Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Данная проблема является наиболее актуальной и значимой и исследуется в контексте детско-родительских отношений (А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и др.); выявляются условия, необходимые для гармоничного развития личности ребенка, а также факторы, оказывающие влияние на появление детских проблем внутри семьи.
Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………………7
1.2 Анализ различных подходов к изучению духовно-нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях……………………28
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………28
2.2 Результаты исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………………………………….37
Приложения…………………………………………………………………………………………………….39
Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать их особенности при работе с родителями.
В практике образовательных учреждений используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Анализ условий для решения
конкретной воспитательной задачи в
научных исследованиях, да и на практике
зачастую упрощается. На практике поиск
подобного «универсального
В действительности ребёнок находится в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики на происходящее тоже изменчива.
Условия, возникающие как результат взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики на ситуацию, формирует её, используя уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные[20].
Признаки разных уровней воспитанности
качеств, - считает М.И. Шилова, - являются
дифференциальными описаниями, «ключом»
для распознавания и условно
характеризуют различную
- Признаком высокого уровня
воспитанности является
-Для среднего уровня
- Низкий уровень воспитанности
характеризуется слабым
Характерной ошибкой многих родителей является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка.
Также на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.
В современной науке нет единого понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту[15,566].
В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени[25,374].
В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?» многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.
Вместе с тем, психологи говорят о том, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира.
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
На первом этапе обследования родителей мы провели с ними беседу на тему: «Традиции в нашей семье» (приложение 1).
Цель: выявить какие традиции есть в современных семьях.
Методика проведения. Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить наличие традиций в их семьях. Обработка результатов показала, что из 15 семей только в двух (13%) семьях есть праздники которые они отмечают в тесном семейном кругу, мамы или папы в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают сувениры и подарки своими руками всем членам семьи к праздникам, устраивают совместные обеды в кругу семьи по праздникам и выходным. Например, в одной из семей стали традиционными кукольные спектакли, которые показывают мама, папа и дочь своим бабушкам и дедушкам, что говорит о связи между поколениями в этой семье.
В семи семьях (47%) традиционным является встреча таких праздников как: Новый год, восьмое марта, 23 февраля, дни рождения членов семьи. Родители в этих семьях дарят подарки детям к праздникам, вместе отдыхают во время отпуска. Многие родители утверждают, что ритм жизни меняется и у них просто нет времени на тихие семейные чтения по вечерам или общие семейные ужины.
Родители из шести семей (40%) затрудняются назвать свои семейные традиции и ограничиваются лишь застольем к тому или иному празднику, на остальное у них нет ни средств, ни времени.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что не всем семьям удается сохранить домашние традиции, пронести их через время, испытания и невзгоды. Однако, люди воспитанные на семейных обычаях, стараются возродить их при любой возможности. Конечно, ничто не вечно, даже традиции, они появляются, живут, иногда умирают, но то, что будут вспоминать дети и даже то, какие семейные традиции будут у них, – зависит от родителей.
Для выявления нравственных ценностей в семье мы разработали анкету из 10 вопросов (Приложение 2).
Цель: выявить какие традиции существуют в семье и как они влияют на нравственное воспитание детей.
Методика проведения:
Родителям было предложено ответить
на вопросы, которые позволили нам
выявить каким семейным традициям
отдают предпочтение родители. Обработка
результатов анкетирования
из 15 семей только три (20%) предпочитают в свободное от работы время посещать культурно-досуговые места, активный отдых на природе, устраивают семейные праздники;
восемь семей (53%) ведут активный образ жизни лишь во время отпуска;
четыре семьи (27%) предпочитают проводить свободное время дома, чаще всего это просмотр кинофильмов по телевизору, компьютерные игры и т.п.
Для выявления родительского
Цель: выявить родительское отношение к детям.
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести
отношения по типу «симбиоз» и
«маленький неудачник». Родитель видит
своего ребёнка младше по сравнению
с реальным возрастом, стремится
удовлетворить его потребности,
оградить от трудностей и неприятностей
жизни, не предоставляет ему
К отрицательному уровню родительских мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы
получили следующую картину
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к развитию тревожности у детей.
Таким образом, результаты исследования
показали, что в отношениях родителей
с детьми прослеживаются некие нарушения,
которые сказываются на всех сторонах
воспитания, в том числе и нравственном.
Наиболее распространенными негативными
факторами семейного
- бездуховность родителей,
- безнравственность, наличие
- отсутствие нормального
- безграмотность в психолого-
- отсутствие семейных традиций,
что, несомненно сказывается
Заключение.
Список литературы
Приложения.
Приложение 1
Анкета для родителей по выявлению наличия традиций в семье
1. Какие традиции существуют в вашей семье? (перечислить)
2. Как и где Вы предпочитаете отдыхать?
3. Берёте ли Вы с собой на отдых своих детей?
4. Уделяете ли Вы внимание
своим детям во время
5. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?
6. Занимаетесь ли Вы и Ваш
ребёнок каким-либо видом
7. Какие телепередачи
8. Обсуждаете ли Вы со своим
ребёнком после просмотра
9. Намечаете ли Вы в ближайшее
время посетить совместно с
ребёнком какие-либо культурно-
10. Обсуждаете ли Вы со своим
ребёнком посещённые культурно-
Приложение 2
Беседа с родителями о семейных традициях
1. Какие традиционные праздники существуют в вашей семье?
2. Как вы готовитесь к встрече праздников?
3. Какое участие в подготовке к праздникам принимают ваши дети?
4. Готовите ли вы друг другу подарки к праздникам?
5. Принято ли в вашей семье собираться за большим столом?
6. Ходите ли вы по выходным или праздникам в гости к родным или знакомым?
7. Рассказываете ли вы своим детям сказки на ночь?
8. Укладываете ли вы своих детей спать?
9. Существуют ли в вашей семье
разграничение обязанностей
10. Посредством каких традиций, обычаев осуществляется связь поколений в вашей семье?
Приложение 3
Опросник родительских отношений Варги - Столина (ОРО)
Опросник родительского
Опросник состоит из пяти шкал.
1. Принятие/отвержение – шкала
отражает интегральное