Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 08:34, реферат
Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе этических и психологических предпосылок. К этому времени были теоретически выделены и определены ее объект и предмет, разработаны основные понятия и категории.
Объектом науки «деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей. В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуникативных и интерактивных связей.
Реферат
Предмет, объект и методы науки деловое общение
1.
Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе этических и психологических предпосылок. К этому времени были теоретически выделены и определены ее объект и предмет, разработаны основные понятия и категории.
Объектом науки «деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей. В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуникативных и интерактивных связей.
В деловой практике осуществляется также реализация различных техник и технологий делового общения, которые могут способствовать повышению эффективности делового взаимодействия. Развиваясь на основе этих технологий и многообразных форм делового общения, деловая практика способствует и развитию объективной базы науки «деловое общение».
Присутствие делового общения во всех видах совместной профессиональной деятельности людей обуславливает его связь с решением конкретных проблем этой деятельности. Поэтому взаимосвязь делового общения и основных сфер общественной жизни можно представить как пересечение предметных областей этих сфер и предметной области самого делового общения (рис.1).
Рисунок 1. Взаимосвязь науки «деловое общение» и сфер общественной жизни.
Определение предмета науки «деловое общение» связано с выделением всех блоков проблем, которые входят в ее содержательную область. Можно условно выделить три таких блока.
Таким образом, предметную область науки «деловое общение» условно на схеме можно представить в виде трех взаимосвязанных между собой проблемных блоков (рис2).
Рисунок 2 – Предметная область науки «деловое общение».
Установление содержательной области науки «деловое общение» позволяет дать и сущностное определение ее предмета.
Предметом науки «деловое общение» является изучение социально-психологических, ценностных и организационно-технических проблем общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.
Отмеченные особенности предмета науки «деловое общение» определяют и ее место среди других наук. Развитие любой науки невозможно без делового общения. Научные парадигмы и научные открытия признаются и оцениваются в процессе научных дискуссий, конференций, дебатов, споров, которые являются формами деловой коммуникации. И эффективность деловых коммуникаций в значительной мере определяется социально-психологическими механизмами взаимодействия деловых партнеров, а также применяемыми в них техниками и технологиями.
Поэтому в спектре всех наук, тесно связанных с наукой «деловое общение», приоритетны психологические науки. Среди них такие фундаментальные психологические теории, как социальная психология, общая психология, психология личности. Они определяют социально-психологический фундамент делового общения. В свою очередь развитие науки «деловое общение» позволяет выявлять все новые социально-психологические механизмы общения людей и тем самым создавать новую проблемную базу для психологических наук.
Тесно взаимодействует наука «деловое общение» и с этикой – наукой о морали, нравственности. Как форма общественного сознания, она связана с нормативной регуляцией действий человека в обществе. Этика позволяет оценивать деловые ситуации с точки зрения таких значимых этических ценностей, как ценность жизни, долга, чести, справедливости, доверия, искренности, самообладания, добра, любви к ближнему. Она способствует развитию нравственного сознания в деловом общении. И как мы уже говорили, формирование универсальных этических принципов делового общения была бы невозможно без развития этической науки.
В методологическом аспекте наука «деловое общение» связана с философией, в особенности с диалектикой, которая служит методологической базой развития всех наук. Диалектика составляет методологическую основу науки «деловое общение». Развиваясь на этой основе наука «деловое общение» рассматривает все свои понятия и категории как находящиеся в непрерывном развитии и взаимодействии. Особо следует подчеркнуть связь науки «деловое общение» с современной информатикой, которая разрабатывает и исследует новые информационные технологии и тем самым расширяет информационную базу делового общения. Благодаря развитию информатики возникла особая форма делового взаимодействия – виртуальное деловое взаимодействие, которое осуществляется в своеобразном рабочем киберпространстве.
Наука «деловое общение» связана также с экономическими, политическими, правовыми теориями, которые обогащают ее содержательную область и позволяют выявить особенности делового общения в экономической, политической и правовой деятельности.
Методы науки «деловое общение». Основным средством построения теории делового общения являются ее методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования деловых ситуаций, межличностных отношений, интерактивных связей, которые возникают в деловом общении. Методы делового общения не только раскрывают сущность и особенности деловых отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность делового взаимодействия.
В силу сложности и многомерности самого предмета делового общения при построении теории делового общения применяют, как правило, не один, а несколько методов, их комбинацию, которая позволяет всесторонне исследовать содержание и структуру общения в профессиональной и предпринимательской деятельности.
Один из общепринятых традиционных методов науки «деловое общение» является метод наблюдения. Это такой способ изучения делового общения, посредством которого его феномены исследуются в тех связях и отношениях, в каких они складываются непосредственно в самой деловой практике. Различают обычно три типа наблюдений, наиболее часто применяемых: свободное, стандартизированное и включенное.
Свободное наблюдение, как правило, не ограничивается, фиксируются все проявления и особенности делового общения.
Стандартизированное наблюдение всегда четко ограничено заранее заданными параметрами наблюдения. Например, фиксируются социальные стереотипы в поведении деловых партнеров или их психоэмоциональные состояния, установки, ценностные ориентации.
При включенном наблюдении исследователь сам является непосредственным участником делового общения, но при этом он фиксирует психические реакции деловых партнеров и применяемые ими коммуникативные техники. Применение каждого из упомянутых видов наблюдения всегда обусловлено целями исследования и особенностями деловых ситуаций.
Кроме традиционного метода наблюдения наука «деловое общение» использует также метод эксперимента. Его специфика состоит в том, что специально, искусственным путем, создается целенаправленная и продуманная деловая ситуация, в которой какой-либо аспект делового общения (коммуникативный, интерактивный, перцептивный) проявляются в наибольшей степени. Например, отрабатывается определенная стратегия взаимодействия деловых партнеров (соперничество или сотрудничество) и устанавливается целесообразность применения этой стратегии в конкретной ситуации общения. Данные, полученные в процессе эксперимента, позволяют сделать выводы о взаимосвязи исследуемых феноменов делового общения в реальных деловых ситуациях.
Наукой «деловое общение» широко применяется и метод моделирования. Он состоит в том, что создается теоретическая модель определенной деловой ситуации, которая воспроизводит ее самые существенные характеристики и прогнозируемые свойства. На основе этой теоретической модели осуществляется детальная разработка социально-психологических механизмов межличностного общения деловых партнеров, а также тех коммуникативных техник и приемов, которые могут способствовать более эффективному их взаимодействию.
Развитие современной науки, техники, информационных технологий позволяет создавать кибернетические модели делового общения. При построении этих моделей широко используются символика, понятия, термины информатики, различные комбинации электронных коммуникационных систем.
К основным методам науки «деловое общение» относится системный метод. Применение этого метода позволяет рассматривать деловое общение как открытую, целостную, самоорганизующуюся систему, в которой обязательно присутствуют три основные подсистемы: сами деловые партнеры, межличностные отношения, которые складываются между ними, и деловые проблемы, для решения которых они вступают в общение. Эти подсистемы взаимодействуют между собой, и их взаимодействие определяет содержание и направленность делового общения.
Конечно, нельзя не отметить большой роли для науки «деловое общение» такого всеобщего метода познания, как диалектический метод. Он позволяет подходить к анализу процесса делового общения с диалектических позиций, то есть рассматривать его как динамичный, противоречивый, постоянно развивающийся процесс, в котором все его структурные элементы (уровни, формы, стороны, сами субъекты делового общения) тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.
В качестве специализированного метода науки «деловое общение» выступает метод тестирования. Применение этого метода связано с получением психологических и поведенческих характеристик деловых партнеров в определенных ситуациях делового общения.
С помощью различного рода тестов (тест-опросник, тест-задание, проективный тест) можно установить доминирующие у деловых партнеров эмоциональные состояния, установки и ценностные ориентации, определить уровень их коммуникативной компетентности. Наибольшее применение этот метод находит в деловых ситуациях, связанных с общением менеджеров по работе с персоналом. Тестирование всех претендующих на вакантные должности в фирме, компании, корпорации, на предприятии позволяет выявить у них коммуникативные способности, уровень регуляции эмоционального напряжения и владения техниками вербализации.
В последнее время в связи с развитием средств электронной коммуникации, интернет-технологий расширяется область виртуального взаимодействия, и прием на работу может осуществляться в рабочем киберпространстве.
В свою очередь данные, полученные на основе метода тестирования, обогащают и развивают содержательную область науки «деловое общение».
Своеобразным методом науки «деловое общение» служит метод анализа конкретных деловых ситуаций (АКДС). Сущность этого метода состоит в том, что исследуются часто повторяющиеся в деловой практике конкретные ситуации делового общения. На их основе создаются матрицы коммуникативных приемов, перцептивных техник и стратегий взаимодействия деловых партнеров, которые затем в качестве эталонов, образцов используются для упреждающей ориентации в ситуациях делового общения.
К специализированным методам науки «деловое общение» относится и метод деловых игр. Его особенность состоит в том, что по заранее заданному сценарию определенной деловой ситуации распределяются роли между участниками игры и осуществляется разыгрывание деловой ситуации. Целевая направленность деловых игр может быть различной (формирование и развитие коммуникативных способностей; апробирование различных стратегий принятия управленческих решений по проблемам производства, бизнеса, предпринимательства, работы с персоналом; изучение межличностных отношений в процессе дискуссий, торгов, конфликта ролей). Деловые игры могут воспроизводить деловое совещание, деловые переговоры, деловую беседу, презентацию и другие формы деловой коммуникации.
На основе метода деловых игр и других рассмотренных выше методов уточняются и развиваются понятия и категории науки «деловое общение», отрабатываются новые процедурные действия, средства, приемы, техники и технологии общения деловых партнеров.
Система всех методов науки «деловое общение» более наглядно представлена на рис. 3.
Рисунок 3 – методы науки «деловое общение».
Как видно из рисунка, первая группа методов науки «деловое общение» включает в себя общенаучные методы, которые применяются и в других науках. Вторую группу методов составляют специализированные методы, характерные только для науки «деловое общение», за исключением метода тестирования, который широко применяется и в психологии и социологии.
Развиваясь на основе своих методов, наука «деловое общение» раскрывает существенные характеристики и особенности общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности, выявляет своеобразие и специфику межличностных отношений деловых партнеров, разрабатывает техники и технологии, наиболее приемлемые для делового взаимодействия.
Информация о работе Предмет, объект и методы науки деловое общение