Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 11:27, реферат
Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. Она возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что породило немалые трудности, как в определении предмета, так и в выявлении круга ее проблем. Главная трудность заключается в том, что социальный психолог имеет дело с двумя рядами закономерностей: закономерностями общественного развития и закономерностями развития психики. В ряду психологических дисциплин социальная психология стоит на полюсе, ближе всего примыкающем к наукам об обществе. В определенном смысле слова социальная психология выступает как общественная наука, т. е. реальный социальный контекст во многом определяет проблематику ее научных исследований.
В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.
Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность – все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства.
Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям – все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Метoдологический принцип включения именно содержательного рассмотрения сoциально-психологических проблем продиктован, в том числе и общественными потребностями.
Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов)9, психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога – уметь выявить эти проблемы.
Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.
Логика предлагаемого курса должна охватить и эти проблемы прикладного знания. В целом же она преследует цель – дать систематическое изложение всех основных проблем социальной психологии, причем в строгой последовательности, так, чтобы порядок следования тем отражал некоторые фундаментальные методологические принципы анализа. Весь курс включает пять больших разделов:
-
введение, где даются характеристика
предмета социальной
-
закономерности общения и
- социальная психология групп, где дaется классификация групп (больших и
малых) и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а
также вопросы о внутренней динамике групп и их развитии;
-
социальная психология
-
практические приложения
Предмет социальной психологии, как и
любой другой отрасли психологической
науки, один и тот же - зaкономерность психической
активности. Но психологическое осмысление
этого социального аспекта предмета,
оказалось делом чрезвычайно трудным.
Возможно, здесь имеет место некий консерватизм
в трактовке предмета психологии.
Взаимодействия людей, в отличие от предметной
деятельности, регулируются согласованной
психической активностью их участников.
Слово сказанное, и слово услышанное, вопрос
и ответ, приказ и подчинение, воздействие
и реакция - все это проявления согласованной
психической активности взаимодействующих
людей. Чтобы разобраться в содержании,
динамике и закономерностях психической
регуляции взаимодействия, необходимо
выйти за рамки процессов, которые развертываются
в голове одного человека, и фиксировать
психические проявления всех участников
взаимодействия. Но, выходя за пределы
индивидуальной психики, социальная психология
остается в рамках психологии и не образует
какую-то новую науку. Она исследует коммуникативные
стороны человеческой психики, утверждая
ее коммуникативную, а не только предметно-деятельностную
природу. Социальная психология выводит
на первый план те процессы и структуры
личности, которые обращены к другим людям,
и на взаимодействии которых строится
общественная жизнь, вся социальная практика
- культура, экономика, политика и т.д
Определение предмета психологии через
мысли, чувства и проявления воли является
логически законченным и не оставляет
места для «социально-психологических
явлений». Всякое добавление через «и»
будет механическим и не раскроет существа
новых добавок, характера их связи с тем,
к чему добавляем. Эту трудность можно
преодолеть двумя способами.
Одна
из трудностей развития психологии в том,
что ее основные понятия «работают» в
основном на определенных уровнях структуры
науки. Даже такая предельно широкая категория,
как психика, используется преимущественно
на первом уровне анализа - уровне психических
прoцессов. На втором уровне, где рассматриваются
свойства личности, понятие психики размывается
до такой степени, что психические свойства
человека могут замещаться другими, как
будто человек может обладать лидерскими,
нравственными, деловыми, профессиональными
и им подобными качествами помимо психических.
Любые качества человека, за исключением,
может быть, органических, являются первично
психическими, духовными. Но, конечно,
же, почти все психические качества в зависимости
от той роли, которую они играют в жизни
и деятельности людей, получили вторичные
названия: политические, нрaвственные,
деловые, преступные, коммуникативные,
организаторские и т.д.
На
третьем уровне - уровне психологического
анализа группы - о психике и личности
говорится намного меньше. Здесь используется
своя понятийная система, оторванная от
предшествующего познавательного слоя
психологии. Здесь слишком много встречается
философских, лингвистических и других
- непсихологических - категорий. Здесь
даже понятие «психология» употребляется
не вполне привычным для науки образом
- «психология группы». «Лобовая атака»
в целях психологизации предмета социальной
психологии, состоящая в попытке внедрить
понятие «социальная психика» мало что
решает.
1.Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб., 2003. – С. 5.
2. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии. М., 2004. – С. 6.
3.Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб., 2003. – С. 6.
4. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии. М., 2004. – С. 8.
5. Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб., 2003. – С. 7.
6.Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб., 2003. – С. 8.
7. Андреева, Г.М. Социальная психология. М., 1996. – С. 13.
8. Андреева, Г.М. Социальная психология. М., 1996. – С. 14.
9. Андреева, Г.М. Социальная психология. М., 1996. – С. 15.
Информация о работе Предпосылки возникновения, предмет и задачи социальной психологии