Предмет и задачи психологии делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Объект этой дисциплины - идеальная психическая реальность. Речь идет, прежде всего, об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет - психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Содержание работы

Введение 3
Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 4
Основные категории дисциплины «Деловое общение» 7
Заключение 10
Практическая часть 11
Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

Del_Obsch-1.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра философии, истории и права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине « Деловые  коммуникации»

На  тему:

Вариант 1. Предмет и задачи психологии делового общения

 

 

         Выполнил:

         Студентка факультета:

                                                                  Курс

                                                   Личный номер

                                                                  Преподаватель: 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

 

 

Оглавление

Введение 3

Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 4

Основные категории дисциплины «Деловое общение» 7

Заключение 10

Практическая часть 11

Список использованной литературы 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, в его процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели. У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть. 
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы. Общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти нормы. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Объект этой дисциплины - идеальная  психическая реальность. Речь идет, прежде всего, об интеллектуальных, эмоциональных  и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных  проявлениях их психики. А ее предмет - психологическая и нравственная стороны деятельности и общения  людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного  рода рабочих, деловых групп.

В данной работе будут рассмотрены основные проблемы дисциплины «Деловое общение». Также будут проанализированы такие категории как, «психология общения», «психология личности» и "психология рабочей группы".

Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»

Поскольку психология делового общения - составная часть комплекса психологических  наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые  общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические процессы, свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).[ 2. c. 85 ]

Под деловым общением понимается вид  социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих  условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для  них цели. Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами  по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие  способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов. Жизнь убедительно  показала, что беспредельный эгоизм в деловых отношениях может не только повредить, но и разрушить  их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.[1. C.17]

Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:

1) овладение методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций; 

  2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты. 

На этой основе обеспечивается решение, например, таких практических проблем, как самосовершенствование, саморазвитие личности самого руководителя, так  называемый самоменеджмент; поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.

Общая психология и все составляющие ее отрасли руководствуются следующими важнейшими принципами, или исходными  положениями:

1) принцип детерминизма - признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой. С этих позиций, в частности, обосновываются: тесная связь сферы подсознания и сознания человека; единство его внутренних психических состояний и поведения; взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и социальной среды;

2) принцип системности - трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации. Этот принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характеров людей, такие, например, как стабильный и нестабильный, интровертный и экстравертный, меланхоликов и сангвиников и т.п.;

3) принцип развития - признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому; этот принцип определяет возможность корректировки, совершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.

Из содержания этих принципов вытекают представления о возможности  целенаправленного воздействия  на психику человека, возможность  ее изменения, корректировки, совершенствования  научными методами, в том числе  и теми, которые разрабатывает  психология и этика делового общения. Без глубокого понимания этих основополагающих принципов психология в целом и деловая этика  в частности в значительной мере потеряли бы свое практическое значение.[ 3. 567 ]

По характеру и содержанию общение  бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).

Деловое общение можно условно  разделить на прямое (непосредственный речевой контакт) и косвенное (когда  между партнерами существует пространственно-временная  дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей, чем косвенное, результативностью, силой эмоционального воздействия  и внушения. В нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.[ 6. ]

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что  в его процессе ставятся цель и  конкретные задачи, которые требуют  своего решения. В деловом общении  мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.[ 4. c.165 ]

Основные категории дисциплины «Деловое общение»

Как и всякая наука, психология и  этика делового общения опирается  не только на комплекс специфических  принципов, но и на связанный с  ними категориальный аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим  условием успешного усвоения учебной  дисциплины.

Конечно, в психологии и этике  делового общения речь идет не столько  об абстрактных общепсихологических  категориях и принципах, сколько  о профессиональных психологических  и в то же время практически  ориентированных знаниях.

 Социально  –психологические проблемы делового общения: 
Это социально-психологические механизмы межличностного общения деловых партнеров, психологические характеристики самих партнеров , а также психологические особенности деловых отношений, обусловленные этно-культурными факторами . 
 
Включают в себя: 
-психологию личности 
-психологию общения  
-психологию рабочей группы

 Основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем, как и общей психологии, является категория "психология личности", включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.

Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его  способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе  говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.[ 6.]

Если, по мнению философов, общение  является одной из важнейших предпосылок  становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения - решающее условие успешного предпринимательства.

Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических  знаниях. Так, нужно обязательно  учитывать, что в процессе общения  между партнерами, коллегами может  возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование  словом может привести к значительным информационным потерям, а, следовательно, к сбоям в выполнении служебных  обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой  работы. Психологическая наука располагает  целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и  т.п. В дальнейшем изложении вы найдете  некоторые из этих рекомендаций. Таким  образом, еще одной важнейшей  категорией рассматриваемой учебной  дисциплины является "психология общения".

Важнейшей категорией психологии и  этики делового общения является категория "психология рабочей группы", команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые "мы-чувства" и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.[ 5. ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нравственная сторона делового общения имеет очень большое  значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся  к достижению не только общих, но и  некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых  отношениях забвения золотого правила  морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно  строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения  партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых  отношений.

Таким образом, в данной работе были  рассмотрены основные проблемы данной дисциплины, проанализированы такие категории как, «психология общения», «психология личности» и "психология рабочей группы". Также были рассмотрены основные принципы и виды общения

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Укажите, какое из перечисленных  определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:

а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает  совместная деятельность людей, их общее  дело, а партнер выступает как  личность, значимая для других партнеров;

б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения  в социальные группы, психология самих  этих групп;

Информация о работе Предмет и задачи психологии делового общения