Представления родителей о духовно-нравственном воспитании и развитии детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Данная проблема является наиболее актуальной и значимой и исследуется в контексте детско-родительских отношений (А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и др.); выявляются условия, необходимые для гармоничного развития личности ребенка, а также факторы, оказывающие влияние на появление детских проблем внутри семьи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………………7
1.2 Анализ различных подходов к изучению духовно-нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях……………………28
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………28
2.2 Результаты исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………………………………….37
Приложения…………………………………………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

План.docx

— 63.56 Кб (Скачать файл)

Целесообразно знать указанные  типы семей и учитывать их особенности  при работе с родителями.

В практике образовательных учреждений используются массовые, групповые и  индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей  к воспитанию детей.

Анализ условий для решения  конкретной воспитательной задачи в  научных исследованиях, да и на практике зачастую упрощается. На практике поиск  подобного «универсального средства»  вызывает только разочарование, так  как в большинстве случаев  эти условия различны. А попытки  любого обобщения даже самых эффективных  приёмов легко опровергаются  многочисленными исключениями[6].

В действительности ребёнок находится  в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики на происходящее тоже изменчива.

Условия, возникающие как результат  взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек  ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики  на ситуацию, формирует её, используя  уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные[20].

Признаки разных уровней воспитанности  качеств, - считает М.И. Шилова, - являются дифференциальными описаниями, «ключом» для распознавания и условно  характеризуют различную степень  воспитанности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции, по мнению М.И. Шиловой, можно выделить три уровня нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий:

- Признаком высокого уровня  воспитанности является наличие  устойчивого положительного опыта  нравственного поведения, самоорганизации  и саморегуляции наряду со  стремлением к организации и  регуляции деятельности и поведения  других людей, проявлением общественной  позиции.

-Для среднего уровня свойственны  устойчивое положительное поведение,  наличие регуляции и саморегуляции,  организации и самоорганизации,  хотя активная позиция по отношению  к деятельности и поступкам  товарищей еще не проявляется.

- Низкий уровень воспитанности  характеризуется слабым проявлением  положительного, еще неустойчивого  опыта поведения, наблюдаются  срывы, поведение регулируется  в основном требованиями старших  и другими внешними стимулами  и побудителями; саморегуляция и  самоорганизация ситуативны.

Характерной ошибкой многих родителей  является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных  видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка.

Также на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.

В современной науке нет единого  понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах  и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту[15,566].

В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся  и передаваемые от поколения к  поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы  поведения и т.п.; элементы социально-культурного  наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени[25,374].

В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?»  многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.

Вместе с тем, психологи говорят  о том, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь  между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и  детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира.

 

2.2 Результаты исследования  по проблеме роли семьи в  нравственном воспитании детей  младшего дошкольного возраста 

На первом этапе обследования родителей  мы провели с ними беседу на тему: «Традиции в нашей семье» (приложение 1).

Цель: выявить какие традиции есть в современных семьях.

Методика проведения. Родителям  было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить  наличие традиций в их семьях. Обработка  результатов показала, что из 15 семей только в двух (13%) семьях есть праздники которые они отмечают в тесном семейном кругу, мамы или папы в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают сувениры и подарки своими руками всем членам семьи к праздникам, устраивают совместные обеды в кругу семьи по праздникам и выходным. Например, в одной из семей стали традиционными кукольные спектакли, которые показывают мама, папа и дочь своим бабушкам и дедушкам, что говорит о связи между поколениями в этой семье.

В семи семьях (47%) традиционным является встреча таких праздников как: Новый  год, восьмое марта, 23 февраля, дни  рождения членов семьи. Родители в этих семьях дарят подарки детям к  праздникам, вместе отдыхают во время  отпуска. Многие родители утверждают, что ритм жизни меняется и у  них просто нет времени на тихие  семейные чтения по вечерам или общие  семейные ужины.

Родители из шести семей (40%) затрудняются назвать свои семейные традиции и  ограничиваются лишь застольем к  тому или иному празднику, на остальное  у них нет ни средств, ни времени.

Таким образом, мы делаем вывод о  том, что не всем семьям удается сохранить  домашние традиции, пронести их через  время, испытания и невзгоды. Однако, люди воспитанные на семейных обычаях, стараются возродить их при любой  возможности. Конечно, ничто не вечно, даже традиции, они появляются, живут, иногда умирают, но то, что будут  вспоминать дети и даже то, какие  семейные традиции будут у них, –  зависит от родителей.

Для выявления нравственных ценностей  в семье мы разработали анкету из 10 вопросов (Приложение 2).

Цель: выявить какие традиции существуют в семье и как они влияют на нравственное воспитание детей.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам  выявить каким семейным традициям  отдают предпочтение родители. Обработка  результатов анкетирования показала, что:

из 15 семей только три (20%) предпочитают в свободное от работы время посещать культурно-досуговые места, активный отдых на природе, устраивают семейные праздники;

восемь семей (53%) ведут активный образ жизни лишь во время отпуска;

четыре семьи (27%) предпочитают проводить  свободное время дома, чаще всего  это просмотр кинофильмов по телевизору, компьютерные игры и т.п.

Для выявления родительского отношения  к детям был предложен тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Цель: выявить родительское отношение  к детям.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с  вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить  уровень родительских отношений.

На наш взгляд, наиболее оптимальным  является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это  социально желаемый образ родительского  поведения. Родитель высоко оценивает  способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести  отношения по типу «симбиоз» и  «маленький неудачник». Родитель видит  своего ребёнка младше по сравнению  с реальным возрастом, стремится  удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей  жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного  послушания и дисциплины. По большей  части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского  отношения к детям: оптимальные  родительские отношения к ребёнку  выявлены не были (0%), к нейтральному уровню можно отнести 12 семей (75%), родительские отношения которые носят отрицательный характер, проявляются в 4 семьях (25%).

По результатам этой методики мы видим, что большинство семей  используют неэффективные отношения  с ребёнком, что приводит к развитию тревожности у детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что в отношениях родителей  с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на всех сторонах воспитания, в том числе и нравственном. Наиболее распространенными негативными  факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в  воспитательном процессе, следует считать  такие:

- бездуховность родителей, отсутствие  стремления духовного развития  детей;

- безнравственность, наличие аморального  стиля и тона отношений в  семье;

- отсутствие нормального психологического  климата в семье;

- безграмотность в психолого-педагогическом  отношении (отсутствие целенаправленности  воспитания, беспринципность, противоречивость  в применении методов воспитания, причинение детям тяжелых нравственных  страданий).

- отсутствие семейных традиций, что, несомненно сказывается на  нравственном воспитании детей  в семье.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Азбука нравственного воспитания [Текст]/ под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1996.- С.43-46.
  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание [Текст] /Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979.- 248 с.
  3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
  4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.
  5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 296 с.
  6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст]/Н.И. Болдырев//Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1989.- 224с.
  7. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
  8. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/И.А. Каиров. - М.: Просвещение, 1989.- 94с.
  9. Классному руководителю [Текст] / под ред. М.И. Рожкова// Учеб.- метод. пособие - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- С.125-13
  10. Крайг Грейс. Психология развития [Текст] /Г. Крайг.- СПб.: Питер, 2002.- 408 с.
  11. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 2006.
  12. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.
  13. Марьенко И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1985.- 191 с.
  14. Нравственное воспитание личности школьника [Текст]/ под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 1997.- 217 с.
  15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Оникс», «Мир и образование», 2007. – 639 с.
  16. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.
  17. Психология воспитания [Текст]. - М.: Просвещение, 1995. - 132 с.
  18. Семейное воспитание[Текст] /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников// Краткий словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
  19. Спиваковская А.С. Как быть родителями [Текст]/А.С. Спиваковская//О психологии родительской любви. -- М.: Педагогика, 1986. -- 160 с.
  20. Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: «Академия», 2001. – 316 с.
  21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
  22. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1983.
  23. Хямялянен Ю. Воспитание родителей концепции, направления и перспективы. М., 1993
  24. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. Изд. 3-е. – М.: «Академический проект»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2007. – 736 с.
  25. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. – Изд. 4-е. – М.: Издательство политической литературы, 1980. – 444 с.
  26. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4

 

 

Приложения.

Приложение 1

Анкета для родителей по выявлению  наличия традиций в семье

1. Какие традиции существуют  в вашей семье? (перечислить)

2. Как и где Вы предпочитаете  отдыхать?

3. Берёте ли Вы с собой на  отдых своих детей?

4. Уделяете ли Вы внимание  своим детям во время совместного  отдыха?

5. Чем Вы любите заниматься  в свободное от работы время?

6. Занимаетесь ли Вы и Ваш  ребёнок каким-либо видом спорта?

7. Какие телепередачи предпочитаете  смотреть Вы и Ваш ребёнок?

8. Обсуждаете ли Вы со своим  ребёнком после просмотра любимые  телепередачи?

9. Намечаете ли Вы в ближайшее  время посетить совместно с  ребёнком какие-либо культурно-досуговые  места?

10. Обсуждаете ли Вы со своим  ребёнком посещённые культурно-досуговые  места?

Приложение 2

Беседа  с родителями о семейных традициях

1. Какие традиционные праздники  существуют в вашей семье?

2. Как вы готовитесь к встрече  праздников?

3. Какое участие в подготовке  к праздникам принимают ваши  дети?

4. Готовите ли вы друг другу  подарки к праздникам?

5. Принято ли в вашей семье  собираться за большим столом?

6. Ходите ли вы по выходным  или праздникам в гости к  родным или знакомым?

7. Рассказываете ли вы своим  детям сказки на ночь?

8. Укладываете ли вы своих  детей спать?

9. Существуют ли в вашей семье  разграничение обязанностей между  членами семьи?

10. Посредством каких традиций, обычаев осуществляется связь  поколений в вашей семье?

Приложение 3

Опросник  родительских отношений Варги - Столина (ОРО)

Опросник родительского отношения  представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения (отношения  родителей и детей) у взрослых, обращающихся психологическую консультацию за помощью по вопросам воспитания детей и трудностей общения с  ними. Родительское общения понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих  стереотипов, отмечаемых в общении  с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера  и личности ребёнка, его поступков. Опросник разработан А.Я. Варгой под  руководством В.В. Столина и впервые  опубликован в 1988 г.

Опросник состоит из пяти шкал.

1. Принятие/отвержение – шкала  отражает интегральное эмоциональное  отношение к ребёнку. Содержание  одного полюса шкалы: родителю  нравится ребёнок таким, какой  он есть. Родитель уважает индивидуальность  ребёнка, симпатизирует ему. Родитель  стремится проводить много времени  с ребёнком, одобряет его интересы  и планы. На другом полюсе  шкалы: родитель воспринимает  своего ребёнка как плохого,  неприспособленного, неудачливого. Ему  кажется, что ребёнок не добьётся  успеха в жизни из-за низких  способностей, небольшого ума, дурных  наклонностей. Родитель в основном  испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он  не доверяет ребёнку и не  уважает его.

Информация о работе Представления родителей о духовно-нравственном воспитании и развитии детей младшего школьного возраста