Представление о социальном статусе, правах и предназначении мужчин и женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Мужчины и женщины имеют существенные физические и физиологические различия, и поэтому есть основания для объяснения социального неравенства. Даже с лингвистической точки зрения существуют показатели того, что социальное положение мужчин выше положения женщин в обществе: такие значимые профессии как врач, психолог, педагог, тренер имеют только форму мужского рода.
Женщины борются за повышение значимости своего труда, так как мужчины зачастую не могут взять на себя ответственность за обеспечение семьи

Содержание работы

Введение
1. Социальный статус мужчин и женщин………………………………….
2. Представление о правах мужчин и женщин…………………………….
3. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 37.78 Кб (Скачать файл)

     

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: «Дифференциальная психология»

На тему: «Представление о социальном статусе, правах и предназначении мужчин и женщин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентка 3 курса заочного отделения

 факультета психологии гр. 038

Плиско Т.И.

 

Преподаватель – Волченков В.С.

 

 

 

 

Минск 2012

 

Содержание

 

Введение

1. Социальный  статус мужчин и женщин………………………………….

2. Представление  о правах мужчин и женщин…………………………….

3. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе……………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

 

Введение

 

Вопрос о социальном статусе, предназначении, и правах женщин и мужчин, остаётся актуальным с незапамятных времён.

  Еще Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому мужчина управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие какого-то недостатка.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин.

 Мужчины и женщины  имеют существенные физические  и физиологические  различия, и  поэтому есть основания для  объяснения социального неравенства. Даже с лингвистической точки зрения существуют показатели того, что социальное положение мужчин выше положения женщин в обществе: такие значимые профессии как врач, психолог, педагог, тренер имеют только форму мужского рода.   

Женщины борются за повышение значимости своего труда, так как мужчины зачастую не могут взять на себя ответственность за обеспечение семьи. А неполные семьи во главе с женщиной, могут оказаться за чертой бедности, из-за более низкооплачиваемого труда по сравнению с мужчиной.

  1. Зачастую женщина оказывается в полной финансовой зависимости от мужчины, и вынуждена терпеть в отношении себя как физическое, моральное,  так и сексуальное насилие. В поддержку им созданы женские организации, направленные на повышение социального статуса, правовой защищённости, а так же значимости женской деятельности.     
    Социальный статус мужчин и женщин

 

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или группой индивидов в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

 Исследования показывают, что возможности получения образования мужчиной и женщиной  ни всегда совпадают. На пример, в Европе и Америке мальчики и девочки имеют практически одинаковые возможности для получения полноценного школьного образования. Однако в большинстве стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии мальчиков в школе больше, чем девочек. Объясняется это и низким уровнем жизни, и тем, что в этих странах брак в подростковом возрасте, особенно для девочек, скорее норма, чем исключение. В ряде стран (Нигерия, Чад, Пакистан) дискриминация девочек в сфере образования выражена очень отчетливо: менее половины из них переходят в 5-й класс и только 12 % учатся в средней школе. Лишь половина взрослых женщин обладают элементарными навыками чтения, письма и счета (UNICEF, 1995). Талибы в Афганистане запретили учиться в школе девочкам старше 12 лет. Даже в такой развитой стране, как Япония, мужчин, получивших высшее образование, на 1991 г. было в 3 раза больше, чем женщин.

Среди детей во всем мире, не учившихся в школе, две трети составляют девочки. Количество неграмотных женщин во всем мире превышает количество неграмотных мужчин на 70 %.

Теперь рассмотрим такой критерий, как возможности в профессиональной деятельности. Лучшие должности на работе чаще всего достаются мужчинам, а не женщинам, даже если последние имеют такую же квалификацию (Bielby, Baron, 1986). Дискриминация женщин имеет место и тогда, когда устанавливается заработная плата: за одинаковый труд у них она меньше, в США, например, на 30-40 %, Великобритании — на 49 %, в Германии — на 38 %, во Франции — на 28 % (M. Ferber et al., 1986; Council of Economic Advisers, 1990). Поразительно, но даже в такой «женской» профессиональной сфере, как педагогика, учителя-женщины получают в США 89 % зарплаты учителей-мужчин. Некоторые исследования показывают, что женщины получают более низкую стартовую зарплату, даже если ведут настойчивые переговоры с работодателем, а с увеличением стажа получают меньшую прибавку к жалованью. Семьдесят пять процентов таких случаев остаются необъясненными.

Можно назвать следующие предположительные причины такого положения дел.

1. Возможно, что на разную оплату труда влияет тот фактор, что женщины часто прерывают свою трудовую деятельность на какое-то время, чтобы заняться воспитанием малолетних детей. Поэтому они меньше сил и энергии уделяют профессиональной деятельности. Однако имеются данные, что на оплачиваемой работе женщины трудятся более усердно, чем мужчины. То же обнаружено и в лабораторном эксперименте: за одни и те же деньги женщины сделали большую работу, потратили на нее больше времени.

2. В ряде случаев срабатывает предвзятость работодателей, склонных рассматривать работу, выполненную женщинами, как менее ценную, особенно если отсутствуют объективные критерии и женщина выполняет работу, традиционно считающуюся привилегией мужчин.

3. Считается также, что женщины не испытывают надобности или не ожидают получать то же жалованье, что и мужчины, даже если они соглашаются занять высокую должность. Действительно, Ш. Берн ссылается на ряд исследований западных ученых, в которых показано, что женщины ожидают и запрашивают меньшую оплату труда, так как не только свой, но и вообще женский труд оценивают более низко, чем труд мужчин. Возможно, это связано с несколькими причинами: меньшей оценкой своих способностей, сравнением своей зарплаты не с таковой мужчин, а с зарплатой женщин, которым платят меньше. Однако это не всегда так. Многие женщины хотят получать равную с мужчинами заработную плату, особенно когда узнают, что другим платят больше.

Таким образом, удовлетворенность или неудовлетворенность женщин своей заработной платой зависит от того, сравнивают ли они ее с таковой других женщин, или с заработной платой мужчин, занимающихся той же деятельностью.

Характерно, что по мере роста возможностей для проникновения в «мужские» профессии увеличивается число женщин, ощущающих неравенство в своем социальном положении. Это было выявлено в опросах, проведенных Организацией Гэллапа в разные годы. Предлагалось ответить на вопрос: «Учитывая все обстоятельства, кому в этой стране живется лучше — мужчинам или женщинам?» Ответы приведены в таблице 1:

Таблица 1 Количественные результаты исследований (2008, 2010 гг.)

Мужчинам

Женщинам

Одинаково

Нет мнения

32 %

28%

31%

9%

49 %

22 %

21 %

8 %


 

Ущемление прав женщин видят и в том, что женщины чаще всего занимаются не только низкооплачиваемыми, но и не престижными видами труда. Однако с этим вряд ли можно полностью согласиться. Во-первых, мужчины тоже выполняют многие виды работ, не пользующиеся популярностью в обществе и низко оплачиваемые (вспомним мусорщиков, ассенизаторов, чернорабочих и т. д.). Во-вторых, к этим так называемым непрестижным профессиям у многих женщин имеется склонность, предпочтение. Например, в исследованиях А. Трекслера с соавторами (A. Traxler, W. McCall, 1941; A. Traxler, G. Spaulding, 1954) профессиональных предпочтений было выявлено, что мужчины устойчиво отдают предпочтение технической, вычислительной и научной работе, а женщины проявляют больший интерес к литературной (вспомним библиотекарей), музыкальной (вспомним, кого больше среди учителей музыки), художественной, социальной и канцелярской работе.

И все же надо признать, что в отношении труда дискриминация женщин существует, в том числе и в России. По данным Госкомстата РФ, в 1993 г. были уволены и стали безработными 30,7 % женщин и только 20,2 % мужчин. В то же время уволились по собственному желанию только 32,2 % женщин и 43,4 % мужчин. Это объясняется тем, что шансов найти новую работу у женщин меньше, чем у мужчин. Поэтому они остаются работать даже там, где уровень заработной платы низок. Отсюда уровень текучести женских кадров на треть ниже соответствующего показателя для мужчин.

О «вымывании» женщин с позиций высококвалифицированного и творческого труда свидетельствует то, что среди безработных женщин специалистов было больше — 30,3 %, чем мужчин — 12,2 %, в то время как женщин-рабочих было меньше — 50,6 %, а мужчин-рабочих больше — 71,6%. В Афганистане режим талибов вообще запрещал женщинам работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Представление о правах мужчин и женщин

 

  Принцип равноправия женщин и мужчин закреплен в Конституции Республики Беларусь, его реализация обеспечивается отраслевым законодательством (трудовым, семейным и др. Принцип равенства прав, свобод и возможностей мужчин и женщин нашел свое отражение в статье 22, частях второй и пятой статьи 32 Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 22 Конституции Республики Беларусь все граждане «имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». Основным Законом предусмотрено, что женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья (статья 32).

  Таким образом, государство провозглашает обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им равных прав и свобод в качестве одного из конституционных принципов, следовательно, и приоритетов государственной политики и несет конкретные обязательства - и перед своими гражданами, и перед международным сообществом - по их выполнению. Реализация данных конституционных норм нашла свое отражение в отдельных законах, прямо или косвенно регламентирующих вопросы жизнедеятельности мужчин и женщин: в Кодексе о браке и семье; в Трудовом кодексе; Уголовном кодексе; Гражданском кодексе и др.

 Идеология гендерного равенства как составная часть идеологии мирового сообщества третьего тысячелетия выражена в документах ООН, Совета Европы. Она базируется на естественном праве каждого человека независимо от пола на полную самореализацию личности. Республика Беларусь, ратифицировав 22 декабря 1980 года Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, приняла обязательство проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и обеспечить практическое осуществление этого принципа. Множество нерешенных проблем имеют и мужчины, добавила специалист.

  Вследствие недооценки обществом значимости отцовства уменьшилось влияние мужчин на воспитание детей в семье, не в полной мере проявляется их ответственность за социализацию детей. В результате при расторжении брака дети чаще всего остаются с матерями. Сказывается на процессе обеспечения равных возможностей мужчин и женщин наличие в обществе стойких стереотипов в отношении социальных ролей мужчин и женщин. В сфере социального обеспечения мужчины, воспитывающие детей в одиночку, до настоящего времени не имеют тех же прав, которые есть у женщин в аналогичных ситуациях. В трудовом законодательстве не все льготы и гарантии, связанные с воспитанием детей, распространяются на работающих отцов. Сокращение средней продолжительности жизни в большей степени затронуло мужчин. Для этой социально-демографической группы характерны и более высокие показатели смертности, особенно в трудоспособном возрасте.

 К значимым направлениям деятельности в сфере  совершенствование правовых норм относятся, проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; обеспечение равных возможностей для повышения квалификации и профессиональной подготовки; охрана материнства, отцовства и детства; недопущение дискриминации при трудоустройстве, увольнении, профессиональном продвижении; содействие сбалансированному распределению профессиональных и семейных обязанностей женщин и мужчин. Особое внимание уделяется предотвращению насилия в отношении женщин и насилия в семье; а также содействию эффективному сотрудничеству и обоюдной ответственности женщин и мужчин во всех аспектах семейной жизни. Важным аспектом является обеспечение условий для реального участия женщин в управлении, преодоление традиционных стереотипов массового сознания относительно роли и места женщины в обществе. Концепция проекта Закона Республики Беларусь «О гендерном равенстве».

Информация о работе Представление о социальном статусе, правах и предназначении мужчин и женщин