и затруднить это общение или
даже сделать его невозможным.
Объект этой дисциплины - идеальная психическая реальность. Речь идет, прежде всего, об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет - психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.
В данной работе будут рассмотрены основные проблемы дисциплины «Деловое общение». Также будут проанализированы такие категории как, «психология общения», «психология личности» и "психология рабочей группы".
Поскольку психология делового общения
- составная часть комплекса
Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов. Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в деловых отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.[1. C.17]
Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:
1) овладение методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций;
2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты.
На этой основе обеспечивается решение, например, таких практических проблем, как самосовершенствование, саморазвитие личности самого руководителя, так называемый самоменеджмент; поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.
Общая психология и все составляющие
ее отрасли руководствуются
1) принцип детерминизма - признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой. С этих позиций, в частности, обосновываются: тесная связь сферы подсознания и сознания человека; единство его внутренних психических состояний и поведения; взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и социальной среды;
2) принцип системности - трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации. Этот принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характеров людей, такие, например, как стабильный и нестабильный, интровертный и экстравертный, меланхоликов и сангвиников и т.п.;
3) принцип развития - признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому; этот принцип определяет возможность корректировки, совершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.
Из содержания этих принципов вытекают представления о возможности целенаправленного воздействия на психику человека, возможность ее изменения, корректировки, совершенствования научными методами, в том числе и теми, которые разрабатывает психология и этика делового общения. Без глубокого понимания этих основополагающих принципов психология в целом и деловая этика в частности в значительной мере потеряли бы свое практическое значение.[ 3. 567 ]
По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный речевой контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение
В целом деловое общение
Как и всякая наука, психология и этика делового общения опирается не только на комплекс специфических принципов, но и на связанный с ними категориальный аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины.
Конечно, в психологии и этике
делового общения речь идет не столько
об абстрактных
Социально
–психологические проблемы делового
общения:
Это социально-психологические механизмы
межличностного общения деловых партнеров,
психологические характеристики самих
партнеров , а также психологические особенности
деловых отношений, обусловленные этно-культурными
факторами .
Включают в себя:
-психологию личности
-психологию общения
-психологию рабочей группы
Основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем, как и общей психологии, является категория "психология личности", включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.
Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.[ 6.]
Если, по мнению философов, общение
является одной из важнейших предпосылок
становления человека, то, по мнению
современных теоретиков менеджмента,
высокий уровень делового общения
- решающее условие успешного
Но для обеспечения высокого
уровня делового общения руководитель
должен уметь пользоваться технологиями
общения, основанными на психологических
знаниях. Так, нужно обязательно
учитывать, что в процессе общения
между партнерами, коллегами может
возникнуть напряженность и даже
конфликтная ситуация, скажем, из-за
неуважения к чувству собственного
достоинства. Или, например, неумелое пользование
словом может привести к значительным
информационным потерям, а, следовательно,
к сбоям в выполнении служебных
обязанностей. Чтобы этого не случилось,
необходимо научиться пользоваться
специальными технологиями общения, групповой
работы. Психологическая наука
Важнейшей категорией психологии и
этики делового общения является
категория "психология рабочей группы",
команды или трудового
Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.
Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений.
Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные проблемы данной дисциплины, проанализированы такие категории как, «психология общения», «психология личности» и "психология рабочей группы". Также были рассмотрены основные принципы и виды общения
Укажите, какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, психология самих этих групп;
Информация о работе Предмет и задачи психологии делового общения