Предпосылки возникновения психодиагностики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:16, контрольная работа

Описание работы

Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была осознана давно, на заре истории человечества. История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения индивидуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время система отбора охватывала разные "способности" - от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти "тесты" совершенствовались на протяжении нескольких столетий.

Файлы: 1 файл

к.р.№1.docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

 10. Расскажите о применении тестов в образовании.

В разные годы тестирование постоянно привлекало внимание исследователей. Наиболее изучен генезис тестирования за рубежом (Р.Н. Дюбуа, Г. Ченси и Д. Доббин, А. Анастази, Г.А. Миллер). Р.Н. Дюбуа, например, за точку отсчета генезиса тестирования берет 2200-ые гг. до н.э., когда в древнем Китае была создана система испытаний для чиновников. Г. Ченси и Д. Доббин рассматривают связь тестирования и образования в древнегреческих государствах, оговариваясь при этом, что тесты в истории человечества играли более важную роль, чем мы об этом знаем. А. Анастази и Г.А. Миллер ограничиваются фрагментарным представлением генезиса тестирования в XIX-ХХ вв. Менее разработана эта проблема в нашей стране. В научных работах чаще всего можно встретить лишь фрагментарные сведения о развитии тестирования в образовании главным образом в XIX-ХХ вв. (И.А. Цатурова, В.С. Аванесов, А.Н. Майоров, Н.А. Даниличева). В.С. Аванесов указывает и на более ранние (чем в Китае) системы испытаний в странах Южного Двуречья.

Историографию генезиса тестирования в отечественном образования можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает период от начала ХХ в. до 1936 г., когда по политическим причинам под запретом оказалась не только педология, но и фактически все тестологические исследования. Первая в России публикация историографического плана появилась в 1903 г. Это была работа зачинателя отечественного тестового движения А.П. Нечаева об основателе педологии С. Холле. Проблему генезиса тестирования в первой трети ХХ в. в той или иной мере затрагивали в своих трудах Г.И. Челпанов, Н.Е. Румянцев, Е.В. Гурьянов, А.М. Шуберт, Ю.А. Левин, С. М. Василейский, И. Н. Шпильрейн. В работах этих авторов можно также найти описание зарубежных и отечественных тестовых методов. Аналогичные сведения дают и труды зарубежных ученых В.А. Лая, Э. Клапареда, Э. Меймана, Ф. Баумгартен, Г.М. Уиппла.

На втором этапе (1936-1956 г.г.) круг публикаций по тестологии сужается. После 1936 г. тестология была вычеркнута из перечня наук, финансируемых государством. В этих условиях даже упоминание тестологии допускалось только в плане критики и, как правило, с классовым клеймом «буржуазной науки». Исключением были лишь статьи в энциклопедиях, где критике сопутствовала и положительная оценка тестов.

На третьем этапе (1956г. по настоящее время) начинается постепенное  возрождение научных тестовых исследований и расширение практики применения тестов в психологии, педагогике, системе  профессионального отбора. Появляются работы, в которых в той или  иной мере освещается проблемы тестологии, в том числе и генезис тестирования. Формальной точкой отсчета возрождения тестов можно считать 1956 г.. 25 февраля 1956 г. завершил работу XX съезд КПСС, а уже в марте журнал «Коммунист» опубликовал редакционную статью «Крепить связь психологической науки с практикой», в которой есть экскурс в историю психотехнических исследований с применением тестов, проведенных в 1934–1935 гг. Подобная же публикация появилась в апреле 1957 г. в журнале «Вопросы психологии». Показательно, что её автором был известный в 1920-х – 1930-х гг. тестолог С.Г. Геллерштейн.

Важным стимулом для возрождения  тестирования в системе образования  стало внедрение ЭВМ в учебный  процесс некоторых вузов. Система  контроля знаний с помощью ЭВМ  предполагает составление заданий  с вариантами ответов. В 1960-х гг. в  формирование положительного отношения  к тестам школьной успешности включились педагогические журналы. Первой публикацией  такого плана стала статья известного в 1920–1930-х гг. киевского тестолога С.И. Воскерчьяна «Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников» («Советская педагогика» №10, 1963 г.). Интерес к тестам в образовании вновь усилился с середины 1990-х годов, когда их на добровольной основе стали внедрять для проведения опережающих экзаменов по основным предметам средней школы. Таким образом, тестирование оказалось в поле зрения ученых. Были поставлены вопросы генезиса тестирования в отечественном образовании. Знаковым событием этого периода стала опубликованная в 1969 г. в Таганроге работа И.А. Цатуровой «Из истории развития тестов в СССР и за рубежом». И хотя из-за тиража в 700 экз. она сразу стала библиографической редкостью, сам факт обращения к истории тестов не был случайным. Таким образом с помощью исторического экскурса (пусть во многом фрагментарного) автор пытается привлечь общественное внимание к важности возрождения метода тестов в образования.

К истории тестов в сфере  образования в ряде своих работ  обращаются В.С. Аванесов и А.Н. Майоров. В некоторых работах этих авторов  в объеме параграфа дана «краткая история тестов». Более разработанными на сегодня являются теоретические  проблемы тестологии. Они рассматриваются в трудах В.С. Аванесова, А. Анастази, А.Н. Майорова, Е.А. Михайлычева, М.Б. Челышковой, Н.Ф. Ефремовой, И.Д. Рудинского.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о  том, что генезис тестирования относится  к числу не исследованных проблем. В отечественной педагогической науке пока нет и единой сложившейся  теории тестов, и единых методологических подходов к решению как теоретических, так и практических проблем тестирования. В учебниках по педагогике, истории  педагогики о генезисе тестирования написано крайне мало, либо вообще ничего.

 11. Раскройте особенности основных этапов развития отечественной психодиагностики.

В дореволюционной России начала XX веке тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес к  тестам проявляли педагоги, надеявшиеся  с их помощью получить сведения о  степени одаренности учащихся, особенностях их личности, осуществить диагноз  и прогноз психического развития. Делались попытки организации при  школах кабинетов для экспериментально-психологического обследования учащихся. Сторонники естественнонаучного  направления в развитии психологии (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо  и др.) активно способствовали распространению  идей тестирования, зачастую, подобно  своим западным коллегам, возлагая на тесты слишком большие надежды.

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 года в  первую очередь связаны с именами  выдающихся психиатров и психологов Г.И. Россолимо и Ф.Е. Рыбакова. В 1908 году Григорий Иванович Россолимо публикует  шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю  психологии и психодиагностики под  названием "Психологические профили". Г.И. Россолимо, конструируя тест, шел  не эмпирическим путем, а разработал систему теоретических представлений  о структуре личности и интеллекта. Основной целью своего теста автор считал выработку критериев отличия нормальных детей от имеющих разные степени умственной отсталости.

Не менее интересны  и исследования Ф.Е. Рыбакова, разработавшего тест для определения уровня развития пространственного воображения. "Фигуры Рыбакова" быстро стали известны в мире, по их подобию создавались  многочисленные тесты, использующиеся и в настоящее время, например тест интеллекта, предложенный Р. Мейли в 1955 году. Судьба всех дореволюционных тестологических разработок в России - забвение на родине, но использование и развитие (часто под другими именами) за рубежом.

Так же как и в зарубежье, в России того времени звучали  призывы к трезвой оценке тестов, призывы, сопровождающие развитие психологического тестирования во всех странах и свидетельствующие  прежде всего об огромном социальном значении этих исследований. В 1912 году Г.И. Челпанов всячески подчеркивал, что "психологические тесты имеют  исключительно научное значение, то есть могут применяться исключительно  только для научных исследований, но не для практических целей".

В советский период в педологии  и психотехнике 1920-1930-х годах практика тестирования набирает обороты. Тесты  получают широчайшее применение, прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях. Плодотворно работают в области  психологического тестирования М.Я. Басов, М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.М. Василейский, С.Г. Геллерштейн, В.М. Коган, Н.Д. Левитов, А.А. Люблинская, Г.И. Россолимо, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и другие.

В 1960-1970-е годы в советской  психологии, в противовес зарубежной, развивается так называемый "качественный подход", реализуемый, прежде всего  в диагностике умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способности, к овладению которой  исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной  для решения сравнительно узкого крута задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, то есть неприспособленности  к запросам практики, не могла заменить тесты.

Вторая половина 1970-х годов  знаменуется возрастающим интересом  исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Увеличивается количество публикаций и публикуются первые монографии таких авторов, как В.Г. Норакидзе, Ф.Б. Березин, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, посвященные как отдельным проблемам, так и психодиагностике в целом. Психодиагностика признается в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения. И в то же время академическая наука при классификации отраслей психологического знания не находит места для психодиагностики.

В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году в советской  психодиагностике становится "привычным" делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. Широкое хождение среди  практиков, постоянно нуждающихся  в диагностических методиках, получают разнообразные "адаптации" тестов, в действительности, представляющие собой варианты непрофессионально  выполненных переводов с соответствующих  зарубежных изданий, преимущественно  англоамериканских. У пользователей тестов сформировался "дилетантски потребительский" подход к психодиагностическому инструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда вне поля зрения остаются теоретические основания их построения и игнорируются психометрические требования. Каковы причины сложившейся в это время (и продолжающейся во многом поныне) такой практики использования тестов?

Процесс заполнения "диагностического вакуума" происходил стихийно, поэтому, естественно, был ориентирован на готовый  продукт - тест, опускалось все то, что  связано с его разработкой  и нормативно-этическими аспектами  применения, а собственный опыт был  давно утрачен. Становится это возможным, прежде всего потому, что отношение "большой психологии" к психологической  диагностике лучше всего может  быть охарактеризовано как позиция  стороннего наблюдателя. Такая позиция  не случайна и вызвана не идеологической опасностью со стороны тестов. О  ней, кстати, постепенно забывают. Дело в том, что в советской науке  отсутствует дифференциально-психологическое  направление исследований, без которого наука об измерении индивидуальных различий превращается в ремесло применения тестов, отсутствует то направление, которое на Западе интегрировалось с тестологией еще в начале прошлого века. 

Дифференциально-психологические  исследования в СССР признавались как  не имеющие какой-либо "серьезной  теоретической основы, которая объясняла  бы происхождение и развитие самих  индивидуальных различий" (В.М. Русалов,, 1991). Считалось, что для доказательства реального существования, личностных черт или факторов интеллекта дифференциальная психология должна опираться на объективно регистрируемое психофизиологическое проявление поведения (Б.М. Теплов, 1985; В.Д. Небылицын, 1976; и др.). Таким образом, с точки зрения Б.М. Теплова и его последователей, индивидуально-психологические различия по чертам личности, интеллекту, фиксируемые с помощью тестов, должны рассматриваться как случайные. Они не могут быть отнесены к собственно индивидуальным до тех пор, пока не будет доказана их связь со свойствами нервной системы и установлено их устойчивое "поведенческое" (нейродинамическое) проявление - на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и других уровнях". 

Анализируя просчеты, ошибки советской психодиагностики, говоря о том, что она оставила нам  в качестве наследства, а ситуация в этой области исследований мало изменилась со времен распада СССР, нельзя обойти и ее достижения в  этот период. В1980-е годах продолжается обсуждение общих и частных проблем психодиагностики, при этом широко привлекается собственный исследовательский опыт. Назовем книги Е.Т. Соколовой (1980), В.С. Аванесова (1982), М.М. Кабанова (1983), Б.В. Кулагина (1984), Л.Ф. Бурлачука (1989). Каждая из них вызывала значительный интерес психологов всех специальностей, внимательно изучалась практиками.

В конце 1980-х годов все  более отчетливо определяются основные области исследований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки  многоотраслевой - общей психодиагностики. К специальным психодиагностикам, складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, профессиональную, спортивную м педагогическую. Во всех этих областях внедряются компьютерные варианты диагностических тестов, а тем самым расширяются границы общей психодиагностики, все чаще обращающейся к вопросам разработки, оценки эффективности и применения диагностических средств с учетом возможностей, предоставляемых современной вычислительной техникой.

После распада Советского Союза, в последнее десятилетие XX века развитие психологической диагностики, несколько затормозилось. Тем не менее, в основных психологических  центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в России, а в  Украине - Киев, велась определенная работа в области психодиагностики, позволившая  достигнуть заметных результатов. 

Одной из существенных проблем  этого периода, оставшихся в наследство от советской психодиагностики, была острая нехватка методик для практических психологов. Кустарно изготовленные  тесты, а в основном это были неадаптированные зарубежные методики, не могли удовлетворять  психологов. Поэтому важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) - предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные.


Информация о работе Предпосылки возникновения психодиагностики как науки