Предмет общения и средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Так, Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие
нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении,
как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно
старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил
поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 2
1. Характеристика подходов, раскрывающих
сущность понятия «общение»………………………………………. 5
2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… 9
3. Основные характеристики общения……………………………… 13
4. Механизм взаимопонимания в общении………………………… 15
5. Структура взаимодействия в общении…………………………… 16
6. Средства общения………………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………… 27
Список используемой литературы…………………………………… 28

Файлы: 1 файл

древности общения.docx

— 64.20 Кб (Скачать файл)

принцип   марксистско-ленинской   философии,   обосновывающий    зависимость

изменения общественных отношений  от  смены  форм  общения,  стал  основанием

выделения категории «способ общения». Он определяется как способ  реализации

актуальных отношений в социальном взаимодействии, что зависит от:

      а) социально-экономического  уклада общества;

      б) уровня развития  идеологии;

      в) от конкретных  исторических условий социального  бытия.

      Такой подход позволяет  выстроить методологию социально-педагогического

понимания сущности общения.

      Социологическая   концепция   обосновывает    общение    как    способ

осуществления внутренней  эволюции  или  поддержания  статус-кво  социальной

структуры общества, социальной группы в  той  мере,  в  какой  эта  эволюция

предполагает   диалектическое   взаимоотношение   личности    и    общества.

Социологическая трактовка понятия  «общение»  предполагает  глубокий  анализ

внутренней  динамики  общества  и  её  взаимосвязи  с  процессами   общения.

Социологическая концепция общения  формирует методологию  понимания  места  и

роли социальных  институтов  общества  в  организации  общения  как  важного

фактора социального производства личности.

      При  психологическом  подходе общение  определяется  как  специфическая

форма   деятельности   и   как   самостоятельный   процесс   взаимодействия,

необходимый   для   реализации   других   видов    деятельности    личности.

Психологический  анализ  общения  раскрывает  механизмы  его  осуществления.

Общение выдвигается как важнейшая  социальная  потребность,  без  реализации

которой  замедляется,  а  иногда  и  прекращается   формирование   личности.

Психологи  относят  потребность  в  общении  к  числу  важнейших   факторов,

определяющих потребность в  общении как следствие взаимодействия  личности  и

социокультурной среды, причем последняя  служит  одновременно  и  источником

формирования данной потребности.

      Социально-педагогический  подход к анализу сущности  общения  опирается

на его понимание как механизма  влияния  (с  целью  социального  воспитания)

общества на личность. В связи  с  этим  в  социальной  педагогике  все  формы

общения  рассматриваются  как   психотехнические   системы,   обеспечивающие

взаимодействие людей.

 

      2. ОБЩЕНИЕ КАК  КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

      В специальной  социально-психологической литературе  общение  понимается

и как коммуникативная деятельность.[5, c. 44]

      Коммуникативная  деятельность представляет собой  сложную многоканальную

систему  взаимодействия  людей.  Так,  Г.М.Андреева   основными   процессами

коммуникативной деятельности считает  коммуникативный  (обеспечивающий  обмен

информацией),  интерактивный  (регулирующий   взаимодействие   партнеров   в

общении)  и  перцептивный  (организующий  взаимовосприятие,  взаимооценку  и

рефлексию в общении).

      А.А.Леонтьев  и   Б.Х.Бгажноков  выделяют  два   типа   коммуникативной

деятельности:  личностно-ориентированный  и  социально-ориентированный.  Эти

типы    коммуникативной    деятельности    различаются     коммуникативными,

функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

      Как отмечает Б.Х.Бгажноков,  высказывания  в  социально-ориентированном

общении адресуются многим людям и  должны быть  понятны  каждому,  поэтому  к

ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

      Наряду  с   внешней   характеристикой   коммуникативной   деятельности

существует её  внутренняя,  психологическая  характеристика.  Она,  согласно

И.А.Зимней,  проявляется  в  социальной   и   индивиндуально-психологической

репрезентативности этого процесса.

      Социальная репрезентативность  коммуникативной  деятельности  означает,

что  она  может  происходить  только  по  конкретному  поводу  в  конкретной

реальной ситуации. Индивиндуально-личностная репрезентативность  проявляется

в отражении индивиндуально-личностных особенностей общающихся.

      Опираясь  на  концепцию   А.Н.Леонтьева  и  его   анализ  общения   как

деятельности и обозначая его  как «коммуникативную деятельность»,  рассмотрим

её основные структурные компоненты. Итак,

      предмет общения  – это другой человек, партнёр  по общению как субъект;

      потребность в  общении – это стремление человека  к  познанию  и  оценке

других людей, а через них  и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;

      коммуникативные  мотивы – это то, ради чего  предпринимается общение;

      действия общения  – это единицы коммуникативной  деятельности, целостный

акт, адресованный другому человеку (два основных  вида  действий  в  общении

–инициативные и ответные;

      задачи общения  – это та  цель,  на  достижение  которой  в  конкретной

коммуникативной ситуации направлены разнообразные  действия,  совершаемые  в

процессе общения;

      средства общения  – это те операции, с помощью   которых  осуществляются

действия общения;

      продукт общения  – это образования материального  и духовного характера,

создающиеся в итоге общения.

      Процесс коммуникативной  деятельности строится как «система  сопряженных

актов» (Б.Д.Ломов). Каждый такой  «сопряжённый  акт»  –  это  взаимодействие

двух субъектов, двух наделённых способностью к инициативному общению  людей.

В этом  проявляется,  согласно  М.М.Бахтину,  диалогичность  коммуникативной

деятельности,  а  диалог  может  рассматриваться  как   способ   организации

«сопряжённых актов».

      Таким  образом,  диалог  –  это   реальная   единица   коммуникативной

деятельности. В  свою  очередь,  элементарными  единицами  диалога  являются

действия высказывания и слушания.  Однако  на  практике  личность  выполняет

роль  не  просто  субъекта   общения,   но   и   субъекта   –   организатора

коммуникативной деятельности другого  субъекта. Таким субъектом  могут  стать

отдельная личность, группа людей, масса.

      Общение субъекта-организатора  с  другим  человеком  определяется  как

межличностный уровень коммуникативной  деятельности,  а  общение  с  группой

(коллективом) – как групповой,  общение с массой -   как   личностно-массовый.

В единстве этих трёх уровней и  рассматривается коммуникативная  деятельность

личности. Это единство обеспечивается тем, что все  уровни  коммуникативного

взаимодействия   опираются   на    единое    организационно-методологическое

основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход  предполагает,

что  в  центре  общения  находятся  две  личности,  два  субъекта   общения,

взаимодействие которых реализуется  через деятельность и в деятельности.

      Деятельностный  подход  применительно  к   коммуникативной   технологии

означает  прежде  всего  трактовку   её   как   организации   и   управления

формированием системы  социальных  позиций,  взглядов,  оценок  и  т.д.  Это

происходит в трёх основных коммуникативных  формах:

      а) монологической (преобладают  коммуникативные   действия-высказывания

личности как субъекта-организатора  действий  слушания  других  субъектов  –

участников общения);

      б) диалогической  (субъекты взаимодействуют и взаимно  активны,  взаимно

инициативны);

      в) политических (многостороннее  общение,  которое  чаще  всего   носит

характер своеобразной борьбы  за  овладение  коммуникативной  инициативой  и

связано со стремлением максимально  эффективно её реализовать).

      Общение  как   деятельность  представляет  собой   систему  элементарных

актов. Каждый акт определяется:

      а) субъектом –  инициатором общения;

      б) субъектом, которому  адресована инициатива;

      в) нормами, по  которым организуется общение;

      г) целями, которые  преследуют участники общения;

      д) ситуацией, в  которой совершается взаимодействие.

      Каждый   акт   общения   представляет   собой   цепь   взаимосвязанных

коммуникативных действий:

      1) Вход субъекта  общения в коммуникативную ситуацию;

      2)  Оценка  субъектом   общения  характера   коммуникативной   ситуации

         (благоприятная,  неблагоприятная и т.д.);

      3) Ориентация в  коммуникативной ситуации;

      4) Выбор другого  субъекта для возможного взаимодействия;

      5) Постановка коммуникативной  задачи с  учётом  особенностей  ситуации

         общения;

      6) Выработка подхода  к субъекту взаимодействия;

      7) Пристройка к  субъекту – партнёру по взаимодействию;

      8) Привлечение субъектом  – инициатором внимания субъекта-партнёра;

      9) Оценка эмоционально-психологического  состояния субъекта –  партнёра

         и выявление  степени его готовности к вступлению  во взаимодействие;

     10) Самонастройка субъекта  – инициатора на эмоционально-психологическое

         состояние  субъекта – партнёра;

     11)  Выравнивание  эмоционально-психологических   состояний   субъектов

         общения,  формирование общего эмоционального  фона;

     12) Коммуникативное воздействие   субъекта  –  инициатора  на  субъекта-

         партнёра;

     13) Оценка субъектом  –  инициатором  реакции   субъекта  –  партнёра  на

         воздействие;

     14) Стимулирование «ответного  хода» субъекта – партнёра;

     15) «ответный ход»  субъекта – партнёра по общению.  Из  этих  пятнадцати

         действий  и слагается акт общения.

      Итак, для возникновения  акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект

общения, который берёт эту инициативу  на  себя,  назван  нами  субъектом  –

инициатором,  а  субъект  общения,  который  эту  инициативу  принимает,   –

субъектом – партнером.

 

 

      3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  ОБЩЕНИЯ.

  Общение характеризуется: содержанием,  функцией, манерой и  стилем.[5,  c.

47].

      Содержание общения  может быть различным:

      1) передача (от человека  к человеку) информации;

      2) восприятие друг  друга;

      3) взаимооценка партнёрами  друг друга;

      4) взаимовлияние  партнёров;

      5) взаимодействие  партнёров;

      6) управление групповой  или массовой деятельностью и  т. д.

      Функции общения  выделяются  в  соответствии  с  содержанием  общения.

Различают четыре основные функции  общения (сочетаясь, они придают  процессам

общения конкретную специфику):

      - инструментальную  (общение  в  свете  этой  функции  выступает  как

социальный  механизм  управления  и  передачи  информации,  необходимый  для

совершения определённого действия);

      - синдикативную (общение  оказывается средством объединения  людей);

      -  самовыражения  (общение  выступает  как   форма   взаимопонимания,

психологического контекста);

      - трансляционную  (передача конкретных способов  деятельности,  оценок

и т.д.);

      Конечно,   этими   четырьмя   функциями   содержание    общения    не

исчерпывается. Среди других функций  общения можно отметить:

      экспрессивную   (взаимопонимание    переживаний    и    эмоциональных

состояний);

      социального контроля (регламентации поведения и деятельности);

      социализация  (формирование  навыков  взаимодействия  в   обществе   в

соответствии с принятыми нормами  и правилами)

      Стороны общения.  Развитое полноценное общение  объединяет в себе  две

взаимосвязанные,   но   различающиеся   стороны:   внешнюю,   поведенческую,

операционно-техническую и внутреннюю,  глубинную,  затрагивающую  личностно-

смыловые пласты.

      Внешняя  сторона,  реально  формируемая   в   поведении   общающихся,

выражается в коммуникативных  действиях. Внешняя сторона общения  фиксируется

рядом   специфических   показателей.   Это    показатели    коммуникативного

взаимодействия. К ним относятся:

      - коммуникативная  активность в группе общения;

      - интенсивность действий  в общении;

      - инициативность  в общении;

      - технико-коммуникативное  мастерство общения.

      Внутренняя сторона  общения отражает субъективное  восприятие  ситуации

взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и  цели,  с

которыми человек в общение.

      Манера общения  определяется:

      - тоном общения  (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);

      - поведением в  общении (сдержанностью, беспокойством,  неуверенностью,

скованностью);

      - дистанцией в  общении (интимной, личной, социальной, публичной).

      Дистанция в общении  определяет характер отношения  партнёров. Интимная

и личная дистанции свидетельствуют  о том, что общающиеся  являются  близкими

людьми или  друзьями.  Социальная  дистанция  указывает  на  официальный,  а

Информация о работе Предмет общения и средства общения