Предмет общения и средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Так, Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие
нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении,
как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно
старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил
поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 2
1. Характеристика подходов, раскрывающих
сущность понятия «общение»………………………………………. 5
2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… 9
3. Основные характеристики общения……………………………… 13
4. Механизм взаимопонимания в общении………………………… 15
5. Структура взаимодействия в общении…………………………… 16
6. Средства общения………………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………… 27
Список используемой литературы…………………………………… 28

Файлы: 1 файл

древности общения.docx

— 64.20 Кб (Скачать файл)

психологического комфорта.

      Есть ясно читаемые  позы раздумья (поза роденовского  мыслителя),  позы

критической оценки (рука  под  подбородком,  указательный  палец  вытянут  к

виску). Известно,  что  если  человек  заинтересован  в  общении,  он  будет

ориентироваться на собеседника и  наклоняться в его сторону,  если  не  очень

заинтересован, наоборот,  ориентироваться  в  сторону,  откидываться  назад.

Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет  стоять  прямо,  в

напряжённом состоянии, с развёрнутыми  плечами,  иногда  упёршись  руками  в

бёдра; человек же, которому не нужно  подчёркивать свой статус  и  положение,

будет расслаблен,  спокоен,  находиться  в  свободной  непринуждённой  позе.

Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя,  конечно,  далеко  не

все понимают, как они это делают.

      4. Так же легко,  как и поза, может быть понято  и значение жестов,  тех

разнообразных  движений  руками  и  головой,  смысл  которых   понятен   для

общающихся сторон.

      От той  информации,  которую  несёт  жестикуляция,  известно  довольно

много. Прежде всего важно количество  жестикуляции.  Как  бы  ни  отличались

разные культуры, везде вместе с  возрастанием  эмоциональной  возбуждённости

человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции, как  и  при

желании достичь более полного  понимания между партнёрами, особенно если  оно

почему-то затруднено.

      Конкретный смысл  отдельных жестов различен в  разных культурах.  Однако

во всех культурах есть сходные  жесты, среди которых можно выделить:

             1) коммуникативные (жесты  приветствия,  прощания,  привлечения

                внимания,   запретов,   удовлетворительные,   отрицательные,

                вопросительные и т.д.);

             2)  модальные,  т.е.  выражающие  оценку  и  отношение   (жесты

                одобрения,   неудовлетворения,    доверия    и    недоверия,

                растерянности и т.п.);

             3)  описательные  жесты,  имеющие   смысл  только  в   контексте

                речевого высказывания.

      В  процессе  общения  не  нужно  забывать  о  конгруэнтности,  т.е.  о

совпадении жестов и речевых  высказываний. Речевые высказывания и  жесты,  их

сопровождающие, должны  совпадать.  Противоречие  между  жестами  и  смыслом

высказываний является сигналом лжи.

      5. И, наконец, походка  человека, т.е. стиль передвижения, по  которой

довольно легко распознать его  эмоциональное состояние. Так, в  исследованиях

психологов испытуемые с большой  точностью узнавали по походке такие  эмоции,

как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая  тяжёлая

походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая, угнетённая  походка  –

при страданиях, самая большая длина  шага – при гордости.

      С попытками найти  связь между  походкой  и   качеством  личности  дело

обстоит сложнее. Выводы о том,  что  может  выражать  походка,  делаются  на

основе сопоставления физических характеристик походки  и  качеств  личности,

выявленных с помощью тестов.

      Просодические   и  экстралингвистические   средства.  Просодические   и

экстралингвистические средства общения  связаны  с  голосом,  характеристики

которого создают образ человека,  способствуют  распознанию  его  состояний,

выявлению психической индивидуальности.

      Просодика – это  общее  название  таких  ритмико-интонационных   сторон

речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

      Экстралингвистическая  система – это включение в  речь  пауз,  а  также

различного рода психофизических  проявлений человека:  плача,  кашля,  смеха,

вдоха и т.д.

      Просодическими и  экстралингвистическими средствами  регулируется поток

речи, экономятся  языковые  средства  общения,  они  дополняют,  замещают  и

предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

      Энтузиазм, радость  и недоверие  обычно  передаются  высоким  голосом,

гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более  широком  диапазоне

тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость  обычно  передают

мягким и приглушённым голосом, с понижением интонации к концу  фразы.

      Скорость речи  также отражает чувства: быстрая  речь –  взволнованность

или  обеспокоенность;   медленная   речь   свидетельствует   об   угнетённом

состоянии, горе, высокомерии или  усталости.

      Итак, нужно уметь  не только слушать, но и слышать  интонационный строй

речи, оценивать силу  и  тон  голоса,  скорость  речи,  которые  практически

позволяют выражать  наши  чувства,  мысли,  волевые  устремления  не  только

наряду со словом, но и помимо него, а иногда  и  вопреки  ему.  Более  того,

хорошо подготовленный человек  может по  голосу  определить,  какое  движение

совершается в момент произнесения той или иной фразы, и  наоборот,  наблюдая

за жестами в ходе речи, можно  определить,  каким  голосом  говорит  человек.

Поэтому не нужно забывать, что  иногда жесты и движения  могут  противоречить

тому, что сообщает голос. Следовательно,  необходимо  контролировать  данный

процесс и синхронизировать его.

      Такесические  средства  общения.  К  такесическим  средствам   общения

относятся  динамические прикосновения  в  форме  рукопожатия,  похлопывания,

поцелуя. Доказано,  что  динамические  прикосновения  являются  биологически

необходимой формой стимуляции,  а  не  просто  сентиментальной  подробностью

человеческого  общения.  Использование  человеком  в  общении   динамических

прикосновений определяется многими  факторами. Среди них  особую  силу  имеют

статус  партнёра,  возраст,  пол,  степень   их   знакомства.   Рукопожатия,

например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь  развёрнута

вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.

      Такой такесический  элемент, как похлопывание по  плечу,  возможен  при

условии близких отношений, равенства  социального положения общающихся.

      Такесические средства  общения в большей мере, чем  другие невербальные

средства,  выполняют   в   общении   функции   индикатора   статусно-ролевых

отношений, символа степени близости общающихся.  Неадекватное  использование

личностью такесических средств может  привести к конфликтам в общении.

      Проксемические средства. Общение всегда пространственно  организовано.

Одним   из  первых   пространственную   структуру   общения   стал   изучать

американский  антрополог  Э.Холл,  который  ввёл  сам  термин  «проксемика»,

буквальный  перевод   которого   означает   «близость».   К   проксемическим

характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и  дистанция

между  ними.  На  проксемические  характеристики  общения   прямое   влияние

оказывают культурные и национальные факторы.

      Э.Холл описал  нормы приближения  человека  к  человеку  –  дистанции,

характерные для североамериканской культуры. Эти нормы  определены  четырьмя

расстояниями:

          . интимное  расстояние (от 0 до 45  см)  –   общение  самых  близких

            людей;

          . персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми  людьми;

          . социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно   при  общении  с

            чужими людьми и при официальном  общении;

          . публичное  (от 400 до 750 см) – при выступлении  перед  различными

            аудиториями.

      Нарушение оптимальной  дистанции общения воспринимается  негативно.

      Ориентация и угол  общения –  проксемические  компоненты  невербальной

системы. Ориентация, выражаемая в  повороте тела и носка ноги  в  направлении

партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении  мыслей.

Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения:

 

 

 

      Если общение носит  сопернический или оборонительный  характер, то  люди

садятся напротив; при обычной дружеской  беседе – занимают  угловую  позицию;

при кооперативном поведении –  занимают  позицию  делового  взаимодействия  с

одной стороны  стола;  независимая  позиция  выражается  в  расположении  по

диагонали.

      Следует    отметить,    что    невербальное     поведение     личности

полифункционально, оно:

         . создаёт  образ партнёра по общению;

         . выражает  взаимоотношения партнёров  по  общению,  формирует  эти

           отношения;

         . является  индикатором актуальных психических  состояний личности;

         . выступает  в  роли  уточнения,  изменения   понимания  вербального

           сообщения,  усиливает эмоциональную насыщенность  сказанного;

         . поддерживает  оптимальный уровень психологической  близости  между

           общающимися;

         . выступает  в качестве показателя статусно-ролевых  отношений.

      Вербальные   средства   общения   образуют   логико-смысловую   линию,

определяющую его содержание.  Эту  линию  целесообразно  назвать  «словесным

действием».

      Ведущей  стилистической  чертой   современного   публичного   общения

является  разговорность,  т.е.  простота   и   живость   построения   фразы,

использование разговорной лексики  и фразеологии.

      Стилистическое  своеобразие   словесного   действия   проявляется   в

особенностях   синтаксического   строя,   т.е.   в   построении    фраз    и

словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие  разговорного  стиля  словесного

действия создаётся рядом психотехнических приёмов:

      а)  воображаемой  диалогизацией  (синтаксический   строй   словесного

действия имитирует воображаемую обстановку диалога);

      б) вопросно-ответным  ходом (субъект общения сам  задаёт себе вопрос  и

сам на него даёт ответ);

      в) риторическим  вопросом (который, как известно, содержит утверждение

или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);

      г) эмоциональными  восклицаниями (что  позволяет   усилить  внимание  к

теме общения, стимулирует разговорность  общения);

      д) инверсией (т.е.  преднамеренным нарушением порядка  слов).

      Качество и эффективность   словесного  действия,  его   коммуникативная

действенность зависят от того, насколько  субъект владеет психотехникой  речи

(именно психотехникой,  а не  техникой, как считают некоторые  авторы).

      Психотехника  речи  –  это  система   индивиндуально-психологического

управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-

психологическими условиями общения.

      Словесное действие, как  видно  из  его   характеристик,  аккумулирует

паралингвистические и экстралингвистические  средства общения. В этом  смысле

психотехника речи – это раздел  психотехники  общения,  раскрывающий  приёмы

эффективного   пользования    лингвистическими,    паралингвистическими    и

экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

      Если лингвистические  средства определяют содержательность  словесного

действия,   то   паралингвистические   и   экстралингвистические    –    его

выразительность.

      Интонация и тональность  воздействуют не только на  сознание, но  и  на

сферу чувств, придают эмоциональную  окраску словам и фразам.

      Темп словесного  действия – это скорость  его   осуществления.  быстрый

темп затрудняет возможность сосредоточить  внимание на  логике  и  содержании

словесного действия, медленный  –  утомляет.  Наиболее  оптимальный  вариант

темповой организации словесного  действия  –  психологически  целесообразное

управление.  Паузы,  при  их  правильном  использовании,   позволяют   лучше

передать смысл слова, фразы, подчеркнуть  или усилить наиболее важные места.

      Дикция, т.е. ясное,  чёткое  произношение  звуков,  облегчает  процесс

проникновения в содержание словесного действия.

      Оптико-кинетические  средства организуют динамические  психофизические

действия.

      Жест –  это  движение, передающее психическое  состояние говорящего или

думающего про себя человека.

      Мимика – это  динамическое выражение лица  в конкретный момент общения.

      Пантомимика –  это динамическое состояние   позы  в  конкретный  момент

общения.

      Слияние словесного  и оптико-кинетического действий  образует  процесс

воздействия  одного  субъекта  общения  на  другой  и   наоборот.   Но   это

воздействие эффективно только в том  случае,  если  в  его  ткань  включаются

механизмы взаимопонимания.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Как только не  именовали человека: и homo sapiens (человек   разумный),

и homo fuber (человек производящий), и  homo  habilis  (человек  умелый),  и

homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его   можно

Информация о работе Предмет общения и средства общения