Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Данная проблема является наиболее актуальной и значимой и исследуется в контексте детско-родительских отношений (А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и др.); выявляются условия, необходимые для гармоничного развития личности ребенка, а также факторы, оказывающие влияние на появление детских проблем внутри семьи.
Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………………7
1.2 Анализ различных подходов к изучению духовно-нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях……………………28
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………28
2.2 Результаты исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………………………………….37
Приложения…………………………………………………………………………………………………….39
1.2 Анализ различных
подходов к изучению духовно-
В данном параграфе мы раскроем содержание
понятия «нравственное
В психологической энциклопедии в наиболее общем смысле термин «нравственное развитие» обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравственного развития склоняются либо к «моральному релятивизму» (понятия о правильном и неправильном зависят от изучаемой культуры, универсальных стандартов не существует), либо к «моральному универсализму» (определенные ценности, такие как сохранение человеческой жизни любой ценой, имеют универсальное значение для любой культуры и каждого человека).
Как и во многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития:
1. Теория социального обучения
рассматривает нравственное
2. Теория психоанализа: в результате
Эдипова комплекса и комплекса
Электры дети идентифицируются
с родителями того же пола
и интернализируют их
3. Теории когнитивного развития
(например, теория Л. Кольберга)
рассматривают нравственное
Наибольшую известность Л. Кольбергу принесла его теория нравственного развития, предполагающая существование универсальных этапов нравственного становления, и неразрывно связывающая понимание нравственности с когнитивным развитием человека. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Л. Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.
Л. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два главных фактора, влияющие на переход от одного этапа к другому:
1. Неравновесное состояние:
2. Расширение перспективы:
Л. Кольберг выделяет следующие уровни нравственного развития:
1. Преднравственный уровень (до
10 лет) включает стадии: на первой
стадии ребенок оценивает
2. Конвенциональный уровень (с
10 до 13 лет) - ориентация на принципы
других людей и на законы. На
третьей стадии суждение
3. Постконвекциональный уровень
(с 13 лет) - человек судит о поведении,
исходя из собственных
Нравственное развитие человека протекает
в течение всей его жизни. Основы
морального облика закладываются в
раннем детстве, в дошкольном возрасте,
затем нравственные черты личности
интенсивно развиваются и формируются
в школьные годы. За это время
дети и подростки в своем
В процессе овладения знаниями у учащихся развивается сознание, формируются основы научного мировоззрения, школьники осмысливают нравственные понятия. В то же время нравственное развитие детей оказывает большое влияние на формирование у них правильного отношения к учебе и к труду; воспитание дисциплинированности, организованности, чувства долга и ответственности и других моральных качеств в большой степени определяет успешное овладение знаниями, активное участие в общественной жизни, в трудовой деятельности. В свою очередь, участие в общественно полезном труде способствует формированию важнейших нравственных качеств личности: коммунистического отношения к труду, дисциплинированности, заботы об общественной собственности, принципиальности, коллективизма и т.д.
Таким образом, нравственное развитие - это усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного поведения) и нравственных чувств.
Нравственное развитие следует
усматривать и в
Накопленный опыт нравственного поведения позволит детям глубоко осмыслить существующие нравственные понятия и образовать затем действенные этические убеждения. Поэтому особенно важно в раннем детстве настойчиво воспитывать такие нравственные черты личности, как правдивость, чувство долга, забота об общественной собственности.
Исследования в области
Первое направление можно
Моральные качества приобретаются индивидом в процессе его социального развития. В этих качествах ребенка кристаллизируются моральные и нравственные нормы, существующие в общественном сознании. Моральное и нравственное развитие личности, следовательно, есть процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности.
В соответствии с этим положением
и проводились исследования психологов,
где в качестве главного условия
и источника этического развития
ребенка постулировалось
Норма – эталон, образец поведения, который должен ребенком осознаваться, быть для него привлекательным, эмоционально значимым и главное – побуждать к определенным социально одобряемым поступкам. Например, ребенок должен знать, что делиться с другими хорошо, что нужно помогать и уступать слабым, что бить или обижать других людей нельзя и пр. Такие нормы должны стать внутренними, «своими» и стать регулятором поведения ребенка.
В этом случае ребенок поступает
хорошо (морально) не по принуждению, а
самостоятельно, по собственному решению.
В исследованиях нормативно-
Моральная саморегуляция предполагает образец, эталон, с которым он может соотносить собственное поведение. В одних случаях этим образцом поведения является взрослый, которому ребенок стремится подражать, в других в качестве эталона выступают сказочные персонажи.
Второе направление можно
Основным методом формирования социальных чувств и эмоций ребенка является, по мнению авторов, осознание и понимание переживаний других людей или литературных персонажей. Через чтение соответствующих рассказов и их обсуждение, распознавание эмоций других по фотографиям и картинкам внимание ребенка привлекается к эмоциональному состоянию других людей. Раскрывая перед детьми внутренний мир взрослых или сверстников, педагог формирует у ребенка очень важное с социальной точки зрения нравственное миропонимание. Оно выражается в возможности ребенка понять другого, усмотреть в определенных действиях нравственный поступок, дать ему объяснение с точки зрения норм и правил, самому почувствовать переживания другого. Таким образом, с помощью понимания художественных произведений ребенок должен научиться сопереживать другим людям и правильно оценивать их (а значит, и свои) поступки.
Возможным методом формирования нравственных
чувств и моральных оценок является
обучение детей решать социально-нравственные,
смысловые задачи. Например, в игре-драматизации
или с помощью кукол дети должны
решить какую-либо конфликтную или
проблемную ситуацию, распределить привлекательные
игрушки или сладости, когда на
всех явно не хватает, или выбрать, кому
достанется привлекательная роль в
игре, или помочь слабому и неумелому
и т.п. Создание проблемных ситуаций
в жизни или в форме задач
есть та особая сфера жизни и деятельности
детей, которая при соответствующем
руководстве взрослого
Поскольку дети понимают идею лишь тогда,
когда она воплощена в ярких
образах, восприятие детьми художественных
произведений становится важным методом
воспитания чувств. При восприятии
литературного произведения происходит
перенос чувств и эмоций по поводу
его персонажа в реальные жизненные
ситуации. Дети видят состояние другого,
сопереживают ему, ставят себя на его
место, проигрывают полюбившиеся сказки
в своих играх. Все это создает
условия для развития у ребенка
способности к сопереживанию, к
переносу своего восприятия на жизненные
ситуации, аналогичные сказочным
по своей нравственной сути. При
выполнении этих условий не только
обогащаются представления