Представление о мире, человеке и его душе с точки зрения Лукреция Кара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:20, доклад

Описание работы

Материальный мир, по Лукрецию, от человека не зависим, он существовал до него, существует при нем, будет существовать после него.
Единой субстанцией всех вещей являются атомы, которые существуют независимо от того, видим мы их или не видим. Атомы находятся в постоянном движении, они вечны, неделимы и неразрушимы. Вещи возникают путем столкновения атомов, движущихся в пустоте в самых различных направлениях. Развитие мира происходит по законам, присущим самой природе, по законам необходимости и причины.

Файлы: 1 файл

лукреций кар.docx

— 25.55 Кб (Скачать файл)

Такой человек думает, что у него после смерти будут  не только телесные, но и душевные муки, «ведь никогда ни твой радостный  дом, ни жена дорогая Больше не примут тебя, не сбегутся и милые дети Наперерыв целовать и наполнить отрадою сердце. Не в состоянии ты уже больше способствовать благу И процветанию родных» (III, 894—898). Но такой человек забывает, что после смерти у него не будет никакой тоски и никакого стремления ко всем этим благам.

Здесь Лукреций совершенно игнорирует то, что существует смерть до смерти, что если даже не страшно  умереть, то страшно умирать хотя бы даже в своем воображении, предвидя неизбежный конец и расставание  со своими близкими и сознавая то, что  уже ничем им нельзя будет помочь. Впрочем, Лукреций сам чувствует эту слабость своей позиции и начинает дискредитировать жизнь, изображая ее с негативной стороны: «То, чего у нас нет, представляется нам вожделенным, Но, достигая его, вожделенно мы ищем другого, И неуемной всегда томимся мы жаждою жизни» (III, I082—1083).Однако продолжением жизни нельзя добиться новых утех. Природа говорит такому человеку: «Нет у меня то, что тебе смастерить и придумать Я бы в утеху могла: остается извечно все то же; Даже коль тело твое не успело и члены Не ослабели от лет,— все равно остается все то же, Если тебе пережить суждено поколенья людские Или, если, лучше сказать, даже вовсе избегнешь ты смерти» (III, 944—949). Итак, самая сладкая жизнь не может длиться вечно — наступает скука повторения.

Лукреций знает  о том, что людей не только волнует  утрата жизненных радостей, но и  мучает сознание того, что их не будет  в будущем. На это он возражает, напоминая, что ведь нас мало волнует то, что нас не было в прошлом; мы не будем знать никакой печали в  будущем, как не знали ее и до своего рождения.

После смерти нам  не угрожают будущие исторические катастрофы, войны и т. п., как нам не угрожало все-то, что было до нашей жизни.

Что же кажется страха перед загробным существованием, то Лукреций его опровергает, говоря о смертности души и о том, что  никакого загробного существования  нет.

Лукреций учитывает  и мнение тех, кто думает, что с  исчезновением веры в загробное  существование исчезнет страх наказаний  и возрастет преступность. На это  Лукреций решительно отвечает: «Что же до Кербера, Фурий, а также лишенного света Тартара, что изрыгает из пасти ужасно пламя, Этого нет нигде, да и быть, безусловно, не может. Страх наказаний, зато существует при жизни за наши Злые дела по заслугам и кара за преступность» (III, 1011—1015).

Все некогда жившие люди умерли, и малые, и великие. Смерть — естественное явление природы, «Ибо отжившее все вытесняется новым, и вещи Восстанавливаются вновь одни из других непременно, И не уходит никто в преисподней мрачную бездну, Ибо запас вещества поколениям нужен грядущим, Но и они за тобой последуют, жизнь завершивши; И потому-то, как ты, они сгинули раньше и сгинут. Так возникает всегда неизменно одно из другого. В собственность жизнь никому не дается, а только на время...» (III, 964—972). Особенное возмущение вызывает у Лукреция старик, который цепляется за жизнь, на которого природа кричит: «Пренебрегая наличным, о том, чего нет, ты мечтаешь» (III, 957),«брось все то, что годам твоим чуждо, И равнодушно отдай свое место потомкам: так надо» (III, 961 – 962).

Лукреций противопоставляет  жизнь и смерть как смертное бессмертному. Бессмертна только смерть, всех ожидает; «вечная смерть», и «в не бытии пребывать суждено одинаково долго Тем, кто конец положил своей жизни, и также Тем, кто скончался уже на месяцы раньше и годы» (III, 1092—1094).


Информация о работе Представление о мире, человеке и его душе с точки зрения Лукреция Кара