Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 08:34, реферат
Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе этических и психологических предпосылок. К этому времени были теоретически выделены и определены ее объект и предмет, разработаны основные понятия и категории.
Объектом науки «деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей. В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуникативных и интерактивных связей.
Методологический фундамент и рамки предметной области науки «деловое общение» определяет и ее социальные функции. Важнейшая их них – гносеологическая функция. Она состоит в том, что наука «деловое общение» способствует познанию вербальных и невербальных средств делового общения, его коммуникативных форм и техник, а также социально-психологических механизмов межличностного общения в профессиональной и предпринимательской деятельности.
Особое значение имеет инструментально-трансляционная функция науки «деловое общение», которая проявляется в разработке различных способов и приемов получения, передачи и интерпретации деловой информации в целях осуществления какого-либо конкретного действия, намерения, решения.
Будучи тесно связано с предметной деятельностью в сфере производства, бизнеса, предпринимательства, а также в других социально значимых сферах жизни общества, деловое общение может служить средством объединения деловых партнеров. А их совместная деятельность способствует усвоению навыков делового взаимодействия, реализации коммуникативных техник и технологий. Поэтому не случайно одной из основных функций науки «деловое общение» является функция социализации. Она способствует формированию и развитию у деловых партнеров социально-психологических механизмов взаимопонимания и межличностного познания, системы когнитивных ориентации и поведенческих стереотипов.
В деловых ситуациях крайне важно не только понимание потребностей, мотивов, установок делового партнера, но и прогнозирование его психических реакций, психологического воздействия и доминирующего поведения. Поэтому науке «деловое общение» присуща и прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики деловых ситуаций, предсказании эффективности использования в них различных коммуникативных приемов и техник, в оценке результативности возможных форм делового взаимодействия.
Прогностическая функция проявляется и в разработке практических рекомендаций для делового взаимодействия и деловой коммуникации. Эти рекомендации, опираясь на теоретический базис, подкрепляются экспериментальными исследованиями.
С реализацией различных «идеологий» делового взаимодействия связана аксиологическая функция науки «деловое общение». Она проявляется в утверждении в деловых отношениях универсальных этических принципов делового общения, ценностных ориентации и установок, доминирующего у деловых партнеров профессионально ориентированного делового этикета.
Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях. Совокупность этих функций представлена на рис. 4.
Рисунок 4 – функции науки «деловое общение».
Содержание науки «деловое общение» раскрывается в ее основных понятиях и категориях. К ним можно отнести такие понятия, как деловое общение, деловые отношения, деловой этикет, деловая культура, деловой партнер, пространство делового общения, технологии делового общения, «идеологии» делового общения. Содержательный смысл этих понятий и категорий уточнялся и развивался по мере развития как самой науки «деловое общение», так и деловой практики.
Таким образом, можно подвести итог:
Информация о работе Предмет, объект и методы науки деловое общение