Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:34, реферат
Так, Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие
нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении,
как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно
старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил
поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.
Введение……………………………………………………………… 2
1. Характеристика подходов, раскрывающих
сущность понятия «общение»………………………………………. 5
2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… 9
3. Основные характеристики общения……………………………… 13
4. Механизм взаимопонимания в общении………………………… 15
5. Структура взаимодействия в общении…………………………… 16
6. Средства общения………………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………… 27
Список используемой литературы…………………………………… 28
принцип марксистско-ленинской философии, обосновывающий зависимость
изменения общественных отношений от смены форм общения, стал основанием
выделения категории «способ общения». Он определяется как способ реализации
актуальных отношений в
а) социально-экономического уклада общества;
б) уровня развития идеологии;
в) от конкретных
исторических условий
Такой подход позволяет
выстроить методологию
понимания сущности общения.
Социологическая концепция обосновывает общение как способ
осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной
структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция
предполагает диалектическое взаимоотношение личности и общества.
Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ
внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения.
Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и
роли социальных институтов общества в организации общения как важного
фактора социального производства личности.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая
форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия,
необходимый для реализации других видов деятельности личности.
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления.
Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации
которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов,
определяющих потребность в
общении как следствие
социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником
формирования данной потребности.
Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается
на его понимание как
общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы
общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие
взаимодействие людей.
2. ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В специальной
социально-психологической
и как коммуникативная
Коммуникативная
деятельность представляет
систему взаимодействия людей. Так, Г.М.Андреева основными процессами
коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен
информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в
общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и
рефлексию в общении).
А.А.Леонтьев и Б.Х.Бгажноков выделяют два типа коммуникативной
деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти
типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными,
функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.
Как отмечает Б.Х.Бгажноков, высказывания в социально-ориентированном
общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к
ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.
Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности
существует её внутренняя, психологическая характеристика. Она, согласно
И.А.Зимней, проявляется в социальной и индивиндуально-психологической
репрезентативности этого
Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает,
что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной
реальной ситуации. Индивиндуально-личностная репрезентативность проявляется
в отражении индивиндуально-
Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как
деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим
её основные структурные компоненты. Итак,
предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект;
потребность в
общении – это стремление
других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;
коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;
действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный
акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении
–инициативные и ответные;
задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной
коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в
процессе общения;
средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются
действия общения;
продукт общения
– это образования
создающиеся в итоге общения.
Процесс коммуникативной
деятельности строится как «
актов» (Б.Д.Ломов). Каждый такой «сопряжённый акт» – это взаимодействие
двух субъектов, двух наделённых способностью к инициативному общению людей.
В этом проявляется, согласно М.М.Бахтину, диалогичность коммуникативной
деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации
«сопряжённых актов».
Таким образом, диалог – это реальная единица коммуникативной
деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются
действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет
роль не просто субъекта общения, но и субъекта – организатора
коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать
отдельная личность, группа людей, масса.
Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как
межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой
(коллективом) – как групповой,
В единстве этих трёх уровней и
рассматривается
личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного
взаимодействия опираются
на единое организационно-
основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает,
что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения,
взаимодействие которых
Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии
означает прежде всего трактовку её как организации и управления
формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это
происходит в трёх основных коммуникативных формах:
а) монологической
(преобладают коммуникативные
личности как субъекта-
участников общения);
б) диалогической
(субъекты взаимодействуют и
инициативны);
в) политических (многостороннее общение, которое чаще всего носит
характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и
связано со стремлением максимально эффективно её реализовать).
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных
актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом – инициатором общения;
б) субъектом, которому адресована инициатива;
в) нормами, по которым организуется общение;
г) целями, которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в
которой совершается
Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных
коммуникативных действий:
1) Вход субъекта
общения в коммуникативную
2) Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации
(благоприятная, неблагоприятная и т.д.);
3) Ориентация в коммуникативной ситуации;
4) Выбор другого
субъекта для возможного
5) Постановка коммуникативной задачи с учётом особенностей ситуации
общения;
6) Выработка подхода к субъекту взаимодействия;
7) Пристройка к
субъекту – партнёру по
8) Привлечение субъектом
– инициатором внимания
9) Оценка эмоционально-
и выявление
степени его готовности к
10) Самонастройка субъекта
– инициатора на эмоционально-
состояние субъекта – партнёра;
11) Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов
общения,
формирование общего
12) Коммуникативное воздействие субъекта – инициатора на субъекта-
партнёра;
13) Оценка субъектом – инициатором реакции субъекта – партнёра на
воздействие;
14) Стимулирование «ответного хода» субъекта – партнёра;
15) «ответный ход»
субъекта – партнёра по
действий и слагается акт общения.
Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект
общения, который берёт эту инициативу на себя, назван нами субъектом –
инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, –
субъектом – партнером.
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ.
Общение характеризуется:
47].
Содержание общения может быть различным:
1) передача (от человека к человеку) информации;
2) восприятие друг друга;
3) взаимооценка партнёрами друг друга;
4) взаимовлияние партнёров;
5) взаимодействие партнёров;
6) управление групповой или массовой деятельностью и т. д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам
общения конкретную специфику):
- инструментальную (общение в свете этой функции выступает как
социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для
совершения определённого
- синдикативную (общение
оказывается средством
- самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания,
психологического контекста);
- трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок
и т.д.);
Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не
исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:
экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных
состояний);
социального контроля
(регламентации поведения и
социализация (формирование навыков взаимодействия в обществе в
соответствии с принятыми
Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две
взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую,
операционно-техническую и
смыловые пласты.
Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся,
выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется
рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного
взаимодействия. К ним относятся:
- коммуникативная активность в группе общения;
- интенсивность действий в общении;
- инициативность в общении;
- технико-коммуникативное мастерство общения.
Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации
взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с
которыми человек в общение.
Манера общения определяется:
- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);
- поведением в
общении (сдержанностью,
скованностью);
- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).
Дистанция в общении определяет характер отношения партнёров. Интимная
и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими
людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а