Предупреждение наркомании в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить распространение и методы предупреждения наркомании в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи:
Исследовать распространение наркомании в подростковой среде.
Изучить методы психокоррекционной профилактики наркозависимости подростков.
Предметом исследования является наркомания как социальный феномен.

Файлы: 1 файл

referatbank-10076.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

Параллельно с динамикой основных показателей мониторинг, как этого и следовало ожидать, фиксирует рост ряда косвенных показателей «заражения» среды наркотиками. Так, положительно ответили на вопрос «Видели ли Вы человека, находящегося в состоянии наркотического опьянения?» ответили 78,9% от числа опрошенных. Доля респондентов, имеющих знакомых, которые употребляют наркотики составила: 68,7%. Частью молодёжной субкультуры становится то, что можно назвать «наркокультура». В частности, мониторинг фиксирует расширение знаний и навыков молодёжи применительно к аддиктивному поведению. Мы можем провести корректное сравнение некоторых позиций по признаку «никогда не слышал о таком наркотике» (табл. 3).

Таблица 3 Доля молодёжи, никогда не слышавшая названий (в %)

Название наркотика

Доля (%)

Марихуана

4,6

Кокаин

7,5

План

9,1

Драп

6,8

Героин

9,0

Анаша

16,3

Гашиш

15,5

Чифир

29,7

Транквилизаторы

29,9

Экстази

39,9

Морфин

42,5

ЛСД

44,7

Крэк

55,1

Кодеин

81,6

Эфедрон

80,0

Циклодол

87,6


 

Общая тенденция заключается в том, что социальный механизм распространения наркотиков включает когнитивный аспект: в конце 90-х годов расширилась часть молодёжи, владеющая теми или иными знаниями и навыками в отношении наркотиков. И здесь «прогрессирует» конопляная группа. У нас препараты каннабиса молодёжь знает, прежде всего, под названиями «план» и «драп». В отношении этих названий треть всех опрошенных указывают на то, что они «знают действие наркотика, способ приготовления и употребления». Многие молодые люди слышали название популярных на Западе наркотиков, но индекс их когнитивности намного уступает местным наркотикам и названиям, ибо они хотя и слышали название, но не «видели своими глазами» и не владеют другой информацией. Индекс когнитивности можно рассматривать как дополнение индекса частоты употребления наркотических веществ. По нему, кстати, можно судить о тенденциях, изменениях в структуре незаконного оборота наркотиков. Например, «популярность» изъятых из аптечной продажи медицинских опиатов не растёт, а даже падает (морфин, кодеин), напротив, в последние годы «набрали силу» транквилизаторы, и это также отражает индекс когнитивности.

В таблице 4 содержаться данные о знакомых, не входящих в непосредственное окружение («дальний круг»), в таблице 5 — данные о «близком круге», т. е. родственниках, близких друзьях, членах семьи.

Таблица 4 Знакомство с теми, кто употребляет наркотики (в %)

Вариант ответа

%

Да

75,0

Нет

21,0

Затруднялись ответить

4,0


 

Таблица 5 Присутствие среди близких людей тех, кто употребляет наркотики

Вариант ответа

%

Да

29,6

Нет

65,1

Затруднялись ответить

5,3


 

Приведём ещё одно распределение — ответы на вопрос «Встречались ли Вы с продавцами наркотиков?». Они представлены в таблице 6. Кстати, в роли продавцов наркотиков сегодня в большинстве случаев, как показал опрос, выступают «местные жители» и «свои», на третьем месте — цыгане, и незначительная частота встреч приходится на выходцев из Кавказа, Средней Азии. Наркобизнес становится одним из наиболее популярных и доходных промыслов теневой экономики, в который широко вовлекается неработающая молодёжь.

Таблица 6 Встреча с продавцами наркотиков

Вариант ответа

%

Да

33,3

Нет

60,1

Затруднялись ответить

6,6


 

В таблице 7 приведено распределение ответов на вопрос «Почему молодые люди начинают употреблять наркотики?». Как видно из распределения доминирующим является фактор влияния других людей, компаний.

Таблица 7 Причины употребления наркотиков молодыми людьми (в %)

 

Вариант ответа

%

01

Под влиянием других людей, компаний

85,5

02

Из-за употребления спиртных напитков

7,6

03

От безделья, отсутствия занятий

57,7

04

От незнания всех последствий употребления наркотиков

15,7

05

Из-за стремления к удовольствию

59,2

06

Желание выглядеть взрослым

23,3

07

Чтобы забыть плохое

35,1

08

Отсутствует контроль взрослых

13,8

09

Ради интереса к «запретному плоду»

54,1

10

От неумения контролировать себя

22,6

11

По принуждению

7,9

12

Чтобы стать «своим»

43,2

13

Затрудняюсь ответить

2,0


 

Распространение наркотиков в наркологической и медицинской литературе определяется как эпидемический процесс. Очевидно, можно говорить о «заражении» среды наркотиками, не забывая при этом, что механизм распространения носит социокультурный характер. Психологическая и физиологическая зависимости, формирующие биологические механизмы поддержания эпидемии, выступают скорее как вторичные факторы. Во всяком случае, не они определяют первоначальную эпидемиологическую динамику. Первую (и самую мощную волну) эпидемии определяют такие факторы как молодёжная мода, социальные связи и окружение, групповая динамика, в т. ч. давление группы, суггестия, желание поддержать свой статус и престиж положения. Конечно, проявляются и специфические черты личности молодого человека — тяга к эксперименту над самим собой, желание изменить своё сознание и «вкусить запретный плод», но чисто коммуникативные факторы, на наш взгляд, остаются ведущими. Мы отдаём себе отчёт и в том, что эти факторы объясняют скорее механизм, а не глубинные причины эпидемии, которая странным образом совпадает с трансформационными изменениями, как на Востоке, так и на Западе. Момент перехода общества к индустриальному или постиндустриальному обществам оказывается наиболее «удобным» историческим периодом для наркотической волны.

Эпидемия наркомании — это не только рост количественных показателей, но и изменения в ценностных ориентациях, стереотипах сознания. Мы зафиксировали этот феномен на примере тех показателей, которые можно отнести к оценочным индикаторам. Они измеряют факты сознания. Здесь нас ожидали наибольшие открытия. Прежде всего, оказалось, что уровень тревожности по поводу распространения наркотиков скорее связан не с уровнем их распространённости, а со временем начала эпидемии. По мере того как первые фазы эпидемии уходят в историю алармистские настроения падают, а в начале — они выражены более рельефно. Этот вывод можно сделать путём анализа распределений ответов на два аналогичных вопроса: «Считаете ли Вы, что наркотики — это серьёзная проблема для молодёжи?» и такой же вопрос относительно злоупотребления спиртными напитками. В первом и втором случаях использовалась одинаковая симметричная семибальная шкала, позициям которой при вторичной обработке данных были присвоены следующие числовые дополнения: –3 (Абсолютно не серьёзная проблема); –2; –1; 0; +1; +2, +3 (Очень серьёзная проблема). Результаты представлены в таблице 8.

Таблица 8 Оценки серьёзности проблемы алкоголизма и наркомании

Индекс проблемности

Алкоголизм

Наркомания

+1,88

+2,37


 

Данные можно объяснить следующим образом. Спиртные напитки, их употребление и злоупотребление являются стабильной частью культуры. Употребление спиртного за неделю в среднем на одного респондента по четырём видам алкогольных напитков приведено в таблице 9.

Таблица 9 Употребление спиртных напитков за неделю (в мл)

Название напитка

Объем за неделю (мл)

Пиво

730

Сухое вино

130

Крепленое вино/ликёр

70

Водка, коньяк, самогон

80


 

Следующее весьма существенное  наблюдение заключается в отношении молодых людей к наркоманам (табл. 10).

 Таблица 10 Распределение ответов на вопрос: «В каком качестве Вы согласны принять людей, употребляющих наркотики?» (в %)

 

Вариант ответа

%

01.

Как членов семьи

0,8

02.

Как близких друзей, соседей

5,8

03.

Как членов коллектива, учебной группы

4,3

04.

Как жителей микрорайона

8,6

05.

Как жителей города

7,3

06.

Как граждан  России

8,1

07.

Не хотел бы, чтобы наркоманы были в стране

65,2

 

Индекс социальной дистанции

6,008


 

Итак, можно подвести некоторые итоги. Этап, который особенно ярко проявляет себя в наши дни, характерен бурной динамикой, стремительным ростом эпидемических показателей. В обществе резко нарастает состояние тревоги, этому способствуют средства массовой информации, которые из конъюнктурных соображений усиливают ощущение страха и неуверенности.

Этноцентризм, деление мира на «Мы» и «Они», подозрительное отношение к чужакам, тем более к тем, кто уже априори определен, как опасный для общества человек — кроется в самой нашей природе. В сознании большинства людей интуитивно формируется норма: никогда и ни при каких обстоятельствах не употреблять наркотики. В исследовании респондентам задавался вопрос «Какое поведение по отношению к наркотикам Вы считаете нормальным?». Ответы фиксировались по пятибалльной ранговой шкале, где 5 — наиболее «жёсткое» отношение к наркотикам. 55,3% респондентов отметили, что нормой поведения должен быть категорический отказ от наркотиков, а общий индекс приближается к 5 (4,5). Отношение к алкоголю более либеральное — индекс составляет 3,3. Можно предположить, что резко негативное отношение к наркотикам, наркоманам, чувство страха выполняют защитную функцию, роль барьера на пути распространения наркотиков. Тем не менее, это не изменяет ситуацию радикально, эпидемия набирает силу.

2.2. Выбор методов психокоррекционной профилактики наркозависимости подростков

Все ранее сказанное свидетельствует, что для старшеклассников необходимы специальные занятия, направленные на удовлетворение познавательной потребности и способствующие самоанализу. Для этого желательно применять элементы психотренинга, вырабатывая необходимые навыки. Если этого не делать, то (исходя из результатов опроса) около 68 процентов подростков составят потенциальную группу риска. Те личностные потребности, которые подросток не может реализовать в нормальном состоянии сознания, будут активно искаться в других состояниях и нестандартных социальных группах, т.е. возможно приобщение к наркотикам. Чтобы этого не случилось, необходима соответствующая профилактика. Она включает в себя:

диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ (чем больше личностных потребностей не реализовано, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, т.е. чем больше нерешенных личностных задач - тем больше вероятность приобщения к наркотикам, и наоборот);

выбор психокоррекционно-образовательного метода, позволяющего подростку естественным способом реализовать себя;

проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода, особенно в неблагополучных районах.

Как уже отмечалось, подростков интересуют не "застывшие" знания в виде законов и правил, а живое, динамическое, находящееся в пределах досягаемости знание о реальной жизни. Это именно та недостающая составляющая знаний и умений, которая востребуется подростками. По своей сути процессуальная психология предназначена для копирования различных навыков методом переструктурализации внутреннего опыта и управления им. То новое, что можно использовать в преподавании и психокоррекции как методе наркопрофилактики, - это сам подход в подаче психологических знаний. Преподавание следует рассматривать не как насаждение «незыблемых» психологических знаний, а как психотерапевтический процесс в модели процессуальной психологии. Эта модель предполагает отношение к проблемам человека как к недостатку психических навыков разрешить ее. И вся терапия сводится к развитию необходимых навыков путем обучения управлению своими психическими процессами для создания нового поведения.

Информация о работе Предупреждение наркомании в подростковом и юношеском возрасте