Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 18:46, реферат
Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.
Детерминизм выступает прежде всего в формепричинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Бернар – особым устройством органических тел, позволяющим заблаговременно включать механизмы, способные удержать основные биологические процессы на стабильном уровне.
Впоследствии американский физиолог У. Кеннон, соединив бернаровские идеи с дарвиновскими, дал этому явлению специальное имя – гомеостазис.
Детерминация будущим, то есть событиями, которые, еще не наступив, определяют происходящее с организмом в данный момент, – такова особенность биологического детерминизма в отличие от механического, не знающего других причин, кроме предшествующих и актуально действующих.
С этим была связана радикальная инновация в понимании детерминизма, который отныне означал не «жесткую» однозначную зависимость следствия от причины, а вероятностную детерминацию.
Это открывало простор для широкого применения статистических методов. Их внедрение в психологию изменило ее облик. Здесь основоположником стал английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон.
В 1869 году вышла книга Гальтона «Наследственный
гений». В ней давался статистический
анализ биографических фактов и излагался
ряд остроумных соображений к распределению способностей.
Подобно тому, как люди среднего роста
составляют самую распространенную группу,
а высокие встречаются тем реже, чем больше
они отклоняются от нормы, точно так же,
полагал Гальтон, люди
отклоняются от средней величины и в отношении умственных способностей. Гальтон утвержда
Мы встречаемся здесь
с еще одним направлением мысли, возникшим
в психологии под влиянием эволюционной
теории. Принцип приспособления к среде
был одним из аспектов этой теории, но
в ней имелся и другой аспект – принцип
естественного отбора, в свою очередь
предполагающий действие механизма наследственности. Приспособлен
Под влиянием этого общебиологического подхода Гальтон выдвигает положение о том, что индивидуальные различия психологического порядка, подобно различиям телесным, могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности. Выдвигалась новая важная проблема – проблема генетических предпосылок развития психических способностей. Наносился еще один удар по концепциям, противопоставлявшим телесные качества человека душевным.
Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном, вооружили психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершенствованный английским математиком К. Пирсоном и другими последователямиГальтона, внес в психологическую науку ценные математические методики, в частности –факторный анализ.
Это дало мощный импульс детерминистскому объяснению индивидуальных различий между людьми, перспективность которого для будущего психологии, социальной практики преувеличить невозможно. С этим связано также широчайшее распространение методатестов.
Крупные сдвиги в строе биологического мышления изменяли трактовку психических функций. Новая «картина организма» требовала изучить эти функции под новым углом зрения. Вопрос о преобразовании психологии в специальную науку, отличную отфилософии и физиологии, возник, когда физиологами были открыты с опорой на эксперимент и количественные методы закономерные зависимости между психическими феноменами и вызывающими их внешними раздражителями.
Здесь
зародилось два главных направления: психофизика и пси
Сознание, каким оно мыслилось
со времени Декарта, и стало
считаться истинным предметом психологии.
Его отношение к организму в условиях,
когда он мыслился как физико-химическая
машина, которой правит закон сохранения
энергии, неотвратимо представлялось
по типу параллелизма. Признать сознани
С параллелизма и ассоцианизма
Отстоять свое собственное место среди других наук психология смогла лишь при условии открытия и изучения причинных связей и форм детерминации явлений, этим наукамневедомым и в их понятиях непостижимым.
Поскольку предметом психологии инициатор
Между тем этот вариант детерминистской интерпретации явлений все явственнее обнаруживал свою несостоятельность в силу несовместимости с успешно развивающейся под звездой нового детерминизма эволюционной биологией.
Учение об естественном отборе, как могучей силе, безжалостно истребляющей все, что не способствует выживанию организма, требовало отказаться от трактовки психики как «праздного» (по отношению к биологическим задачам) продукта нервного вещества.
На смену концепции Вундта, названной структурализмом, пришел под влиянием
биологических идей функционализм. Он сохранил прежнюю
версию о сознании, но
предпринял попытку придать ему роль деятельного
агента в отношениях между интересамиорганизма и возможно
Действие, исходящее от субъекта, рассматривалось как инструмент решения проблемы, а не механический ответ на стимул. Но конечной причиной самого телесного действия оставалось все то же, не имеющее оснований ни в чем внешнем, целеустремленное сознание субъекта, на которое возлагалась роль посредника между организмом и средой.
Функционализм, подобно структурализму, приним
Объективная телеология
живого, объясненная с позиций детерминизма
понятиями обестественном отборе Дарвина и о гомеостазе Бернара, подменял
Истинно психические детерминанты подобны тем, с которыми имеют дело другие науки. Они действуют объективно, то есть независимо от сознания, служа уникальными регуляторами взаимоотношений между организмом и средой – природной и социальной.
На рубеже XX века было
открыто, что реалии, запечатленные
в психологических категориях, не только
могут быть объяснены действием природных или социал
Содержание категорий психологического мышления обрело смысл особых детерминант. Система этих категорий выступила в методологическом плане как форма детерминизма, отличная от всех других его форм. Это был психический детерминизм. С его утверждением никто не мог оспаривать достоинство психологии как самостоятельной науки.
Первые крупные успехи
на пути перехода от биологического
детерминизма кпсихологическому
Гельмгольц как физиолог, объясняя ощущения, стоял еще на почве механодетерминизма.
Ощущение трактовалось как прямое порождение нервного волокна, которому присуща «специфическая энергия». Однако перейдя от ощущений к сенсорным образам внешних объектов, он внес в понятие о восприятии признаки, соотносившие его с неосознаваемыми действиями организма (глаза), которые строятся по типу логической операции («бессознательные умозаключения»). Само же ощущение, считал он, соотносится не только с нервным субстратом, но и внешним объектом, находясь с ним в знаковом отношении. Появилась схема построения образа.
Дарвин, непосредственно
занимаясь проблемами психологии, объясни
Сеченов ввел понятие о сигнальной роли чувствований (образов), регулирующих работу мышц. Будучи наделены чувственными «датчиками», мышцы уж сами несут информацию как об эффекте произведенного действия, так и об его пространственно-временных координатах. Тем самым принцип обратной связи объяснял роль чувственного образа и реального телесного действия в жизненных встречах организма со средой.
Таким образом, психический детерминизм утверждался
как особый вид саморегуляцииповедения организ
На обломках функционализма
возникают школы, стремившиеся покончить
с сознанием как верховным, устремленным
к цели агентом. Главные среди них – психоанализ,гештальтизм и би
Психоанализ поставил сознание
Гештальтизм заменил понятие о сознании как особом причинном агенте понятием о преобразованиях «феноменального поля».
Бихевиоризм вычеркнул понятие о сознании из психологического лексикона.
В поисках причинного объяснения психических феноменов эти школы явно или неявно обращаются либо к физическим представлениям об энергии и поле, либо к биологическому принципу гомеостазиса.
И в бихевиористских
моделях, и во фрейдистских представлениях
о стремлении психической энергии к разряду,
и в теориях поля, соответственно которым
психикой движут неравновесные «системы
напряжений», – во всех этих концепциях
запечатлен отразивший влияние физики и биологии псих
Но если в естествознании
понятия об энергии поля, гомеостазе и
др. отображают адекватную им реальность,
то в контексте психологических исканий
они приобрели характер метафор. Ведь, когда
говорилось об энергии мотива, напряжении
поля или стремлении системы к равновесию,
не предполагалось объяснение психического в категориях физики или физиолог
Психический детерминизм в силу своеобразия факторов, специфичных для человеческого уровня жизнедеятельности, укреплялся включением в структуру категорий признаков, почерпнутых в сфере социокультурных процессов. Поэтому развитиепсихического детерминизма шло по пути разработки таких объяснительных схем, которые формировались в своеобразном «диалоге» между естественными и социальными науками.
Наряду с теориями, стержнем которых служило причинное объяснение психики как творения природы, сложилось направление, ориентированное на изучение ее ускоренности в социальной жизни людей.
Эти теории исходили из того, что своеобразие жизни радикально изменило общий строй психической организации людей, утвердив над ними власть совершенно особых детерминант, отличных и от физических раздражителей, и от нервных импульсов. В роли детерминант выступили столь же объективные, как эти раздражители, но порождаемые не природой, а самими взаимодействующими между собой людьми, формы их социального бытия, их культуры.
Философские идеи о социальной сущности человека, его связях с исторически развивающейся жизнью народа получили в XIX веке конкретно-научное воплощение в различных областях знания.
Потребность филологии, этногра
Это внесло новый момент в исследования психической деятельности и открыло перспективу для соотношения этих исследований с исторически развивающимся миром культуры. Начало этого направления связано с попытками немецких ученых приложить схему И. Гербарта к умственному развитию не отдельного индивида, а целого народа.
Реальный состав знания свидетельствовал о том, что культура каждого народа своеобразна. Это своеобразие было объяснено первичными психическими связями «духа народа», выражающегося в языке, мифах, обычаях, религии, народной поэзии. Возникает план создания специальной науки, объединяющей историко-филологическое исследование с психическими. Она получила наименование «психология народов».
В научный оборот пошли факты, которые не интересовали физиологическую психологию. Однако опора на гербартианскую концепцию «статики и динамики представлений», уходящую корнями в индивидуалистическую трактовку души, не могла объяснить, каким образом факторы культуры формируют психический склад народа.
Радикально иную позицию
занял русский мыслитель А. Потебня. Он
стал инициатором построения культурно-
Вопрос о «духе народа», о национальном своеобразии его психологического склада рассматривался исходя из запечатленных в языке свидетельств исторической работы этого народа.
Английский философ Г. Спенсер, придерживаясь учения французского социолога О. Контао том, что общество является коллективным организмом, представил этот организм развивающимся не по законам разума, как полагал О. Конт, а по универсальному закону эволюции. Что касается интерпретации фактов, то эволюционно-биологический подход к культуре оказался бесперспективным в плане как социально-историческом, так ипсихологическом.
Информация о работе Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии