Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 06:56, курсовая работа
Одним из признаков социально-демографической характеристики личности является возраст. Законодатель использует этот показатель для определения возрастного уровня, с которого может наступать уголовная ответственность.
Это вполне закономерно, так как объективно воспринять смысл уголовно-правовых запретов, налагаемых законодателем на определенный круг действий, и с учетом этого сообразовывать свое поведение может только человек, отличающийся определенным правосознанием и правовой культурой.
Введение 2
1. Криминологическая характеристика 4
2. Причины преступности несовершеннолетних 11
3. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних 15
Заключение 21
Список литературы 22
Помимо семьи, антикриминогенное воздействие должно оказывать и окружение подростка по месту жительства или проведения досуга, что справедливо отмечалось и отмечается криминологами.
В советский период это обстоятельство выполняло сдерживающую роль, поскольку, во-первых, функционировали специализированные детские учреждения, организующие досуг подростков по месту жительства. Во-вторых, действовала система субъектов — негосударственных организаций, осуществлявших профилактическую работу в подростково-молодежной среде. Разрушение этой системы повлекло за собой развитие процессов самоорганизации подростков по месту их проживания.
Важную роль в антикриминогенном влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, поскольку само воспитание наряду с обучением составляет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека.
Ранее внеклассная работа была организована в школе на должном уровне. Изменение системы ценностных ориентации привело к утрате системного воспитательного воздействия на несовершеннолетних. В сочетании с различного рода социальными проблемами, которые влекут закрытие школ, забастовки учителей, дифференциацию учащихся по их имущественному положению и деление школ на привилегированные и обычные, это влияет и на качество обучения основной массы подростков, приводит к ослаблению педагогического контроля за учащимися. В итоге весомая доля несовершеннолетних правонарушителей приходится на учащихся школ, профессионально-технических училищ, когда подростки в учебное время совершают кражи, вымогательства, употребляют спиртное, наркотики и в этом состоянии допускают противоправные действия.
Деятельность
государственных
Этого можно достичь следующими способами:
во-первых, подготовка и осуществление органами местной администрации, органами местного самоуправления мероприятий по выявлению подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и по оказанию им своевременной помощи. Здесь важную роль должны сыграть органы прокуратуры, выявляя и принимая меры к тем, кто нарушает права несовершеннолетних. В современной сложной обстановке, конечно, трудно изыскивать возможности ресурсного обеспечения работы с подростками по месту жительства, однако это необходимо, поскольку деформации нравственного порядка, имеющие место у этого контингента, можно и должно исправить, не говоря уже о предпочтении ими криминальной линии поведения. В последнем случае высока вероятность формирования из такого подростка рецидивиста;
во-вторых,
поддержание и развитие специальной
службы уголовного розыска по борьбе
с преступностью
К мерам
общесоциальной профилактики можно
также отнести обеспечение
Позитивную роль в деле противодействия подростковой преступности могло бы сыграть создание обособленной системы юстиции для несовершеннолетних, в состав которой входили бы система специализированных судов, мест отбывания уголовного наказания, следственных изоляторов и т. д.
Помимо вышеназванных мер, законодатель должен ввести запретительные и ограничительные меры, препятствующие доступу несовершеннолетних к порнографической продукции, наркотикам, алкоголю, оружию и т. п. Проблему беспризорности можно решить специальной подготовкой учительских курсов, ориентированных на выполнение воспитательных функций подростков-беспризорников, а также организовать деятельность органов, способствующих трудоустройству несовершеннолетних.
Подростковая преступность объясняется избранием несовершеннолетним антисоциального образа поведения в связи с неадекватной оценкой обстоятельств и отсутствием жизненного опыта в целях самоутверждения.
Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеет свою специфику. Чаще всего подростки решаются на групповые преступления - более половины краж, две трети грабежей и 90% разбоев среди несовершеннолетних совершается группой. Если было обнаружено, что преступление было совершено группой, изучается роль каждого участника группы, наличие связи группы с организованной преступностью. При расследовании обязательному выяснению подлежит выяснение наличия взрослых в группе несовершеннолетних. Взрослые в таких случаях чаще всего являются подстрекателями.
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.- М.: Новый юрист, 1998. - С.572-588.
2 Чучаев А.И. Уголовная ответственность несовершеннолетних // Уголовное право России. Общая часть: Учебник. - Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада», ЛТД, 1997. - С.296-306.
3 Письмо Генеральной Прокуратуры Российской Федерации «О неудовлетворительном функционировании государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» от 17.06.1997 г. №1-ГП-79-97//Образование в документах, -1997.-№19.
4 См.: Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 40.
5 См.: Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.
6 Шляпочников А.С. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних // Советская криминология: Учебник. - М.: Юридическая литература, 1966. -С.280-296; Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М.: Изд-во Московского университета, 1984. - С.134-142. Миньковский Г.М., Пронина B.C., Болдырев Е.В. Некоторые вопросы изучения и предупреждения преступности несовершеннолетних // Советское государство и право. -1964. - №9.
7. Миньковский Г.М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи // Криминология: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1998. -С.215-278;
Ермаков В.Д. Преступность несовершеннолетних // Криминология: Учебник для юридических вузов. - М.: Норма-М-Инфра,1999. -С.685-708;
Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник. - М.: Юристь, 1999. - С.264—283.
8 Абубзкиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия организованной преступности несовершеннолетних: Автореферат канд. дисс.-М.: Академия МВД РФ, 1995.
9 Оккультные сипы в СССР. - СПб.: Северо-Запад, 1998. - С.627-633.
10 Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ II Российская газета. - 1999, 30 июня.
11 Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Информационный сборник. -М.: ВНИИМВД СССР, 1991. -С.113-116