Предмет психологии ученика с нарушенным интеллектом развития. Определение понятия умственной отсталости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:09, доклад

Описание работы

Психология умственно отсталого ребенка – это одна из отраслей психологии, которая изучает специальный объект – ученика вспомогательной школы. Поэтому ее иногда называют специальной психологией.

Файлы: 1 файл

Предмет психологии УО ребенка.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)

Название:

Доклад. Тема: «Предмет психологии ученика с нарушенным интеллектом развития. Определение понятия умственной отсталости»

 

Автор:

Фетисова Татьяна Александровна, учитель-логопед, Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями  здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат VIII вида №5»

 

Россия, Волгоградская  обл., г. Волгоград

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология умственно отсталого  ребенка – это одна из отраслей психологии, которая изучает специальный  объект – ученика вспомогательной  школы. Поэтому ее иногда называют специальной  психологией.

Специальная психология изучает закономерности развития психики аномальных детей: умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, слепоглухонемых, с нарушением речи и др.

Психология умственно отсталого  ребенка является одним из наиболее разработанных разделов специальной  психологии.

Мысль о возможности и необходимости  изучения, воспитания и обучения умственно  отсталых детей зародилась одновременно с развитием медицины (преимущественно  психиатрии) и педагогики. К концу XVIII- началу XIX века сложились определенные взгляды на целесообразность использования  лечебных и педагогических средств  применительно к умственно отсталым. Дети с легкой степенью умственной отсталости стали объектом изучения и воспитания лишь со второй половины XIX века. В русской педагогической литературе на своеобразие умственно отсталого ребенка впервые было указано Н. А. Добролюбовым. Он отмечал, что для умственно отсталых детей характерны пониженная активность, замедленность восприятия, склонность к механическим стереотипным действиям, плохая ориентировка в новой обстановке, отсутствие умения оперировать приобретенными знаниями.

Во второй половине XIX - начале XX века в России (Рига, Петербург, Москва, Киев) открывается ряд лечебно-педагогических учреждений, в которых изучают, воспитывают  и обучают умственно отсталых детей. В 1910 году в Москве Н. П. Пестовский и М. П. Постовская открывают вспомогательные классы в начальном училище и создают экспериментальные психологические кабинеты по изучению умственно отсталых детей. В 1911 году профессор Г. И. Россолимо создал в Москве институт детской психологии и невропатологии, в котором осуществлялось изучение своеобразия психики умственно отсталых детей.

После Великой Октябрьской социалистической революции специальная психология (и в частности, психология умственно  отсталого ребенка) выделилась в  самостоятельную науку, а организация  изучения, воспитания и обучения умственно  отсталого ребенка вошла в  состав государственных мероприятий  по народному образованию.

В Москве в 1925 году был создан Экспериментальный  дефектологический институт (ЭДИ). В  конце 20-х годов под руководством профессора Л. С. Выготского (1896-1934) было начато планомерное и систематическое  исследование психологических особенностей умственно отсталых детей. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский  оставил большое теоретическое  наследие в области специальной  психологии и по праву считается  основателем советской олигофренопсихологии.

В 1935 году экспериментальную психологическую  лабораторию по изучению психики  умственно отсталых детей возглавил  Л. В. Занков. В 1943 году Экспериментальный дефектологический институт был преобразован в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР.

Теоретические исследования советских  и прогрессивных зарубежных дефектологов, а также опыт работы вспомогательных  школ в нашей стране раскрывают большие потенциальные возможности развития умственно отсталых детей в условиях специально организованного обучения и воспитания.

Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит по-разному. Именно своеобразие психического развития умственно отсталых детей, а также особенности развития разных групп этих детей являются предметом психологии умственно отсталого ребенка.

Психология умственно  отсталого ребенка опирается  на ряд смежных дисциплин и  использует их данные при разработке теории и в повседневной практике.

Психология умственно отсталого  ребенка тесно связана с общей и детской психологией. Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития умственно отсталого ребенка, в том влиянии, которое оказывает на ход психического развития поражение или недоразвитие мозга. Сопоставление данных, полученных в процессе изучения умственно отсталого ребенка, с данными общей и детской психологии позволяет утверждать, что умственное развитие детей-олигофренов при всем его своеобразии протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. К числу таких основных закономерностей следует отнести зависимость развития психики ребенка от его обучения и воспитания взрослыми.

Педагогическая психология ориентирует  специальную психологию на необходимость  соблюдения ряда психологических условий  обучения и воспитания детей в  целях достижения наилучших результатов.

Специальная психология учитывает данные клиники олигофрении, невропатологии и физиологии.

Клиника олигофрении дает возможность  установить этиологию умственной отсталости, невропатология - анатомические, органические отклонения центральной нервной  системы, физиология - функциональные изменения в центральной нервной  системе. Все это позволяет понять своеобразие психики умственно  отсталого ребенка.

Специальная психология исходит из учения И. П. Павлова о пластичности центральной нервной системы. Благодаря  этой пластичности оказывается возможным  осуществить компенсацию и коррекцию  отклонений в психическом развитии, обусловленных органическим поражением головного мозга.

Психология умственно отсталого  ребенка опирается и на достижения детской психиатрии. Советские психиатры внесли большой вклад в клиническое изучение умственно отсталых детей. Ими изучены вопросы этиологии, патогенеза и лечения последствий заболеваний центральной нервной системы. Кроме этого, установлено своеобразие психики умственно отсталого ребенка в зависимости от перенесенного заболевания, дана клинико-педагогическая классификация детей-олигофренов, определены типологические особенности их психики, раскрыта динамика развития детей-олигофренов. Наконец предметом их изучения являются сходные с олигофренией состояния. Психиатры, педагоги и психологи проводят совместные исследования с целью определения клинических, психологических и педагогических диагностических критериев умственной отсталости.

Специальная психология связана с такими науками, как специальная педагогика, специальные методики и логопедия. Эти науки используют данные психологии умственно отсталого ребенка. Знание закономерностей развития психики умственно отсталых детей дает возможность научно обосновать теорию их обучения и воспитания. В логопедической работе также необходимо исходить из своеобразия психики умственно отсталых детей при определении содержания и методов коррекции дефектов речи учащихся вспомогательной школы и умственно отсталых дошкольников.

Психология умственно  отсталых детей, где психическое  нарушение проходит по типу ретардации, для которой свойственно раннее поражение или недоразвитие структур мозга, имеет название олигофренопсихология. Для данного вида дизонтогений свойственно:

- задержка в созревании  мозга

- задержка разной степени  выраженности в формировании  молодых и высокодифференцированных  мозговых структур (лобные отделы, теменно-височно-затылочные и зоны  перекрытия)

- недостаточность общей  интегративной деятельности мозга

- инертность психической  деятельности

- нейродинамические нарушения  (дисбаланс процессов возбуждения-торможения)

- нарушение функции активного  внимания

- непрогредиентный характер течения

- трудности, а иногда  и не возможность усвоения  общеобразовательных стандартов  всех уровней общественно-образовательной  системы

Психология олигофрений – одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом

Умственно отсталый ребенок – это ребенок со стойкими нарушениями познавательной деятельности, вследствие органических повреждений головного мозга.

Задача олигофренопсихологии: определение общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявлением характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обуславливающих развитие ребенка и его способность социального адаптирования.

Теоретические положения  по Выготскому Л.С.:

1. О системности строения  психики человека

2. Об актуальных и ближайших  зонах развития ребенка

3. Об идентичности факторов, обуславливающих нормальное и  анормальное развитие ребенка

4. О первичных и вторичных  отклонениях в развитии анормального  ребенка

5. О коллективе, как факторе  развития высших психических  функций ребенка

6. Об изменении соотношений  интеллекта и аффекта при умственной  отсталости

7. О важности раннего  коррекционно-педагогического воздействия  на ребенка с отклонениями  в развитии

Причины умственной отсталости. Классификация по степени  тяжести и этиопатогенетическому принципу.

Этиопатогенетические причины умственной отсталости:

Умственно отсталые дети – одна из более многочисленных групп от всех аномальных детей. Составляет самую большую популяцию. Выделенные выше признаки проявляются до 2-3 лет, чаще это следствие различных органических поражений. Тяжесть состояния зависит от времени приобретения и локальности. Встречается сочетание олигофрении с другими психическими заболеваниями, например с деменцией, тогда олигофрения может носить прогредиентый характер.

Экзогенные причины  заболевания:

- тяжелые инфекционные  заболевания во время беременности

- интоксикации, отравления

- тяжелые дистрофические  состояния при беременности

- заражение плода паразитами

- венерические заболевания

- травматическое поражение  плода или асфиксия

Эндогенные причины  заболевания:

- наследственность

- резус-конфликт

- хромосомные аномалии

- фенилкетонурия (нарушение белкового обмена)

- менингиты и энцефалиты  в раннем детстве

Умственно отсталых детей различают по тяжести и  выраженности на три группы:

Дебильность - легкая степень, 75% от популяции олигофренов, уровень интеллекта по Векслеру 50-70

Имбецильность – средняя степень, 15% от общей популяции олигофренов, уровень интеллекта 20-50

Идиотия – тяжелая степень, 5% от популяции, уровень интеллекта меньше 20.

Особенности развития познавательной сферы умственно  отсталых детей.

На развитие познавательной сферы олигофренов влияют два вида факторов:

первый – биологический, отражающий качественность, своеобразие  структуры, время возникновения;

второй – социальный, отражающий ближайшее окружение  ребенка.

Нарушение познавательной деятельности вызваны особенностью протекания нейрофизиологических процессов  в коре головного мозга.

Внимание

Отмечается недостаточность  произвольного внимания. Свойственно  пассивное непроизвольное внимание с фиксацией не более 10-15 минут, частая отвлекаемость, двигательное беспокойство, вялость, пассивность, возможны агрессивные  реакции при настаивании на продолжении  деятельности. Распределение внимания практически отсутствует. Отмечается нетерпимость, выкрикивание, задавание  вопросов, не касающихся определенной темы.

Ощущение и  восприятие:

Отмечается нарушение  различных модальностей и восприятия в целом по сравнению с нормально  развивающимися детьми. Свойственна  узость зрительного восприятия. Периферическое зрение развито плохо. Своеобразное узнавание объектов, а именно: неразличение, отождествление похожих, а отсюда - плохая приспосабливаемость к меняющимся условиям окружающей среды. Пространственная ориентировка нарушена. Нарушение осязания, а именно: асинхрония рук и ног и несогласованность. Отсутствие волевой регуляции. Нестойкость аффектов.

Информация о работе Предмет психологии ученика с нарушенным интеллектом развития. Определение понятия умственной отсталости