Предмет, объект и методы науки деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 08:34, реферат

Описание работы

Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе этических и психологических предпосылок. К этому времени были теоретически выделены и определены ее объект и предмет, разработаны основные понятия и категории.
Объектом науки «деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей. В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуникативных и интерактивных связей.

Файлы: 1 файл

Реферат - Предмет, объект, методы науки деловое общение.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

Функции науки «деловое общение».

 

 

 

 Методологический фундамент  и рамки предметной области науки «деловое общение» определяет и ее социальные функции. Важнейшая их них – гносеологическая функция. Она состоит в том, что наука «деловое общение» способствует познанию вербальных и невербальных средств делового общения, его коммуникативных форм и техник, а также социально-психологических механизмов межличностного общения в профессиональной и предпринимательской деятельности.

Особое значение имеет инструментально-трансляционная функция науки «деловое общение», которая проявляется в разработке различных способов и приемов получения, передачи и интерпретации деловой информации в целях осуществления какого-либо конкретного действия, намерения, решения.

Будучи тесно связано с предметной деятельностью в сфере производства, бизнеса, предпринимательства, а также в других социально значимых сферах жизни общества, деловое общение может служить средством объединения деловых партнеров. А их совместная деятельность способствует усвоению навыков делового взаимодействия, реализации коммуникативных техник и технологий. Поэтому не случайно одной из основных функций науки «деловое общение» является функция социализации. Она способствует формированию и развитию у деловых партнеров социально-психологических механизмов взаимопонимания и межличностного познания, системы когнитивных ориентации и поведенческих стереотипов.

В деловых ситуациях крайне важно не только понимание потребностей, мотивов, установок делового партнера, но и прогнозирование его психических реакций, психологического воздействия и доминирующего поведения. Поэтому науке «деловое общение» присуща и прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики деловых ситуаций, предсказании эффективности использования в них различных коммуникативных приемов и техник, в оценке результативности возможных форм делового взаимодействия.

Прогностическая функция проявляется и в разработке практических рекомендаций для делового взаимодействия и деловой коммуникации. Эти рекомендации, опираясь на теоретический базис, подкрепляются экспериментальными исследованиями.

С реализацией различных «идеологий» делового взаимодействия связана аксиологическая функция науки «деловое общение». Она проявляется в утверждении в деловых отношениях универсальных этических принципов делового общения, ценностных ориентации и установок, доминирующего у деловых партнеров профессионально ориентированного делового этикета.

Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях. Совокупность этих функций представлена на рис. 4.

Рисунок 4 – функции науки «деловое общение».

 

Содержание науки «деловое общение» раскрывается в ее основных понятиях и категориях. К ним можно отнести такие понятия, как деловое общение, деловые отношения, деловой этикет, деловая культура, деловой партнер, пространство делового общения, технологии делового общения, «идеологии» делового общения. Содержательный смысл этих понятий и категорий уточнялся и развивался по мере развития как самой науки «деловое общение», так и деловой практики.

 

Таким образом, можно подвести итог:

  • деловое общение присутствует во всех видах профессиональной деятельности людей. Оно всегда связано с решением конкретных проблем этой деятельности.
  • предметные области основных сфер жизни общества и делового общения взаимосвязаны и взаимодействуют.
  • содержание предметной области науки «деловое общение» включает в себя три блока: психологический, ценностный и организационно-технический.
  • содержание психологического блока науки «деловое общение» составляет проблемы социально-психологических механизмов межличностного общения деловых партнеров и психологические характеристики самих партнеров.
  • ценностный блок науки «деловое общение» включает в себя исследование различных «идеологий» делового общения, связанных с реализацией в деловом общении универсальных этических принципов и ценностных ориентации деловых партнеров.
  • организационно-технический блок науки «деловое общение» связан с рассмотрением процедурных действий, приемов, техник и технологий делового общения.
  • наука «деловое общение» тесно связана с системой психологических наук, с этикой, современной информатикой, диалектикой. Она развивается на основе этих наук и сама способствует расширению и обогащению их содержания.
  • основным средством построения научной теории «делового общения» служат ее методы. Система методов науки «деловое общение» включает в себя как традиционные общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, моделирование, системный, диалектический метод), так и специализированные (метод АКДС, метод тестирования, деловых игр).
  • социальные функции науки «деловое общение» определяют ее место в системе других наук. Важнейшими социальными функциями науки «деловое общение» являются: гносеологическая, инструментально-трансляционная, прогностическая, аксиологическая и социализации.

 

Список литературы

 

 

 

    1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
    2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д: «МарТ», 2002.
    3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: «Экономическая литература», 2002.
    4. Лавриненко В.Н. Технология и этика делового общения. М. «ЮНИТИ» 1997 г.
    5. Титова Л.Г. Деловое общение. М. «ЮНИТИ» 1997 2005 г.

 


Информация о работе Предмет, объект и методы науки деловое общение