Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа
Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье, а также Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях
Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………………7
1.2 Анализ различных подходов к изучению духовно-нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях……………………28
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………28
2.2 Результаты исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………………………………….37
Тема: Представления родителей о духовно-нравственном воспитании и развитии детей младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
духовно-нравственного воспитания и развития
в семье…………………………………………………………………
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания
детей в трудах отечественных и зарубежных
авторов……………………………………………………………
1.2 Анализ различных подходов к изучению
духовно-нравственного развития детей…………………………………………………………………
1.3 Стиль родительских отношений как фактор
нравственного развития детей…………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях……………………28
2.1 Организация исследования по проблеме
изучения роли представлений родителей
о нравственном воспитании в детско-родительских
отношениях……………………………………………………
2.2 Результаты исследования по проблеме
изучения роли представлений родителей
о нравственном воспитании в детско-родительских
отношениях……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Данная проблема является наиболее
актуальной и значимой и исследуется
в контексте детско-
В России изучением этой проблемы
занимались такие ведущие учёные
как: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский,
А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов,
К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой,
А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский. В нашей
стране известны исследования М.И Буйнова,
Д.Н. Добровича, С.В.Ковалёва, Л.Н. Низовой,
Н.В. Бондаренко. Раскрытию особенностей
поведения родителей с
Исследуя проблемы внутрисемейных отношений, А. Е. Личко выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье).
Овладевая этим новым знанием, ребенок опирается на мнения родителей, на их авторитет. Однако настоящим помощником детей в нравственном освоении ими действительности может считать себя тот родитель, который обладает способностью чутко улавливать, как дети реагируют на каждое событие и что побуждает их избирать из множества возможных вариантов поступка тот, который соответствует нормам морали.
На всех этапах развития ребенка в семье, как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.
Познание факторов, порождающих эти проблемы, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду. Среди таких факторов Торохтий B.C. выделяет следующие
1. «Образ мыслей» семьи. Фактор
отражает социально-
2. «Образ общения» семьи. Этот фактор также отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи.
3. Отношение социальной среды
к семье. Данный фактор
4. Традиции нации, народности, места
проживания семьи. В такой
5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.
6. Интеллектуальный уровень
Познание рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие
- Представления родителей об
эталоне воспитанной личности. С
эталоном воспитанной личности
многие родители связывают не
столько цельный образ —
Главная задача семьи — выполнение
родителями функций воспитателя. Под
этими функциями
Всесторонняя помощь в развитии
ребенка означает создание таких
условий, при которых его
Условно можно выделить несколько уровней развития сознания родителей 1) воспитание через уход за ребенком; 2) интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей); 3) воспитание у детей привычек и навыков; 4) воспитание, основанное на общих принципах (родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания).
Представления родителей о воспитании могут быть определены следующим образом (Хирсярви С.) 1) неделимое представление; 2) властолюбивое представление (родители подчеркивают свой авторитет и стремятся подчинить детей себе); 3) нормативное представление (родители стремятся привить ребенку следование правилам или нормам общежития); 4) представление о необходимости общего руководства воспитанием детей (основными методами воспитания родители считают беседы и советы с детьми) [23].
Объект исследования - родители детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – представление
родителей о духовно-
Цель исследования – изучить
влияние представлений
на их стиль воспитания своего ребенка.
Были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние
2. Рассмотреть стиль родительских отношений как фактор нравственного воспитания развития детей.
3. Экспериментально изучить
4. Изучить зависимость стиля родительских отношений от представлений родителей о нравственном воспитании.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье.
Проблема
духовно-нравственного
Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых. (26. c.25)
Понятие нравственное воспитание Подласый
П.И. раскрывает как целенаправленное
и систематическое воздействие
на сознание, чувства и поведение
воспитанников с целью
Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения.» (12. c. 163)
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком
Из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал : «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».(21. c. 29).
Рассматривая систему
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. (11, с.198).
«Практически любая
Результатом нравственного воспитания
является нравственная воспитанность.
Она материализуется в
Л.А. Григорович рассматривает содержание нравственного воспитания через гуманность.
«Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»(7, c.104)