Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:09, доклад
Психология умственно отсталого ребенка – это одна из отраслей психологии, которая изучает специальный объект – ученика вспомогательной школы. Поэтому ее иногда называют специальной психологией.
Память
Объем памяти обычно не превышает трех. Точность и длительность словесной и зрительной памяти снижена. Отмечаются конфабуляции и персеверации. Произвольная память снижена.
Речь
Своеобразна и с опозданием. Опоздание эмоционального включения. Комплекс оживления примерно развивается к году (в норме к 3 мес), реакция на интонацию голоса развивается примерно к 2 годам. Речь имеет фоновый характер. Первые слова проявляются к 2-3 годам (в норме 9-12 слов в 1 год). Доминируют существительные и глаголы. При обучении упор делается на слух и зрение.
Мышление
Свойственно наглядно-действенное мышление. Наглядно-образное значительно снижено. Словесно-логическое отсутствует.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
Эмоции отстают в развитии по сравнению с нормой. Отмечается недифференциальность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявления радости. У дебилов отмечается добродушный настрой, у имбецилов больше злостно-тоскливый.
В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления, интерес направлен на текущую деятельность, частая переключаемость, не глубоки, поверхностны в интересах, которые чаще вызываются физиологическими потребностями, отсутствует познавательная мотивация.
Самооценка подвержена контрастным изменениям. До 3 лет высокая, потом постепенно падает. Часто выступают случаи псевдокомпенсации по завышению самооценки. Уровень притязаний понижен, отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.
Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Недостаточная критичность, не пытаются исправлять ошибки, выполняют задания поэтапно, не задумываясь о целях. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.
Литература