Предупреждение наркомании в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить распространение и методы предупреждения наркомании в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи:
Исследовать распространение наркомании в подростковой среде.
Изучить методы психокоррекционной профилактики наркозависимости подростков.
Предметом исследования является наркомания как социальный феномен.

Файлы: 1 файл

referatbank-10076.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на синтезе преподавания «психологии личности» в шаблонах процессуальной психологии можно реализовывать адаптационный курс, который поможет разрешить личностные проблемы подростков при вступлении во взрослую жизнь. Основной особенностью этого курса является возможность изменять убеждения и намерения подростков в направлении социально приемлемых форм бытия и развития.

Мозг имеет многоуровневую организацию, как и несколько уровней обработки информации. С психологической точки зрения можно говорить о пяти основных уровнях.

Базовым (поверхностным) является наше внешнее окружение, внешние сдерживающие факторы.

Мы взаимодействуем с внешним окружением своим поведением.

Наше поведение направляется сформировавшимися в мозге моделью мира и стратегиями действий.

Наши способности организуются посредством систем убеждений.

Сами убеждения организуются через идентичность «Я – образ».

Идентичность, или «Я – образ», осуществляется через осознание своего предназначения в этом мире, через его духовное понимание.

Когда человек испытывает какое-либо затруднение, то следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего мира (1), или причина в том, что конкретный человек не обладает выработанным типом поведения (2), или он не разработал подходящей стратегии действий (3), или у него отсутствует система убеждений (4), или он не самоидентифицировал себя (5), или не имеет особенных мировоззренческих установок, адекватных «Я – образу» (6).

Таким образом, мы можем говорить о градации значимости (важности) рассуждений человека в зависимости от того, на каком логическом уровне он ведет разговор.

Например:

«Я кое-что слышал о наркотиках» - 1-й уровень;

«Видел, как принимают наркотики» - 2-й уровень;

«Знаю, как и зачем потребляют наркотики» - 3-й уровень;

«Уверен и убежден, что в некоторых ситуациях наркотики помогают в жизни» - 4-й уровень;

«Наркотики помогают жить. Вон, на Востоке их всю жизнь потребляют - и ничего!» - 5-й уровень;

«Наркотики изменяют сознание и дают возможность доступа в иные миры, к иным реальностям» - 6-й уровень.

Чем глубже человек рассуждает о каком-либо явлении или поведении, тем большую значимость оно для него имеет, соответственно, он склонен реализовать его. Приведенные в качестве примера уровни рассуждений могут являться и диагностическим средством.

Все это - важные различия, полезные для любого, кто работает в области обучения, общения или совершенствования.

Заключение

Развивающийся порок требует все более частого приема наркотиков во все увеличивающихся дозах. Необходимость постоянного их добывания толкает наркоманов на путь преступления: кражи, взломы аптек, подделки рецептов, даже убийства.

Подведем итог. В чем же конкретно заключается социальная опасность и вред наркомании? На этот вопрос хорошо ответил профессор Д. В. Колесов.

Во-первых, наркоманы — объективно и субъективно плохие работники, поскольку их физическое состояние неудовлетворительно, периодически наступающая абстиненция выводит их из строя, все их помыслы связаны с наркотиком и главным содержанием мыслей являются способы его добывания.

Во-вторых, наркомания наносит обществу большой материальный и моральный ущерб, являясь причиной несчастных случаев на транспорте и на производстве. Более того, необходимость поиска средств на приобретение наркотиков часто толкает человека на любые поступки, и даже правонарушения (воровство, грабежи, проституцию, подделку рецептов и т. д.).

В-третьих, наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, не давая близким возможностей для нормальной жизни, отравляя ее своим присутствием, лишая семью средств к существованию, совершают тяжелое преступление по отношению к потомству, поскольку некоторые обменные нарушения, связанные с употреблением наркотиков родителями, передаются детям. Кроме того, употребление наркотиков во время беременности непосредственно отравляет ребенка.

В-четвертых, наркоманы, деградируя физически и морально, преждевременно погибают, не оправдав ожиданий, которые всегда связаны у родителей с рождением ребенка, у общества — с появлением нового гражданина. При этом они стремятся втянуть в этот порок и других людей, в первую очередь молодежь.

Так или иначе, проблема эта уже вышла из разряда тех, которые надо обсуждать преимущественно в молодежной прессе. Необходимые решения зависят теперь уже от нас, взрослых. И не только в организационно-правовом, научном, медицинском планах. Как бы ни муссировали родители извечную тему “влияния улицы”, тут очень многое можно и нужно сделать в семье умелым воспитательным воздействием, неназойливым, но настойчивым внушением.

Надо также признать, что умалчивание о крайней опасности наркомании притупляло социальную бдительность, ослабляло внимание милиции и медицины, общественности, семьи и школы, волей или неволей облегчало ее распространение. Работать надо комплексно. И сегодня более пристальное внимание должно быть направлено на раннюю профилактику. Это вопрос довольно сложный. Пока нет специальной методики контрпропаганды по этой теме. Не всегда выбирается верный тон, порой слово может вызвать обратную реакцию, возбудить любопытство. Однако лекции и разъяснительные беседы, проводимые квалифицированными специалистами, необходимы. Недуг надо знать, надо вскрывать всю его опасность. Здесь речь не только о заболевании, сколько об оболванивании человека.

В борьбе с наркоманией мы вправе рассчитывать на значительно большую помощь родителей, педагогических коллективов. В каждой семье должны осознавать опасность этого явления.

Безусловно, необходимо и укрепление нашего взаимодействия с разнообразными организациями. Ученические, студенческие, педагогические коллективы раньше милиции узнают об отклонениях в поведении отдельных молодых людей и должны принимать незамедлительные меры. Можно многократно повысить эффективность борьбы с наркоманией среди молодежи за счет широкого привлечения к этому делу, прежде всего специализированных дружин и оперативных отрядов, объединяющих усилия студентов педагогических, медицинских и других вузов.

Список литературы

    1. Александровский Ю.А., Кюне Г.Э. Общие принципы терапии психических больных // Руководство по психиатрии/ под ред. Г.В. Морозова. В 2-х томах. т. 2. М.: Медицина, 2002.-759с.
    2. Анохина И.П., Арзуманов Ю.Л., Коган Б.М. и др. Вопр. нарколог. М.: Медицина, 1999.-561с.
    3. Бажин А.А. Применение психотропных препаратов в психиатрии и наркологии. СПб.: Дельта, 2003. -698с.
    4. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. Книга для всех. СПб. Университетская книга, 2003.-597 с.
    5. Генкова Л.Л., Н.Б. Славков.  Почему это опасно. М.: Просвещение, 2001.-273с.
    6. Гриненко А.Я., Крупицкий Е.М., Шабанов П.Д. и др. Нетрадиционные методы лечения алкоголизма и наркомании. СПб. Гиппократ. 2001.-782 с.
    7. Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. СПб. ПНИИ им. В.М. Бехтерева, 2003.-659с.
    8. Козлов А.А. Автореферат. М., 1999.-365с.
    9. Наркологическая помощь населению Российской Федерации. 1991-1997г.г. / Егоров В.Ф., Зайченко Н.М., Кошкина Е.А. и др. М. НИИ наркологии МЗ РФ. 1998.-653 с.
    10. Николаева З. А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации).М.: Дрофа, 2004.-544с.Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости.–М. Просвещение.–2005– 416с.
    11. Пятницкая И. Н. Клиническая наркомания. М.: Медицина, 2001.-566с.
    12. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. М.:  Психология воспитания подростка. 2000.-672с.
    13. Энтин Г.М. Когда человек себе враг. М.: Знание, 2001.-374с.

Информация о работе Предупреждение наркомании в подростковом и юношеском возрасте