Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа
Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье, а также Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях
Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………………7
1.2 Анализ различных подходов к изучению духовно-нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях……………………28
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………28
2.2 Результаты исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………………………………….37
1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей младшего школьного возраста.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Проблема семейного воспитания
все больше привлекает к себе внимание
психологов. При этом затрагиваются
различные сферы детско-
Стиль воспитания - это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. Необходимо помнить, что пол, возраст, религиозность, национально-культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень общей и педагогической культуры, личностные особенности родителей определяют стиль родительского воспитания. Традиционно в психологической литературе выделяют и описывают влияние на психическое развитие следующих стилей семейного воспитания - авторитарного, демократического, либерального.
В современной психологии существует
несколько классификаций стилей
семейных взаимоотношений. В эмпирическом
исследовании Дж. Болдуина выделено два
стиля родительского воспитания
- демократический и
Контролирующий стиль
Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю [9, с.54].
Дети родителей с
Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты [10, с.326].
Авторитетный стиль
Авторитарный стиль
Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль - с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Наиболее чувствительными к
воздействию семейного
В зарубежной психологии проблема влияния
типа воспитания на образ Я ребенка
наиболее подробно исследовалась Р.
Бернсом. В своей работе «Развитие
Я-концепции и воспитание» он
рассматривает различные
В отечественной психологии эту проблему рассматривали М.И. Лисина и А.И. Захаров. М.И. Лисина предполагала, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми [17, с.227].
А.И. Захаров считает, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая приводит к появлению у него невротических ситуаций. Неблагоприятные типы воспитания способствуют возникновению отклонений и нарушений в психике ребенка, формированию у него неадекватного, диффузного образа Я. Многие психологи рассматривали связь влияния семьи на формирование у ребенка позитивного самовосприятия - фундамента развития личности [17, с.80].
Внимания заслуживает
Д. Сирс выдвинул гипотезу о том, что установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Автором исследования было обнаружено, что самооценка ребенка зависит преимущественно от характера его отношений с родителями одного с ним пола. У мальчиков, испытывающих недостаток в отцовской любви, больше развито чувство неуверенности и незащищенности, они хуже адаптируются в социальной среде, чем девочки из подобных семей. Благоприятное воздействие на «Я-концепцию» ребенка оказывает активная забота о нем матери, незамедлительная помощь в любой ситуации, установление определенных норм, регулирующих его поведение. На основании приведенных фактов можно сделать вывод о том, что тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я-концепция» [17, с.215].
Р. Бернс объясняет это двумя причинами. Во-первых, основа «Я-концепции» закладывается в раннем детстве, когда главным значимым другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности [17, с.683].
Зарубежными исследователями была обнаружена непосредственная связь между проявлениями безнравственности и стилями воспитания в семье. Так, например, Л.И. Божович выделил следующие критерии нравственного развития детей младшего школьного возраста [5, с.534]:
1. Наличие нравственных
2. Умение и внутреннее
3. Умение соотносить планируемые
в нравственных поступках
4. Умение давать качественную
характеристику своих
Р. Уолтерс установили, что если
матери снисходительно относятся к
безнравственным действиям
Практически нет ни одного социального
или психологического аспекта поведения
подростка или юноши, который
не зависел бы от семейных условий
в настоящем или прошлом. Абдиров
Н.М. и Иктынбаев М.К. в своем
исследовании утверждают, что в основе
безнравственности
Необходимо отметить, что в реальной
жизни все еще более сложно,
чем в любой классификации. В
семье могут быть представлены одновременно
несколько стилей отношения к
ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки
могут конфликтовать друг с другом,
отстаивая каждый свой стиль и
т.д. Кроме стилей отношений, обращенных
непосредственно к ребенку, на его
воспитание оказывает безусловное
влияние стиль взаимоотношений
взрослых членов семьи. Проблемы, вызываемые
нестабильностью и
Таким образом, современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. В наше время много возможностей обучиться культуре семейного воспитания и выработать собственный неповторимый стиль родительского воспитания. Чем более ориентированы родители на предоставление возможности выбора ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок (поддержка его автономности), чем больше они уделяют ему внимания, а также чем более четко описывают свои требования, сдерживают обещания (структурированность отношений), тем более психологически благополучен ребенок.
2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста.
2.1 Организация исследования по
проблеме изучения роли
Педагогическая диагностика
1. Семьи с высоким уровнем
нравственных отношений. В них
здоровая моральная атмосфера,
дети получают возможность для
развития своих способностей. Частое
вмешательство педагога здесь
не нужно, хотя отдельные
2. Семьи, характеризующиеся
3. Конфликтные семьи. В таких
условиях родителям не до
4. Внешне благополучные семьи,
в которых процветает
5. Неблагополучные семьи, для
которых характерны грубость, скандалы,
аморальное поведение. Такие