Предупреждение задержки психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:46, реферат

Описание работы

В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию.

Содержание работы

1. Ведение
2. Общая характеристика психического развития детей с запоздалым психическим развитием
3. Особенности развития высших психических функций у детей с запоздалым психическим развитием
4. Профилактика и коррекция запоздалого психического развития
5. Типы задержки запоздалого развития
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат федорович.docx

— 40.33 Кб (Скачать файл)

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания, показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

 

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Сегодня, как правило, все дети после 1 месяца отправляются на обследование к этому специалисту. Многие получают направление прямо из роддома. Даже если и беременность, и роды прошли идеально, ваш малыш прекрасно себя чувствует, и нет ни малейшего повода для беспокойства - не поленитесь и посетите врача.

Специалист, проверив наличие или отсутствие различных рефлексов, которые, как известно, сопровождают ребенка на протяжении всего периода новорожденности и младенчества, сможет объективно оценить развитие малыша. Также врач проверит зрение и слух, отметит особенности взаимодействия со взрослыми. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии - ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга.

Помимо посещения врачебных кабинетов, можно выделить несколько моментов, касающихся взаимодействия родителей с детьми, которые также являются необходимыми для нормального и полноценного развития ребенка. Составляющие общения с малышом знакомы каждой заботливой маме и настолько просты, что мы даже не задумываемся об их колоссальном влиянии на растущий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Телесный контакт подразумевает под собой любое прикосновение к ребенку, объятия, поцелуй, поглаживание по голове. Так как в первые месяцы после рождения у малыша очень сильно развита тактильная чувствительность, телесный контакт помогает ему ориентироваться в новой для него обстановке, чувствовать себя более уверенно и спокойно. Малыша обязательно нужно брать на руки, ласкать его, гладить не только по головке, но и по всему телу. Прикосновение нежных родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя.

Особое место отводится контакту глаз, который является основным и самым эффективным способом передачи чувств. В особенности, конечно, это касается младенцев, которым пока недоступны иные средства общения и выражения эмоций. Добрый взгляд снижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, придает чувство защищенности. Ведь маленький человечек настолько неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомой ему обстановке, что ему постоянно требуется подтверждение того, что он не одинок, он кому-то нужен. Если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется впоследствии.

Рекомендации молодым родителям:

- создание максимально  благоприятных условий для протекания  беременности и родов;

-  пристальное внимание  к развитию малыша с первых  дней жизни;

- после 1 месяца визит  с новорожденным к невропатологу, даже если беременность и роды  прошли идеально и малыш прекрасно  себя чувствует;

- ознакомление с информацией, что должен уметь малыш  с  первых дней жизни.

         Составляющие общения с ребенком  имеют колоссальное влияние на  растущий организм. Это телесно-эмоциональный  контакт с малышом.

Телесный контакт подразумевает под собой любые прикосновения к ребенку:  объятия, поцелуй, поглаживание по голове. В первые месяцы жизни телесный контакт помогает ребенку ориентироваться в новой для него обстановке, чувствовать себя более уверенно и спокойно. Прикосновения нежных родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя.

 

Заключение

Основными направлениями диагностики и коррекции, как видно из полученных данных, должны стать пространственные функции, эмоционально-личностная сфера, внимание, моторика. Другое направление работы – работа с родителями: по улучшению психологического климата дома, по ознакомлению с организацией развивающей среды и развивающих занятий в домашних условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
  2. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23.
  3. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития / В. И. Лубовский, Л. И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
  4. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О. С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.
  5. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
  6. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М.: Просвещение, 2000. – 294 с.

 


Информация о работе Предупреждение задержки психического развития