Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:48, курсовая работа
Цель работы:
раскрыть теоретические основы психолингвистических методов.
Задачи работы:
1. Дать общее определение собственных методов психолингвистики.
2. Привести примеры применения психолингвистических экспериментов.
Введение
1. Определение психолингвистики. Разделы психолингвистики
2. Обзор психолингвистических методов
2.1 Эксперимент в психолингвистике
2.2 Назначение ассоциативные словарей в диагностике языковой картины мира и языковой личность
2.3 Пример применения семантического дифференциала Ч.Осгуда. Исследование уровня самооценки (методика Личностного Дифференциала)
2.4 Косвенные методики
2.5 Пример эксперимента Мак-Гинниса
2.6 Формирующий эксперимент
3. Примеры применения методов
психолингвистики в практических целях
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
1. Определение психолингвистики. Разделы психолингвистики
2. Обзор психолингвистических методов
2.1 Эксперимент в психолингвистике
2.2 Назначение ассоциативные словарей в диагностике языковой картины мира и языковой личность
2.3 Пример применения семантического дифференциала Ч.Осгуда. Исследование уровня самооценки (методика Личностного Дифференциала)
2.4 Косвенные методики
2.5 Пример эксперимента Мак-Гинниса
2.6 Формирующий эксперимент
3. Примеры применения методов
психолингвистики в практических целях
Заключение
Список использованной литературы
Цель работы:
раскрыть теоретические основы психолингвистических методов.
Задачи работы:
1. Дать общее определение собственных методов психолингвистики.
2. Привести примеры применения психолингвистических экспериментов.
Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и с психической деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания с психологией, уже в 19 веке вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознание. Так появилось психологическое направление в науке о языке. В 50-х годах 20 века образовалась новая пограничная с языкознанием наука — психолингвистика.
Психолингвистика – наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Она изучает процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Психолингвистика по предмету исследования близка к лингвистике, а по методам исследования ближе к психологии. Она возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно – иностранному языку; речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии; клиника центрально – мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная и космическая психология; судебная психология и криминалистика, например, распознание людей по особенностям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в компьютер; информатика).
Термин “психолингвистика” вошел в научный обиход с 1954 года после опубликования в США коллективной работы под этим названием (под редакцией Ч.Э. Осгуда и Т.А. Себеока), но идеи, близкие к проблематике психолингвистики, развивал в СССР еще в начале 30-х годов 20 века психолог Лев Семенович Выготский. В России тогда еще советской, развитие собственно психолингвистики началось с середины 60-х годов 20 века, прежде всего в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа велась также в институтах других городов страны.
Развившись на основе различных направлений психологистического языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление интернировать язык как динамичную систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека.
Психолингвистика появилась в 1946 году в США. В 1954 году Чарльз Осгуд дал определение психолингвистике – “Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы, принятого в данной культуре кода, и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающего”. Психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования. Дискурс – языковые, этнические, психологические условия реализации декодирования.
В науковедении различаются:
общие методы (анализ и синтез, сравнение и т.д.);
общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент и т.д.);
частные методы (например сравнительно-исторический метод в лингвистике).
Конкретный вариант того или иного метода называют методикой. Например, внутри метода семантического шкалирования выделяется методика семантического дифференциала Ч. Остгуда.
Психолингвистика — это психологическая наука, которая
"унаследовала" методы психологии и в то же время разработала собственные методы. Это экспериментальные методы — организация целенаправленного наблюдения, когда про плану исследователя частично изменяется ситуация, в которой находятся участники эксперимента.
Кроме собственных методов в психолингвистике используется:
наблюдение;
самонаблюдение (интроспекция);
разного рода формирующие методы (особенно в исследовании овладения родным и неродным языком);
метод лингвистического эксперимента.
Организуется экспериментальная ситуация. В эксперименте мы оставляем неименными все факторы потенциально влияющие на выбор и решение испытуемого, кроме того фактора который изучаем. Эксперимент в психологии — это обычно лабораторный эксперимент. Доля прямых экспериментальных методик невелика. Прямые — те методики, где регистрируемые изменения непосредственно отражают исследуемый феномен. Например, в методике вербального ассоциативного эксперимента мы получаем непосредственную информацию о структуре внутреннего лексикона испытуемых, т.е. о тех познавательных процессах, которые лежат в основе ассоциирования.
Например, методики семантического шкалирования. Испытуемый должен разместить слово на градуированной шкале, задаваемой антонимичными прилагательными типа "горячий-холодный", "легкий-тяжелый" в сответствии сос своей субъективной оценкой значения этого слова. Классической и наиболее разработанной методикой этого рода является "семантический дифференциал". Ч.Осгуда.
Вся наша жизнь это непрерывная ассоциативная цепь, которая лежит в основе речепорождения, откуда бессознательно формируется наивная картина мира. Существуют наивная и научная картина мира. Образ мира, запечатлённый в языке во многих деталях отличающийся от научной картины мира. Фрагмент языковой картины мира – это сумма моделей, дающих интерпретацию одного и того же понятия.
Ассоциативные словари — это словари дескриптивного типа, а не нормирующего.
Язык существует в 2 формах:
Сумма текстов, языковой материал.
В виде словарей и грамматик.
Ассоциативно-вербальная сеть служит новым способом представления языка, в котором обе формы сосуществуют. В ассоциативных словарях язык представлен во всех своих вариантах.
Типология ассоциативных экспериментов: Свободный эксперимент, направленный эксперимент, цепочный эксперимент.
Изучаются 2 типа ассоциаций:
Cинтагматические ассоциации.
Парадигматические ассоциации.
Статистически обработанные результаты массового эксперимента на свободные вербальные ассоциации, проведенного на определенном контингенте испытуемых, называются ассоциативными нормами.
В московской психолингвистической школе была разработана принципиально новая методика — стимул является не только нейтральная словоформа (существительное в им.падеже ед.числа, неопределенная форма глагола), а любая словоформа. Это позволяет получить информацию о " психолингвистической грамматике" (Уфимцева, 1979) [Цит.по А.А.Леонтьеву]
Выбор слов в экспериментальной ситуации зависит у испытуемого от его сознания. Испытуемый может выбор как единственно возможное решение. Например, в методике А.А.Брудного с "собиранием" разрезанного на куски текста испытуемый убежден, что текст можно собрать одним-единственным образом, и выбор этого "единственного" пути как раз и несет необходимую информацию о личности испытуемого (Брудный и Садыкбекова, 1976).
Ограниченность экспериментальных методик в сложности интерпретации результатов. Например, методике Г.В.Гусева. Методика построена по модели популярной игры в "балду". Оценивается степень осмысленности текста. О степени осмысленности судится по общению друг с другом и совместной деятельности испытуемых. Но в психологии нет простых и объективных способов ранжирования текстов по степени осмысленности текста.
В представленном ниже бланке содержится 21 полярная пара черт личности. Каждая из них при интерпретации соотносится с каким либо базовым фактором: Оценки (О), Силы (С), Активности (А).
Цель: Выявление самооценки, степени соответствия образа Я-настоящего, реального и Я-будущего, идеального.
Ход работы: 1-й этап — дать оценку степени выраженности качеств с точки зрения их желательности, 2-й этап — оценить те же качества с точки зрения их развитости в данный момент.
Обработка результатов:
Всем полученным оценкам приписывается знак "+" или "-" в соответствии с ключом.
Данные по конкретным параметрам суммируются в соответствии с ключом и с сохранением знаков. Отдельные параметры объединяются в комплексные признаки, факторы (Оценка, Сила, Активность). Эту операцию необходимо сделать дважды: первый раз для идеального образа Я, второй раз для реального образа Я.
Рассчитывается сдвиг значений в семантическом пространстве СП в соответствии с формулой: DАВ d 2АВ;
где DАВ — кратчайшее расстояние между значениями А и В в СП (А — идеальный образ Я, В — реальный образ Я);
d 2АВ — алгебраическая разность между координатами значений А и В на одном и том же факторе.
Составляется сводная таблица результатов группового исследования. Высчитываются средние значения данных группы на 1-м и 2-м этапе исследования
Проводится сравнительный анализ результатов, полученных на 1-м и 2-м этапе исследования по индивидуальным и групповым результатам.
Бланк ЛД
1. | Обаятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Непривлекательный |
2. | Слабый | 3 2 1 0 1 2 3 | Сильный |
3. | Разговорчивый | 3 2 1 0 1 2 3 | Молчаливый |
4 | Безотвественный | 3 2 1 0 1 2 3 | Добросовестный |
5 | Упрямый | 3 2 1 0 1 2 3 | Уступчивый |
6 | Замкнутый | 3 2 1 0 1 2 3 | Открытый |
7 | Добрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Эгоистичный |
8 | Зависимый | 3 2 1 0 1 2 3 | Независимый |
9 | Деятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пассивный |
10 | Черствый | 3 2 1 0 1 2 3 | Отзывчивый |
11 | Решительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Нерешительный |
12 | Вялый | 3 2 1 0 1 2 3 | Энергичный |
13 | Справедливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несправедливый |
14 | Расслабленный | 3 2 1 0 1 2 3 | Напряженный |
15 | Суетливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Спокойный |
16 | Враждебный | 3 2 1 0 1 2 3 | Дружелюбный |
17 | Уверенный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неуверенный |
18 | Нелюдимый | 3 2 1 0 1 2 3 | Общительный |
19 | Честный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неискренний |
20 | Несамостоятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Самостоятельный |
21 | Раздражительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Невозмутимый |
Информация о работе Примеры применения методов психолингвистики в практических целях