Предпосылки возникновения, предмет и задачи социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 11:27, реферат

Описание работы

Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. Она возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что породило немалые трудности, как в определении предмета, так и в выявлении круга ее проблем. Главная трудность заключается в том, что социальный психолог имеет дело с двумя рядами закономерностей: закономерностями общественного развития и закономерностями развития психики. В ряду психологических дисциплин социальная психология стоит на полюсе, ближе всего примыкающем к наукам об обществе. В определенном смысле слова социальная психология выступает как общественная наука, т. е. реальный социальный контекст во многом определяет проблематику ее научных исследований.

Файлы: 1 файл

соц.психология.docx

— 32.69 Кб (Скачать файл)

Введение

 

           Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. Она возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что породило немалые трудности, как в определении предмета, так и в выявлении круга ее проблем. Главная трудность заключается в том, что социальный психолог имеет дело с двумя рядами закономерностей: закономерностями общественного развития и закономерностями развития психики. В ряду психологических дисциплин социальная психология стоит на полюсе, ближе всего примыкающем к наукам об обществе. В определенном смысле слова социальная психология выступает как общественная наука, т. е. реальный социальный контекст во многом определяет проблематику ее научных исследований.

           Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психических явлений, поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Д. Майерс дает следующее определение социальной психологии: «Социальная психология – это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу». В данном определении акцент делается на основные аспекты общения, тем самым происходит сужение предмета социальной психологии.

               Запросы на социально-психологические исследования поступают из всех сфер общественной жизни: из области промышленного производства, из различных сфер воспитания, области демографической политики, системы массовой информации, спорта, науки, управления, сферы обслуживания и т. д. Становление социальной психологии связано с потребностями в организации и управлении группами людей, занятых выполнением каких-либо совместных функций.

 

Предпосылки возникновения, предмет и задачи социальной психологии.

История социальной психологии как научной дисциплины — относительно молодая отрасль знания. Дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем.  
 
           При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические 
 
           Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии. Через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии — это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить весьма трудно. 
 

Предмет и задачи социальной психологии. Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология различными авторами:  
 
1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда он вклинивается в различные социальные группы).  
 
2) Социальная психология изучает механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния (Этой точки зрения придерживаются социологи и психологи, пришедшие из социологии -> главная проблема - социологизация, очеловечивание рожденного индивида).  
 
 3) Предметом социальной психологии является общение между людьми, их взаимодействие  
 
4) Предметом социальной психологии является характеристика группы или общностей, как целостных образований. Социальная психология в системе других наук Социальная психология возникла на стыке социологии и психологии. Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики. Общую психологию  интересует вопрос о влиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология является частью общей психологи, но по особой задаче.  
 
Задачи социальной психологии включают в себя изучение проблем общества, пути их решения, а также методологию исследований социальных процессов.

 

 

 

                                    Место социологии в системе наук

Возникнув в XIX в. как самостоятельная наука и заняв особое место в структуре научного знания, социология не только не утрачивает связей с другими отраслями науки, но и постоянно расширяет эти связи. Данное обстоятельство продиктовано сложностью и многообразием самого объекта исследования — общества, потребностью применения общенаучных методов его изучения.

Взаимодействие социологии с другими науками дает продуктивное приращение теоретического и эмпирического материала. В результате возникают новые научные дисциплины, научные направления и школы, которые зачастую нельзя отнести к какой-либо отдельной сфере научного знания.

Наиболее тесные связи социология имеет с социальной философией. Последняя является разделом философии, изучает качественное своеобразие общества (его отличие от природы, отношение общества и его подсистем: государства, религии, морали, культуры). В ряду общих проблем, исследуемых философией и социологией, находятся проблемы социального прогресса и его критериев, соотношение стихийности и сознательности в общественном развитии и др. Эти проблемы, в частности, рассматривались западными исследователями П. Сорокиным, А. Тойнби, представителями Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.). Если рассматривать социальную философию под определенным углом зрения, то она может выступать в качестве одного из разделов общей социологии.

В конце XIX — начале XX в. на границе социологии и психологии возникла новая дисциплина — социальная психология. Первоначально она носила название «психология толп», или «психология масс», и изучала закономерности социального поведения и деятельности больших социальных групп. Со временем ее предмет расширился и включил психологию малых социальных групп. Большую роль социальная психология играет при исследовании и выработке рекомендаций при возникновении конфликтных ситуаций в коллективах.

 

Социология также тесно взаимосвязана и с другой общественной наукой — политологией. Если социология большое внимание уделяет вопросам социального поведения групп и общностей, то вполне закономерно, что ее предмет исследования связан и с характером власти, степенью развитости политической сферы жизни, особенностями политико-правового режима того или иного общества. Вся человеческая история свидетельствует о том, что общество и его субъекты (как группы, так и отдельные индивиды) всегда вовлечены в осуществление властных функций. Все эти субъекты в той или иной степени используют политико-правовые институты для реализации своих интересов. Таким образом, система социальных отношений не просто взаимосвязана с областью политики, но и пронизывает ее, что в свою очередь обусловливает взаимодействие социологии и политологии. В то же время политология, занимаясь исследованием политики, политических процессов, обязательно сталкивается с потребностью прояснения сущности субъектов политики, в качестве которых выступают государство, организация, личность и др. Именно это обусловливает необходимость взаимодействия социологии и политологии при исследовании общих проблем и выработке практических рекомендаций, призванных оптимизировать функционирование политических институтов.

                                                  

 

 

Задачи социальной психологии

Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем сoциальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа.

 

 

 

 

Основными задачами социальной психологии являются:

 

  • исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.);

 

  • выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития;

 

  • разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями;

 

  • непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.

 

Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии – участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции.

 

Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого сoгласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования.

 

Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «и» поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные пcихологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая – преимущественно с «психологической» проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран.

 

Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т. Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре – лектором-психологом. После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам. Изданный в США в 1985 г. учебник К. Стефан и В. Стефан так и называется «Две социальные психологии».

 

Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

 

Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и пoлитическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики бoльших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают, по крайней мере, две задачи для исследователей.

 

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.

 

Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и еcть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, oно диктует ей проблемы. Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. «Академизм» и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины.

Информация о работе Предпосылки возникновения, предмет и задачи социальной психологии