Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 19:46, контрольная работа
Цель контрольной работы - рассмотреть сущность конфликта, выявить причины и последствия конфликтов, выделить пути их разрешения.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с сущностью конфликтов;
2. выявить причины конфликтов;
3. определить пути их разрешения.
Введение
Конфликты занимают особое место в жизни человека и общества. Управление конфликтом в организации является одним из важнейших направлений в деятельности руководителя.
Конфликт - явление знакомое каждому человеку, тем более руководителю организации. Конфликт - отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое. От его компетенции в области решения конфликтов зависит успех в решении сложных конфликтологических задач, а так же успех его управленческой деятельности в целом.
В научной литературе даются разные точки зрения о конфликтах для организации. Так, с точки зрения авторов, принадлежащих к школе научного управления, конфликт - явление негативное (деструктивные конфликты); а в современной трактовке явление конфликта трактуется двояко: в нем есть как отрицательные, так и положительные стороны.
Цель контрольной работы - рассмотреть сущность конфликта, выявить причины и последствия конфликтов, выделить пути их разрешения.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с сущностью конфликтов;
2. выявить причины конфликтов;
3. определить пути их разрешения.
Объект - конфликт как одно из состояний отношений людей.
Предмет - процессы возникновения, протекания и разрешения конфликтов.
Теоретическая часть
Причины конфликта - это явления,
события, факты и ситуации, которые
предшествуют конфликту и при
определенных условиях деятельности субъектов
социального взаимодействия (работников
организации) вызывают его. Важно заметить,
что конфликт возникает, если есть предпосылки
(явления, факты) конфликта и при
определенной деятельности работников
организации. Т.е. основной источник конфликта
руководитель должен искать не в объективных
обстоятельствах, а в том, как
эти обстоятельства реализуются
его подчиненными. Например, ограниченные
ресурсы сами по себе не могут вызвать
конфликт, пока не будут вовлечены
в процесс социального
Можно выделить следующие
универсальные причины
- распределение ресурсов;
- взаимозависимость обязанностей. Возможность конфликта существует везде, где люди зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Пример - руководитель производственного отдела может объяснять низкую производительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование. В свою очередь, руководитель ремонтного цеха будет винить отдел кадров в том, что не набрали дополнительных людей для данной работы;
- типы организационных структур. Пример - матричная структура управления, в которой умышленно нарушается принцип единоначалия;
- расхождение в целях. Возможность конфликта увеличивается, по мере того, как организация делится на подразделения. Каждый отдел занимается преимущественно своей работой и может уделять большее внимание своей цели, нежели цели всей организации;
- плохие коммуникации. Самые распространенные проблемы передачи информации - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников, а так же предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать и донести до сведения подчиненных точное описание их должностных обязанностей.
Это самые часто встречающиеся причины конфликтов в организации. Отсюда видно, что руководителю подвластны практически все объективные причины конфликтов, поэтому разрешение конфликтов и их недопущение - есть обязанность руководителя.
Для решения практических задач по управлению конфликтами можно привести классификацию объективных причин, которые при определенных условиях деятельности подчиненных могут стать источниками.
Таблица 1- Классификация причин конфликтов по Р. Дарендорфу.
Причина |
Основное содержание |
Персональные причины (личностные трения) |
Индивидуальные черты, симпатии
и антипатии, психологическая и
мировоззренческая |
Структурные причины |
Несовершенство Несовершенство Несовершенство технической структуры: неодинаковая оснащенность разных подразделений техникой, изматывающий темп работы; |
Изменение организации (прежде всего - техническое развитие) |
Изменение организационно-штатной структуры; инновационные изменения, ведущие к сокращению рабочих мест, интенсификации труда, повышению квалификационных и иных требований; |
Условия и характер труда |
Вредные для здоровья или
опасные условия работы, нездоровая
экологическая среда, плохие отношения
в коллективе и с руководством,
неудовлетворенность |
Распределительные отношения |
Нарушение принципа социальной справедливости в оплате труда, выделении премий, вознаграждений, социальных привилегий; |
Различия в идентификации |
Склонность работников идентифицировать себя главным образом со своей группой (подразделением) и преувеличивать свою значимость и заслуги, недооценивая при этом значимость других и забывая об общих целях организации; |
Стремление организации к расширению и повышению своей значимости |
Заинтересованность каждого подразделения и, прежде всего, реальных и потенциальных руководителей в получении новых, в том числе более высоких и престижных должностей и ресурсов; |
Различие исходных позиций |
Различный уровень образования, квалификации, ценностей персонала, неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения подразделений и рабочих мест. |
Важную информацию о конфликтах в организации можно получить, анализируя микро- и макросреду организации. К факторам макросреды относятся:
- общественно-политическая и экономическая ситуация в стране;
- уровень жизни населения;
- система социального обеспечения;
- социально-демографические факторы;
- региональные факторы;
- этнические факторы.
Вторую группу составляют факторы микросреды:
- условия труда;
- заработная плата;
- график работы;
- рабочее место;
- морально-психологический климат;
- микрогруппы и лидерство;
- стиль управления.
Руководителю важно отметить, что факторы макросреды функционируют вне организации, поэтому повлиять на них невозможно, нужно приспосабливаться; в то время как факторы микросреды непосредственно действуют в организации и, хотя зависят от факторов макросреды, ими можно управлять.
Практическая часть
В организации ТнВ «Оренбургская
областная алкогольная
После чего гражданка Иванова М.И. обратилась с жалобой в Трудовую инспекцию о невыплате ей материальной помощи при увольнении по старости.
В ТнВ «Оренбургская областная алкогольная корпорация. Сизов и компания» с проверкой пришла трудовая инспекция. Проверив инспекция не обнаружила никаких ошибок. После чего сообщили пенсионерке Ивановой М.И. о проверке.
По истечению года всем
неработающим пенсионерам ТнВ «Оренбургская
областная алкогольная
Субъектами данного конфликта является организации ТнВ «Оренбургская областная алкогольная корпорация. Сизов и компания» и бывшая работница Иванова М.И. Предметом конфликта является изменения Коллективного договора.
Данный конфликт вызван факторами препятствующими достижению личных целей. ТнВ «Оренбургская областная алкогольная корпорация. Сизов и компания» изменила свой Коллективный договор в связи с плохим финансовым состоянием предприятия. Гражданка же мотивируя свой страх в том, что в конце года ей не выплатят помощь, обратилась в трудовую инспекцию, для проверки документов изменения Коллективного договора.
Данный конфликт является межличностным, который происходит в организации, между начальством и подчиненным, с участием третьей стороны.
Стадии данного конфликта:
1.Предконфликт:
Стадия объективной проблемной
ситуации возникает в ходе плохого
финансового состояния в
1*Осознание проблемной
ситуации происходит в ходе
изменения Коллективного
Для сглаживания данной предконфликтной ситуации ТнВ «Оренбургская областная алкогольная корпорация. Сизов и компания» вводит изменения в Коллективный договор на определенный срок.
2.Сам конфликт:
2*Первое столкновение
сторон происходит после того,
как пенсионерка Иванова М.И.
сообщает предприятию о том,
что она подала заявление в
Трудовую инспекцию о не
Эскалация конфликта наступает во время проверки ТнВ «Оренбургская областная алкогольная корпорация. Сизов и компания» Трудовой инспекции.
Сбалансированное
Завершение конфликта является его затухание, поскольку ТнВ «Оренбургская областная алкогольная корпорация. Сизов и компания» ожидает от бывшей работницы дальнейших столкновений – жалоб на организацию.
3.Послеконфликтная ситуация:
Частичная нормализация конфликта происходит после проверки, когда бывшая работница ТнВ «Оренбургская областная алкогольная корпорация. Сизов и компания» не требовала выплаты от предприятия.
Полная нормализация отношений между ТнВ «Оренбургская областная алкогольная корпорация. Сизов и компания» и пенсионеркой Ивановой М.И. происходит после окончания года и выплаты гражданки материальной помощи.
Формула данного конфликта:
1*Конфликтная ситуация + 2*Инцидент = Конфликт.
После выплаты материальной
помощи, уходящим на пенсию работникам,
согласно Коллективному договору, конфликт
между уже пенсионеркой и Союзом
завершился. Данный конфликт урегулировался
после истечения срока действия
изменения Коллективного
Инцидент между Ивановой М.И. и Союзом не было, если б Иванова не подала жалобу в трудовую инспекцию и дождаться окончания года. Союз же со своей стороны при данной ситуации мог выплатить данную помощь, но поскольку пенсионеров, в организации ушедших на пенсию много, могла бы сформироваться другая конфликтная ситуация, с другим бывшим работником.
Заключение
Конфликты - явление не всегда негативное. Для того, чтобы конфликт не стал разрушителем организации и ее привычного устоя необходимо им управлять. Как показывает практика, руководители тратят на разрешение конфликтов и конфликтных ситуаций до 20% своего рабочего времени.
Для эффективного управления
конфликтом руководитель должен быть
конфликтологически компетентен: он должен
знать виды конфликтов, знать, как
они возникают и протекают, каких
можно устранить и каковы будут
последствия. Однако важно также
знать, что на решение конфликта
также повлияют такие факторы, как:
причина конфликта, структура управления,
тип организации и метод
Руководитель должен помнить, что он - не участник конфликта, а лицо, от которого ждут помощи. Руководитель не в праве показывать эмоции, от него ждут независимого и правильного решения.
Глубокий анализ и решение конфликта возможны при зрелости и опыта работы с персоналом руководителя. Такая конструктивность в решении конфликта будет способствовать созданию атмосферы искренности в коллективе, что необходимо для успеха компании в целом.
В сложных ситуациях, где разнообразие подходов играет огромную роль, появление конфликтующих точек зрения надо поощрять. Статистике известно, предприятия, где открыто искали решение проблемы, были эффективнее, чем их конкуренты, не решающие и не управляющие конфликтом.
Список используемой литературы
1. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации / С.М. Емельянов. - СПб. : «Авалон», «Азбука - классика», 2006. - 256 с.
2. Курбатов В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 445 с.
3. Клок К, Голдсмит Д. Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий / К. Клок, Д. Голдсмит - М. : Претекст, 2007. - 244 с.
4. Кибанов А.Я. Этика
деловых отношений: учебник
5. Кощеева И.С., Колмыкова М.А. Конфликтология: учебно-методическое пособие / И.С. Кощеева, М.А. Колмыкова.- Оренбург: ГОУВПО «ОГИМ», 2005.-137 с.