Представления родителей о духовно-нравственном воспитании и развитии детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье, а также Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………………7
1.2 Анализ различных подходов к изучению духовно-нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях……………………28
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………28
2.2 Результаты исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

План.docx

— 63.56 Кб (Скачать файл)

Тема: Представления родителей  о духовно-нравственном воспитании и развитии детей младшего школьного  возраста.

Введение……………………………………………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье……………………………………………………………………………………………..7

                 1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………………7

                 1.2 Анализ различных подходов к изучению духовно-нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….11

                 1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….20

Глава 2. Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях……………………28

                 2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………28

                2.2 Результаты исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………………………………………..36

Список литературы………………………………………………………………………………………….37

Приложения…………………………………………………………………………………………………….39

 

Введение.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Данная проблема является наиболее актуальной и значимой и исследуется  в контексте детско-родительских отношений (А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и др.); выявляются условия, необходимые для гармоничного развития личности ребенка, а также факторы, оказывающие влияние на появление  детских проблем внутри семьи.

В России изучением этой проблемы занимались такие ведущие учёные как: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский. В нашей  стране известны исследования М.И Буйнова, Д.Н. Добровича, С.В.Ковалёва, Л.Н. Низовой, Н.В. Бондаренко. Раскрытию особенностей поведения родителей с ребёнком, манере общения с ним, воспитанию посвящены работы О. Коннера, А. Ро, К. Белла, А.И.Захарова. Проблему внутрисемейных отношений, потребностей ребёнка в  родительской любви, понимании, опеки  изучали такие ученые, как: И.С. Кон, А.Д. Любленская, М.И. Лисина, С.П. Тищенко, Т.А. Репина, А.С. Спиваковская, С.Г. Якобсон  и другие.

Исследуя проблемы внутрисемейных отношений, А. Е. Личко выделил неблагополучные  ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в  семье”, ситуация, создающая “золушек”  в семье).

Овладевая этим новым знанием, ребенок  опирается на мнения родителей, на их авторитет. Однако настоящим помощником детей в нравственном освоении ими  действительности может считать  себя тот родитель, который обладает способностью чутко улавливать, как  дети реагируют на каждое событие  и что побуждает их избирать из множества возможных вариантов  поступка тот, который соответствует  нормам морали.

На всех этапах развития ребенка  в семье, как на него самого, так  и на его родителей оказывают  постоянное воздействие различные  факторы социальной среды. Одни из них  оздоровляют воспитательную функцию  семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее  воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.

Познание факторов, порождающих  эти проблемы, позволяет полностью  или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду. Среди таких факторов Торохтий B.C. выделяет следующие

1. «Образ мыслей» семьи. Фактор  отражает социально-психологический  аспект образа жизни семьи  и имеет свои особенности.

2. «Образ общения» семьи. Этот  фактор также отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи.

3. Отношение социальной среды  к семье. Данный фактор неоднозначен, нередко характеризуется противоречивостью,  а порой и неадекватностью  реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка  формируется уверенность в возможности  решения сложных жизненных задач,  а в других — неуверенность  в себе, своих родителях.

4. Традиции нации, народности, места  проживания семьи. В такой стране, как Россия, где проживает свыше  100 национальностей, членам семьи  приходится приобщаться к особенностям  культуры, нравов, обычаев, языка,  наречий различных наций и народностей. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают отчасти духовные ценности национальной социальной среды.

5. Традиции семьи. Представляя  культурное наследие, нормы и  правила поведения выступают  одним из средств формирования  у детей высоких нравственных  качеств.

6. Интеллектуальный уровень учащихся  школы, группы, класса, в которой  учится ребенок. Этот фактор  неоднозначен, и диапазон его  проявления довольно широк. От  него во многом зависит успех  воспитания, который не определяется  в абсолютных величинах, а всегда  оценивается с помощью сравнения.

Познание рассмотренных выше общих  факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в  семье. Исследования показывают, что  конструктивность воспитательного  процесса в семье в большей  мере определяют частные факторы. В  их числе можно выделить следующие

- Представления родителей об  эталоне воспитанной личности. С  эталоном воспитанной личности  многие родители связывают не  столько цельный образ — разносторонний  профиль личности, сколько различные  обобщения определенных качеств.  Причем предпочтение отдается  группе нравственных качеств.  Имея общее представление о  воспитании детей, родители более  обстоятельно познают его содержание  чаще намного позднее рождения  ребенка. В таком случае эталон  воспитанной личности представляется  родителям нередко как проекция  опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания.

Главная задача семьи — выполнение родителями функций воспитателя. Под  этими функциями подразумевается  создание не только определенных взаимоотношений  между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного  образа жизни семьи и взаимоотношений  ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей  обостряют взаимоотношения в  семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких  условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться  в достаточной мере и на необходимом  качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребенка, его  счастье и благополучие. Все зависит  от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.

Условно можно выделить несколько  уровней развития сознания родителей 1) воспитание через уход за ребенком; 2) интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей); 3) воспитание у детей привычек и  навыков; 4) воспитание, основанное на общих  принципах (родители опираются на усвоенные  ими принципы воспитания).

Представления родителей о воспитании могут быть определены следующим  образом (Хирсярви С.) 1) неделимое представление; 2) властолюбивое представление (родители подчеркивают свой авторитет и стремятся  подчинить детей себе); 3) нормативное  представление (родители стремятся  привить ребенку следование правилам или нормам общежития); 4) представление о необходимости общего руководства воспитанием детей (основными методами воспитания родители считают беседы и советы с детьми) [23].

 Объект исследования - родители детей младшего школьного возраста.

Предмет  исследования  –  представление  родителей о духовно-нравственном воспитании и развитии детей  и   стили отношений.

 Цель исследования – изучить  влияние  представлений родителей

на их стиль воспитания своего ребенка.

Были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние данной  проблемы в психолого-педагогической  литературе.

2. Рассмотреть стиль родительских отношений как фактор нравственного воспитания развития детей.

3. Экспериментально изучить особенности детско-родительских отношений, а также наличие семейных традиций и нравственных ценностей.

4. Изучить зависимость стиля родительских отношений от представлений родителей о нравственном воспитании.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье.

Проблема  духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных  и зарубежных авторов.

Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых. (26. c.25)

Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие  на сознание, чувства и поведение  воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих  требованиям общественной морали. (16. c.163)

Основные задачи нравственного  воспитания: «1. формирование нравственного  сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения.» (12. c. 163)

Важнейшим средством нравственного  воспитания является использование  созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного  поведения, к которому стремится  человек.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует  считать то, что он длителен и  непрерывен, а результаты его отсрочены  во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается  более высоким. Для достижения целей  используются все усложняющиеся  виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. (3, с.386).

Из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в  развитии личности К.Д.Ушинский. в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал : «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что  ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного  воспитания - развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в  результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».(21. c. 29).

Рассматривая систему нравственного  воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько  условий:

Во-первых, осуществление согласованных  воспитательных влияний учителя  и ученического коллектива в решении  определенных педагогических задач, а  внутри класса - единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов  формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного  воспитания понимается также взаимосвязь  и взаимовлияние воспитываемых  в данный момент моральных качеств  у детей.

В-четвертых, систему нравственного  воспитания следует усматривать  и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. (11, с.198).

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает  О.Г. Дробницкий , в том числе и  учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями».. (4, с.58).

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно  ценных свойствах и качествах  личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует  глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду  и сочувствию. Она характеризуется  зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни  с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.(22, с.30)

Л.А. Григорович рассматривает содержание нравственного воспитания через  гуманность.

«Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к  человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений  с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»(7, c.104)

Информация о работе Представления родителей о духовно-нравственном воспитании и развитии детей младшего школьного возраста