Примеры применения методов психолингвистики в практических целях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
раскрыть теоретические основы психолингвистических методов.
Задачи работы:
1. Дать общее определение собственных методов психолингвистики.
2. Привести примеры применения психолингвистических экспериментов.

Содержание работы

Введение
1. Определение психолингвистики. Разделы психолингвистики
2. Обзор психолингвистических методов
2.1 Эксперимент в психолингвистике
2.2 Назначение ассоциативные словарей в диагностике языковой картины мира и языковой личность
2.3 Пример применения семантического дифференциала Ч.Осгуда. Исследование уровня самооценки (методика Личностного Дифференциала)
2.4 Косвенные методики
2.5 Пример эксперимента Мак-Гинниса
2.6 Формирующий эксперимент
3. Примеры применения методов
психолингвистики в практических целях
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Методы психолингвистики.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

     Интерпретация результатов:

     Данные фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения

     Данные по фактору Силы (С) определяют самооценку развития волевых качеств

     Данные фактора Активности (А) соотносимы с понятиями экстраверсии и интроверсии. Так, положительные значения (+), указывают на высокую активность, общительность. Отрицательные значения (-) — на замкнутость, преобладание спокойных эмоциональных реакций.

     Чем больше сдвиг значений в СП (DАВ) тем больше рассогласование образа Я-реального и Я-идеального. И тем ниже самооценка.

     Также составляются следующие перечни:

      черты выделенные как доминирующие в структуре образа Я-идеального (отметка "3" на 1-м этапе заполнения бланка);

      черты, которые полностью соответствуют между реальными и идеальными образами личности 9по совпадению отметок на 1-м и 2-м этапе заполнения бланка);

      черты, по которым испытуемым отмечается значительное несоответствие (в 2 бала и более) между желаемым уровнем и выделенным при самооценке.

     Нужно учесть, что Личностный дифференциал изучает субъективное представление человека о себе, которое может быть далеко от реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Косвенные методики

 

     К примеру, в методике семантического радикала О.С.Виноградовой и Н.А. Эйслер (1959) для выводов об отношениях слов во внутреннем лексиконе использовалась регистрация сосудистых реакций испытуемого.

     При использовании косвенных методики наиболее частым используемым параметром является латентное время (длительность процессов). Классическим примером такой методики является методика Дж.Миллера (см. о ней Леонтьев А.А., 1969; Ильясов, 1968). Другими параметрами могут быть количество или характер ошибок (т.е. правильность); переключение внимания; паузы и задержки при производстве высказываний; объем и прочность запоминания и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Пример эксперимента Мак-Гинниса

 

      Исследователь пытался ответить на вопрос — существует ли перцептивная защита? Перцептивное игнорирование некоторых раздражителей было обнаружено во время клинических наблюдений в естественных условиях, однако возникает вопрос: можно ли вызвать этот феномен в контролируемых экспериментальных условиях? Одной из первых и наиболее известных попыток проверить эти наблюдения был эксперимент, который провел в 40-х годах Мак-Гиннис. Он экспонировал тахистоскопически 18 слов, среди которых были так называемые слова табу (непристойные слова). Показателем перцептивных действий было минимальное время экспозиции, необходимое для распознавания слова. Для определения эмоционального влияния, которое оказывают слова, измерялась кожно-гальваническая реакция. Мак-Гиннис установил три основных факта:

      для распознавания слов табу требуется более длительная экспозиция;

      КГР при этих словах была большей;

      испытуемые считали, что распознавали слова табу так же быстро, как и другие слова (цит. по: Osgood, 1953).

     Таким образом, оказалось, что эмоционально значимые слова труднее распознавать, чем нейтральные, причем эти затруднения могут субъектом и не осознаваться. Эти данные были признаны экспериментальным подтверждением феномена перцептивной защиты. Однако такой вывод был преждевременным.

     Мак-Гиннис повторил свой эксперимент, подобрав на этот раз слова с одинаковой частотой употребления и использовав в качестве испытуемых, помимо нормальных людей, еще и психически больных. В этом эксперименте Мак-Гиннис снова обнаружил различия во времени распознавания слов. Они отчетливо проявились у больных; у нормальных же испытуемых они были значительно меньше по сравнению с предыдущим исследованием.

     Однако критики тезиса о перцептивной защите выдвигают еще одно возражение. Как утверждают Хауэс и Соломон, отмеченное различие, по— видимому, обусловлено не трудностью распознавания слова, а трудностью его произнесения. Это значит, что защита является не столько перцептивной, сколько «исполнительной», и вызвана торможением воспроизведения того, что ранее было воспринято. В пользу возражения свидетельствует эксперимент, проведенный исследователем польского происхождения Р. Зайонцом. Чтобы выяснить, что именно вызывает затруднения у испытуемого:

восприятие или воспроизведение слова табу — этот автор предлагал своим испытуемым заучивать пары слов, среди которых были слова табу и нейтральные слова; затем отдельные слова, заученные испытуемым, предъявлялись при помощи тахистоскопа с указанием, чтобы он реагировал не словом, которое видит, а ассоциированным с ним словом. Таким образом, были возможны четыре ситуации.

      Испытуемый видит слово табу, произносит нейтральное слово (Т — Н).

      Испытуемый видит слово табу, произносит табу (Т—Т).

      Испытуемый видит нейтральное слово, произносит табу (Н — Т).

      Испытуемый видит нейтральное слово, произносит нейтральное (Н — Н).

     Проведя соответствующий анализ, Зайонц смог ответить на вопрос, обусловлено ли запаздывание реакции трудностями восприятия или воспроизведения. Если нарушения касаются восприятия, то система Т — И должна быть труднее, чем система Н — Н. Если же нарушения возникают при воспроизведении, система Н — Т должна оказаться труднее, чем Н — Н, а системы Н — Н и Т — Н не должны различаться. В результате анализа автор установил, что «порог распознавания зависел не от того, что видел испытуемый, а от того, что он должен был сказать, иными словами, эффект, описываемый как перцептивная защита, обусловлен нарушениями не восприятия, а выполнения» (Zajonc, 1962).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Формирующий эксперимент

 

              Его отличие от других видов психолингвистического (и вообще психологического) эксперимента в том, что исследуется не функционирование языковой способности, а а формирование этой способности, причем эксперимент состоит в том, что мы по-разному организуем способы формирования и сопоставляем эффективность полученных результатов. Так, при обучении детей чтению и письму на родном язвкеметодики, связаные с псирхологической коцепцией Эльконина-Давыдова, заведомо более эффективны, чем большинство "традиционных" методик, по целому ряду параметров. Формирующий эксперимент следует отличать от обучающего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Примеры применения методов

психолингвистики в практических целях

 

     Психолингвистика используется в овладении языком, как патопсихолингвистика, в инженерной психологии, в криминалистике, судебной психиатрии и др. областях практики, например, в рекламе.

     Работы по психолингвистике составляют значительную часть литературы, посвященной поведению потребителей. Это направление изучает психологические факторы восприятия речи и соответствующих реакций. Ниже мы приводим результаты исследований, полученные в этой области. Они отражают потенциальный вклад, который психолингвистика может внести в понимание и совершенствование процесса обработки информации:

     1. Слова, часто используемые в повседневном общении, лучше понимаются и запоминаются.

     2. Негативные слова (например, нет или никогда) воспринимаются хуже, чем позитивные или нейтральные.

     3. Вероятность неправильного понимания выше при восприятии пассивных предложений (например, «Товар был разработан компанией X»), чем активных (например, «Компания Х разработала товар»).

     Психолингвистика может оказаться полезной и при создании названий товаров. Компания Name Lab, которая помогает предприятиям придумывать подходящие названия их товарам, разработала такие названия, как “Acura”, Compaq”, “Senatra” и “ZapMail” при помощи «конструктивной лингвистики» — метода, в котором основные части или морфемы (наименьшие значимые части языка) комбинируются для получения требуемого значения.

     Предположим, что вам и вашему другу дали списки одних и тех же личных качеств, описывающих гипотетического человека, но характеристики в этих списках расположены в разном порядке. Повлияет ли это различие на то, как вы и ваш друг воспримете этого человека? Согласно исследованию С. Эша — несомненно.

     Существуют два основных типа факторов порядка. Первый тип — это новизна: стимулам, расположенным в конце цепочки, придается большее значение при окончательной интерпретации. Другой тип — первенство. Фактор первенства равнозначен выражению «первое впечатление», т. е. те стимулы, которые появляются вначале, оцениваются выше. К сожалению, невозможно предсказать, какой из эффектов будет иметь место в конкретной ситуации. Таким образом, если в рекламном обращении или из уст торгового представителя должны перечисляться многочисленные достоинства продукта, то необходимо проверить, какой порядок качеств окажется наиболее эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В работе я постаралась раскрыть собственно психолингвистичесские методы. За рамками изложения остались популярные психосемантические методы, метод контент-нализа и другие методы, которые используются не только в психолингвистике, а в других науках — психологии, социологии, лингвистике.

    К сожалению, в столь краткой работе невозможно привести примеры всего многообразия примеров методов психолингвистики. За пределами остались методы психосемантики В.Ф. Петренко. В рамках этого похода изучаются значения слов. Строятся, индивидуальны и этнические семантические пространства. В рамках психосемантики используется метод семантического дифференциала.

Достижения психолингвистики можно иллюстрировать известной экспертной компьютерной программой ВААЛ. В которой проводится фоносемантический анализ, контент-анализ. И достигаются множество целей: оценивать неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры слов на подсознание человека; генерировать слова с заданными фоносемантическими характеристиками; оценивать звуко-цветовые характеристики слов и текстов; производить словарный анализ текстов; осуществлять полноценный контент-анализ текста по большому числу специально составленных встроенных категорий и категорий, задаваемых самим пользователем; производить выделение тем, затрагиваемых в текстах, и осуществлять на основе этого автоматическую категоризацию; производить эмоционально-лексический анализ текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.              Лингвистический энциклопедический словарь.— М.,1990.

2.              Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание.— М,1979.

3.              Кодухов В.И. Введение в языкознание.— М,1987

4.              Рейковский Ян. Эмоции и познавательные процессы. Избирательное влияние эмоций.// Экспериментальная психология эмоций.— M.1979.-С.179-212.

5.              Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.-М., 1999.-288с.

6.              Личность: Психологический практикум/Сост.Н.Н.Мельникова и др. ЮУрГУ.-Челябинск, 2000.-84с.

Информация о работе Примеры применения методов психолингвистики в практических целях