Предмет психологии ученика с нарушенным интеллектом развития. Определение понятия умственной отсталости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:09, доклад

Описание работы

Психология умственно отсталого ребенка – это одна из отраслей психологии, которая изучает специальный объект – ученика вспомогательной школы. Поэтому ее иногда называют специальной психологией.

Файлы: 1 файл

Предмет психологии УО ребенка.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)

Память

Объем памяти обычно не превышает  трех. Точность и длительность словесной  и зрительной памяти снижена. Отмечаются конфабуляции и персеверации. Произвольная память снижена.

Речь

Своеобразна и с опозданием. Опоздание эмоционального включения. Комплекс оживления примерно развивается к году (в норме к 3 мес), реакция на интонацию голоса развивается примерно к 2 годам. Речь имеет фоновый характер. Первые слова проявляются к 2-3 годам (в норме 9-12 слов в 1 год). Доминируют существительные и глаголы. При обучении упор делается на слух и зрение.

Мышление

Свойственно наглядно-действенное  мышление. Наглядно-образное значительно снижено. Словесно-логическое отсутствует.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой  сферы умственно отсталых детей.

Эмоции отстают в развитии по сравнению с нормой. Отмечается недифференциальность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявления радости. У дебилов отмечается добродушный настрой, у имбецилов больше злостно-тоскливый.

В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления, интерес направлен на текущую деятельность, частая переключаемость, не глубоки, поверхностны в интересах, которые чаще вызываются физиологическими потребностями, отсутствует познавательная мотивация.

Самооценка подвержена контрастным изменениям. До 3 лет высокая, потом постепенно падает. Часто выступают случаи псевдокомпенсации по завышению самооценки. Уровень притязаний понижен, отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Недостаточная критичность, не пытаются исправлять ошибки, выполняют задания поэтапно, не задумываясь о целях. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
  2. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
  3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"
  4. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. Под ред. Г. М. Дульнева и А Р. Лурия. М., 1973.
  5. Отбор детей во вспомогательные школы Под ред. С. Д. Забрамной. М., 1971.
  6. Отбор детей во вспомогательную школу Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М., 1983.

Информация о работе Предмет психологии ученика с нарушенным интеллектом развития. Определение понятия умственной отсталости