Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:34, реферат
Так, Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие
нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении,
как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно
старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил
поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.
Введение……………………………………………………………… 2
1. Характеристика подходов, раскрывающих
сущность понятия «общение»………………………………………. 5
2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… 9
3. Основные характеристики общения……………………………… 13
4. Механизм взаимопонимания в общении………………………… 15
5. Структура взаимодействия в общении…………………………… 16
6. Средства общения………………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………… 27
Список используемой литературы…………………………………… 28
психологического комфорта.
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы
критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к
виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет
ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень
заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад.
Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в
напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в
бёдра; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение,
будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.
Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не
все понимают, как они это делают.
4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех
разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для
общающихся сторон.
От той информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно
много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались
разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбуждённости
человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции, как и при
желании достичь более полного понимания между партнёрами, особенно если оно
почему-то затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако
во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
1) коммуникативные (жесты
внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные,
вопросительные и т.д.);
2) модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты
одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия,
растерянности и т.п.);
3) описательные жесты, имеющие смысл только в контексте
речевого высказывания.
В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. о
совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их
сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом
высказываний является сигналом лжи.
5. И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой
довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях
психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции,
как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая
походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая, угнетённая походка –
при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.
С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело
обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на
основе сопоставления
выявленных с помощью тестов.
Просодические и экстралингвистические средства. Просодические и
экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики
которого создают образ
выявлению психической индивидуальности.
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон
речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также
различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, смеха,
вдоха и т.д.
Просодическими и
экстралингвистическими
речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и
предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом,
гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне
тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают
мягким и приглушённым голосом, с понижением интонации к концу фразы.
Скорость речи
также отражает чувства:
или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетённом
состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Итак, нужно уметь
не только слушать, но и
речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически
позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только
наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того,
хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение
совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая
за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек.
Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить
тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный
процесс и синхронизировать его.
Такесические средства общения. К такесическим средствам общения
относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания,
поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически
необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью
человеческого общения. Использование человеком в общении динамических
прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют
статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия,
например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута
вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.
Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при
условии близких отношений, равенства
социального положения
Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные
средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых
отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование
личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.
Проксемические средства.
Общение всегда
Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать
американский антрополог Э.Холл, который ввёл сам термин «проксемика»,
буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим
характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция
между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние
оказывают культурные и национальные факторы.
Э.Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции,
характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя
расстояниями:
. интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких
людей;
. персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
. социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с
чужими людьми и при
. публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными
аудиториями.
Нарушение оптимальной
дистанции общения
Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной
системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении
партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.
Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения:
Если общение носит
сопернический или
садятся напротив; при обычной дружеской беседе – занимают угловую позицию;
при кооперативном поведении – занимают позицию делового взаимодействия с
одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по
диагонали.
Следует отметить, что невербальное поведение личности
полифункционально, оно:
. создаёт образ партнёра по общению;
. выражает взаимоотношения партнёров по общению, формирует эти
отношения;
. является
индикатором актуальных
. выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального
сообщения,
усиливает эмоциональную
. поддерживает
оптимальный уровень
общающимися;
. выступает
в качестве показателя
Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию,
определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным
действием».
Ведущей стилистической чертой современного публичного общения
является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы,
использование разговорной лексики и фразеологии.
Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в
особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и
словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного
действия создаётся рядом
а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного
действия имитирует
б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задаёт себе вопрос и
сам на него даёт ответ);
в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение
или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);
г) эмоциональными
восклицаниями (что позволяет
теме общения, стимулирует разговорность общения);
д) инверсией (т.е.
преднамеренным нарушением
Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная
действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи
(именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).
Психотехника речи
– это система индивиндуально-
управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-
психологическими условиями
Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует
паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле
психотехника речи – это раздел психотехники общения, раскрывающий приёмы
эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и
экстралингвистическими
Если лингвистические
средства определяют
действия, то паралингвистические и экстралингвистические – его
выразительность.
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на
сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.
Темп словесного действия – это скорость его осуществления. быстрый
темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании
словесного действия, медленный – утомляет. Наиболее оптимальный вариант
темповой организации
управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше
передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.
Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс
проникновения в содержание словесного действия.
Оптико-кинетические
средства организуют
действия.
Жест – это движение, передающее психическое состояние говорящего или
думающего про себя человека.
Мимика – это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.
Пантомимика – это динамическое состояние позы в конкретный момент
общения.
Слияние словесного
и оптико-кинетического
воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это
воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются
механизмы взаимопонимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный),
и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и
homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно