Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни куда как далеко, например, до физики. Ее явления неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем – это детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Предмет психологии 4
3. Задачи психологии 9
4. Заключение 12
5. Литература 13

Файлы: 1 файл

Контрольная по психология.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 


 


План

 

1. Введение                                                                                                               3

2. Предмет психологии          4

3. Задачи психологии          9

4. Заключение                                                                                                           12

5. Литература           13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов.

Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естественных наук это очевидно.

Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни куда как далеко, например, до физики. Ее явления неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем – это детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета и задач.

 

 

Предмет психологии

 

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности возникновения, формирования и развития психики человека в фило- и онтогенезе.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Психика человека изучается различными отраслями психологии. Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология занимается проблемами социально-психологических проявлений личности, его взаимоотношений с людьми, с группой, а также проблемами психологической совместимости людей, социально-психологических проявлений в больших группах (действие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология выявляет закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология выявляет отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология анализирует поведение человека в условиях боевых действий [2, с. 5].

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, в результате которого появляются отрасли, существенно отличающиеся друг от друга, хотя и сохраняющие общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

Понимание предмета психологии в науке сложилось не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) – предметом  изучения была душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит – частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души – дуализм (лат. dialia – двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596 – 1650).

2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632 – 1704).

В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832 – 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу [3, с. 9].

3-й этап (XIX в.) – в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S – R) стимул – реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

 – гештальтпсихология – Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943) (предмет изучения – особенности восприятия);

 – психоанализ и неофрейдизм – Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 – 1961), Альфред Адлер (1870 – 1937) (предмет изучения – бессознательное);

 – когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);

 – генетическая психология – Жан Пиаже (1896-1980)(предмет – развитие мышления).

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX – начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии » – Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927), Борис Герасимович Ананьев (1829 – 1905).

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения – психика) – Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879 – 1957).

Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896 – 1934), затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет – психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология – Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет – особенности личности).

В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление – трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека [3, с. 10].

Предметом психологического исследования является структура субъекта и процессы его взаимоотношений с миром. Субъект представляет собой целостную структуру, фиксирующую модели совершенных взаимодействий, актуализация которых проявляется в поведении и деятельности.

Модели фиксированных взаимоотношений – это компоненты субъекта как системного образования. Многообразие моделей отражает всю историю становления субъекта – фило- и онтогенетическую. Различные аспекты предмета психологии (на пример, структура субъекта, закономерности его формирования и активности) не могут быть изучены в отрыве друг от друга, поскольку именно отношения их подобия служат обоснованием возможности реконструкции гипотетических компонентов по характеристикам компонентов, изучаемых эмпирически [1, с. 22].

Недоступность непосредственному изучению структуры субъекта и процессов его взаимодействия с миром не определяет специфичность предмета психологии, а является органической чертой любой научной дисциплины. В рамках конкретных парадигм в процессе их развития вырабатываются правила реконструкции этих объектов.

Предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины обладает собственной спецификой, отличающей его от предметов изучения в других дисциплинах.

Структура субъекта и процессы его взаимодействия с миром представляют особый уровень организации живых систем, обеспечивающий возможность фиксации и воспроизведения информационных моделей взаимодействия в специализированных структурах организма. Специфика предмета психологии такова, что не допускает ни редукции вниз – к нейрофизиологии, ни вверх – к социологическим наукам, обладающим собственными предметами исследования, но требует согласования с ними [1, с. 25].

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, – поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S) [1, с. 41].

Итак, единого представления о предмете психологии не существует. Предмет психологии – 1) психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека; 3) факты, закономерности и механизмы психики; 4) структура субъекта психической деятельности и процессы его взаимоотношений с реальностью.

 

  1. Задачи психологии.

 

Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных В. Вундтом и И.М. Сеченовым. Важно заметить, что прогрессивная программа Сеченова оказала сильнейшее влияние на развитие психологических парадигм в России (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский), но при этом не стала самостоятельной парадигмой.

Программа Вундта была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод. Как пишет Вундт, «нельзя допустить никакого различия между психологическими и естественнонаучными методами».

Однако единственным прямым методом психологии Вундт считал самонаблюдение, поскольку предмет психологии – непосредственный опыт, как он дан самому человеку.

Вундт определил основные задачи психологии:

1) анализ процесса сознания методом  интроспекции;

2) выявление элементов сознания;

3) установление закономерностей их соединения [1, с. 37].

Культурно-исторической линии в исследовательской программе Вундта была противопоставлена понимающая психология историка и литературного критика В. Дильтея и его последователя Э. Шпрангера. Главной задачей психологии они считали не объяснение закономерностей душевной жизни человека, а ее понимание в субъективно переживаемой целостности.

Психология, с их точки зрения, принадлежит не к циклу наук о природе (Naturwissenschaften), таким как физиология, химия и т. п., а к наукам о духе (Geistwissenschaften) – циклу гуманитарных дисциплин, к которому относятся, например, история и культурология. Дильтей и Шпрангер утверждали, что в науках о духе, и в психологии в том числе, не применим естественнонаучный, по сути экспериментальный, метод [1, с. 39].

Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж. Б. Уотсоном (1878–1958). Датой рождения бихевиоризма (от англ. behavior – поведение) считают публикацию в 1913 г. статьи «Психология с точки зрения бихевиориста» (Psychology as the Behaviorist Views It) в научном психологическом журнале «Психологическое обозрение» (Psychological Review). С точки зрения этой парадигмы, психология представляет собой объективную экспериментальную отрасль естественных наук. Исходя из этого задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель – предсказание поведения субъекта и управление им [1, с. 41].

Назовём задачи современной психологии:

Среди многочисленных проблем, которые стоят перед современной психологией, выделяются две кардинальные:

Информация о работе Предмет психологии