Представления родителей о духовно-нравственном воспитании и развитии детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье, а также Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания и развития в семье……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………………7
1.2 Анализ различных подходов к изучению духовно-нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей………………………………………………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях……………………28
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………28
2.2 Результаты исследования по проблеме изучения роли представлений родителей о нравственном воспитании в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

План.docx

— 63.56 Кб (Скачать файл)

1.3 Стиль родительских отношений как фактор нравственного развития детей младшего школьного возраста.

Семье принадлежит основная роль в  формировании нравственных начал, жизненных  принципов ребенка.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание психологов. При этом затрагиваются  различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности  личности ребенка как результат  семейных воздействий, характер супружеских  взаимоотношений и другие. Одной  из наиболее часто встречающихся  проблем, с которой сталкиваются психологи, является проблема нарушения  внутрисемейных взаимоотношений (неблагоприятный  тип воспитания и обращения с  ребенком), что имеет серьезные, негативные последствия для психического развития ребенка. Семейные отношения, как правило, выступают для индивида как наиболее важные, чем служебные, учебные и  т.д. Этим объясняется их ведущая  роль в формировании психических  нарушений и факторов, которые  обуславливают психотравмирующее  переживание.

Стиль воспитания - это способ управления человеческим поведением, типичная для  родителя система приемов воздействия  на ребенка. Необходимо помнить, что  пол, возраст, религиозность, национально-культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень  общей и педагогической культуры, личностные особенности родителей  определяют стиль родительского  воспитания. Традиционно в психологической  литературе выделяют и описывают  влияние на психическое развитие следующих стилей семейного воспитания - авторитарного, демократического, либерального.

В современной психологии существует несколько классификаций стилей семейных взаимоотношений. В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два  стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий. Демократический стиль характеризуется  высоким уровнем вербального  общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью  родителей прийти на помощь, если это  требуется; одновременно с этим - верой  в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной  субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении  детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и  детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дж. Болдуин исследовал детей обеих  групп и детей со смешанным  стилем воспитания. Дети в семьях с  демократическим стилем характеризовались  умеренно выраженной способностью к  лидерству, хорошим психическим  развитием, социальной активностью, легкостью  вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность  и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю [9, с.54].

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле  воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию  стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты [10, с.326].

Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского  контроля, поощрение растущей автономии  своих детей, теплые отношения с  детьми. Как результат - дети социально  адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой  самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется  высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения  с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны  и раздражительны. Девочки в большинстве  своем - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты  для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка  к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно  и импульсивно, нетребовательны  к себе, в некоторых случаях  дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль - с низким уровнем контроля и холодными  отношениями: родители не устанавливают  для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты  для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет  разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Наиболее чувствительными к  воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования  личности ребенка - его представление о себе, самоотношение, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представление о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием его, с характером родительских установок и качеством привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери.

В зарубежной психологии проблема влияния  типа воспитания на образ Я ребенка  наиболее подробно исследовалась Р. Бернсом. В своей работе «Развитие  Я-концепции и воспитание» он рассматривает различные подходы  к решению этого вопроса и  анализирует, при каких условиях семейного воспитания у ребенка  формируется та или иная самооценка [6, с.63].

В отечественной психологии эту  проблему рассматривали М.И. Лисина и А.И. Захаров. М.И. Лисина предполагала, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о  самом себе кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми [17, с.227].

А.И. Захаров считает, что неблагоприятные  типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая  приводит к появлению у него невротических  ситуаций. Неблагоприятные типы воспитания способствуют возникновению отклонений и нарушений в психике ребенка, формированию у него неадекватного, диффузного образа Я. Многие психологи  рассматривали связь влияния  семьи на формирование у ребенка  позитивного самовосприятия - фундамента развития личности [17, с.80].

Внимания заслуживает исследование Д. Куперсмита, который сделал вывод  о том, что основной предпосылкой формирования у ребенка высокой  самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании. Также он считает важными такие детерминанты, как внутренняя установка матери на принятие ребенка и уровень ее собственной самооценки.

Д. Сирс выдвинул гипотезу о том, что  установка родителей, благодаря  которой ребенок чувствует, что  его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную  самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Автором исследования было обнаружено, что самооценка ребенка зависит  преимущественно от характера его  отношений с родителями одного с  ним пола. У мальчиков, испытывающих недостаток в отцовской любви, больше развито чувство неуверенности  и незащищенности, они хуже адаптируются в социальной среде, чем девочки  из подобных семей. Благоприятное воздействие  на «Я-концепцию» ребенка оказывает  активная забота о нем матери, незамедлительная помощь в любой ситуации, установление определенных норм, регулирующих его  поведение. На основании приведенных  фактов можно сделать вывод о  том, что тип взаимоотношений, которые  складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я-концепция» [17, с.215].

Р. Бернс объясняет это двумя  причинами. Во-первых, основа «Я-концепции» закладывается в раннем детстве, когда главным значимым другим является родитель, взаимодействие с которым  обеспечивает обратную связь, необходимую  для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность  влиять на развитие его личности [17, с.683].

Зарубежными исследователями была обнаружена непосредственная связь  между проявлениями безнравственности  и стилями воспитания в семье. Так, например, Л.И. Божович выделил следующие критерии нравственного развития детей младшего школьного возраста [5, с.534]:

1. Наличие нравственных представлений  и понятий в обеспечении нравственного  поведения.

2. Умение и внутреннее стремление  воплощать добрые чувства в  нравственных поступках.

3. Умение соотносить планируемые  в нравственных поступках действия  с возможными последствиями и  ответственностью за эти последствия.

4. Умение давать качественную  характеристику своих поступков.

Р. Уолтерс установили, что если матери снисходительно относятся к  безнравственным действиям своих  детей, то дети в будущем нарушают нормы нравственного поведения, у них отсутствуют нравственные представления и понятия в  обеспечении нравственного поведения. В то же время дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, также  отличаются большой агрессивностью, для них в будущем чужда  мораль поведения в обществе, такие  дети не умеют воплощать добрые чувства  в нравственных поступках. Большинство  родителей исключают фактор собственного влияния на безнравственное поведение  ребенка. Тем не менее, нередко наблюдается  подсознательное провоцирование нежелательного безнравственного поведения. Чаще всего  это происходит вследствие таких  причин, как недостаточная педагогическая культура либо индивидуальные особенности  характера родителей. В исследовании З.А. Зимелевой были выявлены факторы, влияющие на безнравственное поведение  детей: несогласие между родителями в вопросах воспитания, использование  наказаний и запретов.

Практически нет ни одного социального  или психологического аспекта поведения  подростка или юноши, который  не зависел бы от семейных условий  в настоящем или прошлом. Абдиров  Н.М. и Иктынбаев М.К. в своем  исследовании утверждают, что в основе безнравственности несовершеннолетних лежат, прежде всего, изъяны воспитания, влияющие на формирование нравственного  облика подростка. Анализ семейных взаимоотношений  показал, что для формирования безнравственного поведения у подростков имеют  значение не только формальные показатели структуры семьи (полнота и т.д.), но и качественная характеристика семейных взаимоотношений (образ жизни родителей, внутрисемейные отношения, особенности  конфликтов, наличие или отсутствие эмоциональной теплоты). Результаты исследований свидетельствуют, что  эмоциональное отвержение подростков родителями является одним из предрасполагающих  факторов нарушения ребенком норм нравственного  поведения.

Необходимо отметить, что в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В  семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к  ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки  могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и  т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его  воспитание оказывает безусловное  влияние стиль взаимоотношений  взрослых членов семьи. Проблемы, вызываемые нестабильностью и неблагополучием  семей, являются сейчас для нашего общества актуальными и насущными, как  никогда. Адекватные установки и  специфические регуляторы семейных отношений, которыми являлись нравственные нормы, традиции, обычаи, нравы, религиозные  ориентации, а главное, полная нормально  функционирующая семья, сейчас в  большей мере утрачены. В периоды  социальных кризисов, при смене общественных систем, сопровождающихся массовыми разрушениями семей, наблюдаются явления инволюции человека: дезаптивность, деструктивность, замещение творческих установок потребительскими, дезориентация в нравственно-этических и эстетических ценностях. Эти явления сопутствуют ослаблению авторитета традиционной семьи, массовыми разводами, подмене семейного воспитания общественным.

Таким образом, современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и  возрастные особенности ребенка, готовностью  к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального  воспитания. В наше время много  возможностей обучиться культуре семейного  воспитания и выработать собственный  неповторимый стиль родительского  воспитания. Чем более ориентированы  родители на предоставление возможности  выбора ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок (поддержка его  автономности), чем больше они уделяют  ему внимания, а также чем более  четко описывают свои требования, сдерживают обещания (структурированность  отношений), тем более психологически благополучен ребенок.

 

 

2. Эмпирическое исследование  роли семьи в нравственном  воспитании и развитии детей  младшего дошкольного возраста.

         2.1 Организация исследования по  проблеме изучения роли представлений  родителей о нравственном воспитании  в детско-родительских отношениях.

Педагогическая диагностика семьи  лежит в основе условной сгруппированности  семей по принципу возможности использования  их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка. В связи с этим семьи делятся на пять типов.

1. Семьи с высоким уровнем  нравственных отношений. В них  здоровая моральная атмосфера,  дети получают возможность для  развития своих способностей. Частое  вмешательство педагога здесь  не нужно, хотя отдельные советы  и предостережения, связанные  с особенностями воспитания в  определенном возрасте, не исключаются.

2. Семьи, характеризующиеся нормальными  отношениями между родителями, но  при этом не обеспечивающие  положительную направленность в  воспитании детей. Дети могут  быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3. Конфликтные семьи. В таких  условиях родителям не до детей,  они сами не могут разобраться  в своих отношениях. Ни о каком  разумном воспитании нет и  речи, все пущено на самотек.  Нужно активное педагогическое  воздействие, чтобы изменить микроклимат  в семье, не потерять растущего  в ней человека.

4. Внешне благополучные семьи,  в которых процветает бездуховность,  отсутствуют истинные нравственные  ценности, эмоциональная связь поколений  часто нарушена. Некоторые дети  хорошо усваивают семейную психологию  внешнего благополучия, поэтому  воспитательная работа с такими  семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи, для  которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи  требуют постоянного внимания  педагога, общественности, а иногда  и активного вмешательства, чтобы  защитить интересы детей[30].

Информация о работе Представления родителей о духовно-нравственном воспитании и развитии детей младшего школьного возраста