Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:09, доклад
Психология умственно отсталого ребенка – это одна из отраслей психологии, которая изучает специальный объект – ученика вспомогательной школы. Поэтому ее иногда называют специальной психологией.
Название:
Доклад. Тема: «Предмет психологии ученика с нарушенным интеллектом развития. Определение понятия умственной отсталости»
Автор:
Фетисова Татьяна
Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград
Психология умственно
Специальная психология изучает закономерности развития психики аномальных детей: умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, слепоглухонемых, с нарушением речи и др.
Психология умственно
Мысль о возможности и необходимости
изучения, воспитания и обучения умственно
отсталых детей зародилась одновременно
с развитием медицины (преимущественно
психиатрии) и педагогики. К концу
XVIII- началу XIX века сложились определенные
взгляды на целесообразность использования
лечебных и педагогических средств
применительно к умственно
Во второй половине XIX - начале XX века
в России (Рига, Петербург, Москва, Киев)
открывается ряд лечебно-
После Великой Октябрьской
В Москве в 1925 году был создан Экспериментальный
дефектологический институт (ЭДИ). В
конце 20-х годов под руководством
профессора Л. С. Выготского (1896-1934) было
начато планомерное и систематическое
исследование психологических особенностей
умственно отсталых детей. Выдающийся
советский психолог Л. С. Выготский
оставил большое теоретическое
наследие в области специальной
психологии и по праву считается
основателем советской
В 1935 году экспериментальную
Теоретические исследования советских и прогрессивных зарубежных дефектологов, а также опыт работы вспомогательных школ в нашей стране раскрывают большие потенциальные возможности развития умственно отсталых детей в условиях специально организованного обучения и воспитания.
Какова бы ни была причина умственной
отсталости ребенка, как бы тяжела ни
была болезнь его нервной системы (
Психология умственно отсталого ребенка опирается на ряд смежных дисциплин и использует их данные при разработке теории и в повседневной практике.
Психология умственно
Педагогическая психология ориентирует специальную психологию на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей в целях достижения наилучших результатов.
Специальная психология учитывает данные клиники олигофрении, невропатологии и физиологии.
Клиника олигофрении дает возможность
установить этиологию умственной отсталости,
невропатология - анатомические, органические
отклонения центральной нервной
системы, физиология - функциональные
изменения в центральной
Специальная психология исходит из
учения И. П. Павлова о пластичности
центральной нервной системы. Благодаря
этой пластичности оказывается возможным
осуществить компенсацию и
Психология умственно
Специальная психология связана с такими науками, как специальная педагогика, специальные методики и логопедия. Эти науки используют данные психологии умственно отсталого ребенка. Знание закономерностей развития психики умственно отсталых детей дает возможность научно обосновать теорию их обучения и воспитания. В логопедической работе также необходимо исходить из своеобразия психики умственно отсталых детей при определении содержания и методов коррекции дефектов речи учащихся вспомогательной школы и умственно отсталых дошкольников.
Психология умственно отсталых детей, где психическое нарушение проходит по типу ретардации, для которой свойственно раннее поражение или недоразвитие структур мозга, имеет название олигофренопсихология. Для данного вида дизонтогений свойственно:
- задержка в созревании мозга
- задержка разной степени
выраженности в формировании
молодых и
- недостаточность общей
интегративной деятельности
- инертность психической деятельности
- нейродинамические нарушения
(дисбаланс процессов
- нарушение функции активного внимания
- непрогредиентный характер течения
- трудности, а иногда
и не возможность усвоения
общеобразовательных
Психология олигофрений – одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом
Умственно отсталый ребенок – это ребенок со стойкими нарушениями познавательной деятельности, вследствие органических повреждений головного мозга.
Задача олигофренопсихологии: определение общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявлением характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обуславливающих развитие ребенка и его способность социального адаптирования.
Теоретические положения по Выготскому Л.С.:
1. О системности строения психики человека
2. Об актуальных и ближайших зонах развития ребенка
3. Об идентичности факторов, обуславливающих нормальное и анормальное развитие ребенка
4. О первичных и вторичных
отклонениях в развитии
5. О коллективе, как факторе развития высших психических функций ребенка
6. Об изменении соотношений
интеллекта и аффекта при
7. О важности раннего
коррекционно-педагогического
Причины умственной
отсталости. Классификация по степени
тяжести и
Этиопатогенетические причины умственной отсталости:
Умственно отсталые дети – одна из более многочисленных групп от всех аномальных детей. Составляет самую большую популяцию. Выделенные выше признаки проявляются до 2-3 лет, чаще это следствие различных органических поражений. Тяжесть состояния зависит от времени приобретения и локальности. Встречается сочетание олигофрении с другими психическими заболеваниями, например с деменцией, тогда олигофрения может носить прогредиентый характер.
Экзогенные причины заболевания:
- тяжелые инфекционные
заболевания во время
- интоксикации, отравления
- тяжелые дистрофические состояния при беременности
- заражение плода паразитами
- венерические заболевания
- травматическое поражение плода или асфиксия
Эндогенные причины заболевания:
- наследственность
- резус-конфликт
- хромосомные аномалии
- фенилкетонурия (нарушение белкового обмена)
- менингиты и энцефалиты в раннем детстве
Умственно отсталых детей различают по тяжести и выраженности на три группы:
Дебильность - легкая степень, 75% от популяции олигофренов, уровень интеллекта по Векслеру 50-70
Имбецильность – средняя степень, 15% от общей популяции олигофренов, уровень интеллекта 20-50
Идиотия – тяжелая степень, 5% от популяции, уровень интеллекта меньше 20.
Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей.
На развитие познавательной сферы олигофренов влияют два вида факторов:
первый – биологический, отражающий качественность, своеобразие структуры, время возникновения;
второй – социальный, отражающий ближайшее окружение ребенка.
Нарушение познавательной деятельности вызваны особенностью протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга.
Внимание
Отмечается недостаточность произвольного внимания. Свойственно пассивное непроизвольное внимание с фиксацией не более 10-15 минут, частая отвлекаемость, двигательное беспокойство, вялость, пассивность, возможны агрессивные реакции при настаивании на продолжении деятельности. Распределение внимания практически отсутствует. Отмечается нетерпимость, выкрикивание, задавание вопросов, не касающихся определенной темы.
Ощущение и восприятие:
Отмечается нарушение различных модальностей и восприятия в целом по сравнению с нормально развивающимися детьми. Свойственна узость зрительного восприятия. Периферическое зрение развито плохо. Своеобразное узнавание объектов, а именно: неразличение, отождествление похожих, а отсюда - плохая приспосабливаемость к меняющимся условиям окружающей среды. Пространственная ориентировка нарушена. Нарушение осязания, а именно: асинхрония рук и ног и несогласованность. Отсутствие волевой регуляции. Нестойкость аффектов.