Предупреждение задержки психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:46, реферат

Описание работы

В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию.

Содержание работы

1. Ведение
2. Общая характеристика психического развития детей с запоздалым психическим развитием
3. Особенности развития высших психических функций у детей с запоздалым психическим развитием
4. Профилактика и коррекция запоздалого психического развития
5. Типы задержки запоздалого развития
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат федорович.docx

— 40.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Предупреждение задержки психического развития»

 

 

 

Выполнил:

Студент 5 ФФК 5к, 2гр

Федорович СЕРГЕЙ

Проверила:

д.м.н., профессор

                                                                                 Левина И.Л.

 

 

 

Содержание

  1. Ведение
  2. Общая характеристика психического развития детей с запоздалым психическим развитием
  3. Особенности развития высших психических функций у детей с запоздалым психическим развитием
  4. Профилактика и коррекция запоздалого психического развития
  5. Типы задержки запоздалого развития
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.).

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Детей с временной ЗПР нередко ошибочно считают олигофренами. Отличие этих групп детей определяется двумя особенностями. У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Такое сочетание для детей-олигофренов нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что дети с ЗПР обладают полноценными возможностями для дальнейшего развития, т.е. будут способны впоследствии выполнять самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнять только с помощью педагога. Длительные наблюдения над детьми с временной ЗПР показали, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно применять усвоенное в процессе дальнейшего обучения приводит к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовой школе.

 

 

Общая характеристика психического развития детей с запоздалым психическим развитием

Задержка психического развития у детей очень неоднородна, но у всех детей с ЗПР имеется отставание в развитии познавательной сферы, которое можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка, однако наиболее отчетливо они проявляются при переходе к школьному обучению.

Дети с ЗПР приходят к школе с рядом особенностей, свидетельствующих об отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся – неустойчивы, речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует.

Свыше 80% младших школьников с ЗПР имеют низкую продуктивность познавательной деятельности (снижение работоспособности, замедленный темп деятельности), низкий уровень саморегуляции и слабость словесной регуляции действий. У них снижена способность к систематическому усвоению знаний, умений, навыков.

Учебная деятельность детей с ЗПР характеризуется низкой продуктивностью: дети часто не усваивают задания учителя, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние стимулы. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки, а их грамматическое оформление неполноценно.

Признаки незрелости в интеллектуальной сфере проявляются в виде недостаточности сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших форм произвольной деятельности. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Трудности в обучении усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

Крайне низкая познавательная активность у младших школьников с ЗПР является проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. Познавательные интересы у них выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, их желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, тетрадей и т. п.). Личностный компонент «школьной незрелости» обусловлен недоразвитием или замедленным созреванием лобных и лобно-диэнцефальных систем головного мозга.

Основным проявлением функциональной и органической недостаточности центральной нервной системы является нарушение развития эмоционально-волевой сферы. Ведущей особенностью при различных вариантах ЗПР у детей является инфантилизм.

К симптомам органического инфантилизма, присущим детям с ЗПР, относятся отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, слабость волевых процессов, гиперактивность, импульсивность, тревожность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, склонность к подражанию, недифференцированность и неадекватность эмоциональных реакций на воздействия окружающей среды, выраженная эмоциональная истощаемость, повышенная впечатлительность, склонность акцентировать внимание на неприятных переживаниях, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость. При наличии психической тормозимости в клинической картине детей с ЗПР преобладают относительно пониженный фон настроения, робость, медлительность, сенситивность, истощаемость и пресыщаемость в различных видах деятельности.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие развития их познавательной и мотивационной сфер. Ребенок с ЗПР безынициативен, не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения, слабо ориентируется в нравственно-этических нормах поведения.

Младшие школьники с ЗПР отличаются наивным и непосредственным поведением, не до конца понимают учебную ситуацию. В начале обучения эти дети долго привыкают к школьной обстановке, скучают по дому, плачут, избегают шумных игр, играют одни или ищут общества младших детей. У них преобладают мотивы игровой деятельности, не позволяя учебной превратиться в ведущую. Они долго играют в куклы, приносят их в класс и играют на уроках. Среди одноклассников они предпочитают более уверенных и уравновешенных, предоставляют им право принятия решений и даже в игре выбирают второстепенные роли.

Хотя игра остается ведущей деятельностью, к младшему школьному возрасту оказываются несформированными не только учебные навыки, но и высшая форма игровой деятельности – сюжетно-ролевая игра, поэтому усвоение новой социальной роли ученика затруднено. У детей с ЗПР плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего им трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности и приводит к школьной дезадаптации. В учебных ситуациях младший школьник с ЗПР способен выполнять лишь то, что связано с его интересами. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке. На переменках бесцельно бегают, кричат, затевают бессмысленную возню. Важную роль в таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность.

Итак, по особенностям развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников. Детей с ЗПР отличает низкая продуктивность познавательной деятельности (снижение работоспособности, замедленный темп деятельности) и низкий уровень произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет усвоение ими знаний, умений и навыков.

 

Особенности развития высших психических функций у детей с ЗПР

Даже при отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности у детей с ЗПР отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях, значительно увеличен латентный период опознания объектов. Детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.

Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам и т. п. Также эти недостатки проявляются при усложнении условий восприятия, когда, например, изображения демонстрируются повернутыми или уменьшается их четкость. С возрастом восприятие детей с ЗПР совершенствуется, и это проявляется как в качественных его характеристиках, прежде всего в полноте восприятия объектов, так и в количественных показателях, к которым относится скорость восприятия, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия.

Замедление переработки информации в процессе восприятия связано у детей с ЗПР со снижением уровня внимания, дефицитом ориентировочной деятельности, низкой скоростью перцептивных операций, нечеткостью и неполнотой образов-представлений. Внимание детей с ЗПР отличается неустойчивостью и повышенной отвлекаемостью. Любые посторонние стимулы привлекают к себе внимание детей, и они перестают выполнять задания. Неустойчивость внимания у них проявляется по-разному. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других – сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение кратковременной и долговременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

Причинами нарушенного внимания у детей с ЗПР являются астенические явления, несформированность познавательной мотивации и несформированность механизмов произвольности.

Существенное место в структуре дефекта при ЗПР развития принадлежит нарушениям памяти. У многих детей с ЗПР ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР.

Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам и т. п. Также эти недостатки проявляются при усложнении условий восприятия, когда, например, изображения демонстрируются повернутыми или уменьшается их четкость. С возрастом восприятие детей с ЗПР совершенствуется, и это проявляется как в качественных его характеристиках, прежде всего в полноте восприятия объектов, так и в количественных показателях, к которым относится скорость восприятия, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия.

Речевое развитие детей с ЗПР также имеет свои особенности. На уровне элементарного бытового общения со взрослыми и сверстниками дети с ЗПР не испытывают трудностей, т. к. владеют необходимыми для этого повседневным обиходным словарем и грамматическими формами. Однако расширение словаря обращенной речи за рамки многократно повторяемой бытовой тематики приводит к тому, что возникает непонимание некоторых задаваемых ребенку вопросов и инструкций, содержащих слова, значение которых неизвестно или недостаточно ясно ребенку, или не усвоенные им грамматические формы.

У них выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. Недостатки словаря детей с ЗПР, его бедность проявляются как в малочисленности употребляемых ими слов, так и в том, что слова, которыми пользуются дети, имеют или слишком ограниченное значение, или, напротив, чрезмерно широкое и недифференцированное. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Особенно ограниченным оказывается запас слов, обозначающих свойства и признаки предметов. В речи детей встречаются главным образом прилагательные, обозначающие цвет, величину и форму предметов, реже – материал, из которого они сделаны. Небольшой словарный запас связан с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при ЗПР.

Информация о работе Предупреждение задержки психического развития