Принцип сознания и деятельности в трактовке С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 11:04, реферат

Описание работы

Они образуют органическое целое – не тождество, но единство». Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Сознание и деятельность являются, согласно С. Л. Рубинштейну, основополагающими характеристиками человеческого существования, конституирующими саму его человечность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Принцип сознания и деятельности в трактовке С. Л. Рубинштейна
и А. Н. Леонтьева……………………………………………………....4
3. Заключение……………………………………………………………..12
4. Библиографический список……………………………………………13

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Принцип сознания и деятельности в трактовке

С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………..3
  2. Принцип сознания и деятельности в трактовке С. Л. Рубинштейна

     и А. Н. Леонтьева……………………………………………………....4

3. Заключение……………………………………………………………..12

4. Библиографический список……………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принцип единства сознания и деятельности является основополагающим принципом деятельностного подхода в психологии. Данный принцип был сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном в следующей форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство». Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может  быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Сознание и деятельность являются, согласно С. Л. Рубинштейну, основополагающими характеристиками человеческого существования, конституирующими саму его человечность.

А. Н. Леонтьев, начавший разрабатывать ту же проблему в середине 30-х годов, впоследствии использовал термин «принцип деятельности». Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живет» в деятельности, которая составляет их «субстанцию»; сознание как образ является «накопленным движением», т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними», т. е. сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность - оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип единства сознания и деятельности в трактовке

С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

Разрабатывая свою философско-психологическую концепцию, С. Л. Рубинштейн вводит в качестве ее эпицентра субъекта, занимающего активную, творческую, самостоятельную позицию, окружающая действительность для которого выступает не только как система раздражителей, но, прежде всего, как объект действия и познания.

Разрабатывая теорию личности как субъекта единства сознания и деятельности, С. Л. Рубинштейн делает следующие важные теоретические обобщения относительно основных особенностей деятельности:

1. Деятельность субъектна, т. е. принадлежит человеку, а не животному и не машине, деятельность не может быть бессубъектной.

2. Деятельность осуществляется  в условиях совместной деятельности субъектов.

3. Деятельность предполагает взаимодействие  субъекта с объектом, т.е. всегда предметна, реальна, содержательна.

4. Деятельность сознательна и целенаправленна.

5. В деятельности творческой  и самостоятельной по своему  характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются, и прежде всего в ней они могут быть объективно исследованы.

Выделяя в качестве специфической особенности человеческой деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, С. Л. Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи.

В самой деятельности С. Л. Рубинштейн выделяет следующие ее существенные компоненты и конкретные взаимосвязи между ними: действие, операцию и поступок в их соотношении с целью, мотивом и условиями деятельности субъекта. Любой из компонентов деятельности не может быть определен вне его отношения к психике.

Поведение человека включает в себя систему действий и поступков и не сводится к совокупности реакций. Действие отличается от реакции принципиально иным отношением к объекту: так для реакции предмет это всего лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. В отличие от реакции действие - это акт деятельности, который направлен не на раздражитель, а на объект и выражает отношение субъекта к объекту. Отношение субъекта к объекту регулирует деятельность. Действие отличается от поступка, прежде всего, иным отношением к субъекту. Согласно С. Л. Рубинштейну, действие становится поступком, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение человека к другим людям.

По Рубинштейну, этот принцип единства сознания и деятельности гласит: человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности (изначально практической), а потому изучаться они могут, прежде всего, через их проявления в такой деятельности.

Неразрывная, органическая связь человека и его деятельности в процессе его формирования обобщается Рубинштейном как одно из важнейших условий единства личности - субъекта деятельности. Деяния, действия, поступки не бывают безличными и безликими, они совершаются не сами по себе, не независимо от человека. Это именно его деяния, он - их автор, исполнитель, несущий за них ответственность и самостоятельно формирующийся в процессе их обдумывания и осуществления. По мнению Рубинштейна, они тем самым «входят определяющим фактором в построение» субъекта.

Таким образом, единство сознания и деятельности выступает, прежде всего, в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики проявляются и раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: движение - действие - поступок. Сам факт хотя бы частичного осознания человеком своей деятельности - ее условий и целей - изменяет ее характер и течение.

Единство деятельности выступает в первую очередь как единство целей ее субъекта и тех его мотивов, которыми он руководствуется. Мотивы и цели деятельности - в отличие от таковых у отдельных действий - носят обычно интегрированный и обобщенный характер, выражая общую направленность личности. Это исходные мотивы и конечные цели. На различных этапах они порождают разные частные мотивы и цели, характеризующие те или иные действия.

Мотив человеческих действий может быть связан с определенной целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться на саму деятельность (как бывает в игре) или на один из результатов деятельности. Во втором случае побочный результат действий становится их целью.

С.Л. Рубинштейн отмечает: «Предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мотивами; с другой стоны, переживания человека становятся мотивами человеческой деятельности через соотношение с целями, которые он себе ставит. Соотношение одних и других определяет отправные конечные точки человеческих действий, а условия, в которых они совершаются в соотношении с целями, определяют способы их осуществления – отдельные операции, которые входят в их состав» [11].

Например, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно его, а в том, чтобы через эту деятельность проявить себя и получить общественное признание. Результат, составляющий цель действия, при различных условиях должен и может достигаться соответственно различными способами или средствами. Такими средствами являются, прежде всего, операции, входящие в состав. Поскольку действие приводит к результату - к своей цели в разных, изменяющихся условиях, оно становится решением задачи, т. е. более или менее сложным интеллектуальным актом.

Так внутри деятельности субъекта выступает сложное соотношение ее разноплановых компонентов: движение - действие - операция - поступок в их взаимосвязях с целями, мотивами и условиями деятельности. В центре этих разноуровневых взаимоотношений находится действие. Именно оно и является, по мнению Рубинштейна, исходной «клеточкой», «единицей» или «ячейкой» психологии. «Признание действия основной «клеточкой"» психологии означает, что в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии, т. е. зачатки у человека его побуждений, мотивов, способностей и т. д.» .

В 40-е и последующие годы Леонтьев опубликовал ряд своих статей и книг, в которых обобщенно представлена его точка зрения на соотношение деятельности - действия - операции в связи с мотивом - целью - условиями. Это прежде всего его "Очерк развития психики", затем "Проблемы развития психики" и "Деятельность, сознание, личность". Его позиция по данному вопросу состоит в следующем: «в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели» [8].

В своей теории деятельности Леонтьев выдвигал следующие научные идеи:

1. Деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.

2. Предметные потребности определяются  как внутренние состояния организма.

3. Развитие деятельности приводит  к возникновению психического  отражения реальности в ходе эволюции, т. е. деятельность порождает психическую жизнь.

4. Деятельность, помимо объективного  отражения реальности, переводит  образ в объективно-предметную  форму, которая может быть вещественной  или идеальной (т. е. нематериальной). Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании.

5. Существует несколько стадий  развития психики в онтогенезе:

- элементарная сенсорная психика;

- перцептивная психика (т. е. формирование  образа);

- стадия интеллекта (т. е. обеспечение  ориентации и адаптации организма в среде).

Согласно теоретическим взглядам А. Н. Леонтьева, «тело» деятельности образуют некоторые инвариантные единицы: предметные и структурные компоненты.

Предметное содержание деятельности (предметные компоненты) в деятельности субъекта образуют:

1) мотив – предмет, на который  направлена деятельность, или предмет  потребности;

2) цель – представление о  результате действия (что должно  быть достигнуто);

3) условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются  способы достижения цели;

4) цель, данная в определенных  условиях, представляет собой задачу  деятельности.

Структурные единицы деятельности составляют:

1)отдельная (особенная) деятельность, которая может быть выделена  по критерию побуждающих ее  мотивов;

2) действия – процессы, подчиняющиеся сознательно поставленным целям; могут быть относительно самостоятельными и входить в разные виды деятельности;

3) операции – способы осуществления  действий, непосредственно зависят  от условий достижения конкретных  целей;

4) выполнение задач осуществляется с помощью действий и операций.

Основными «составляющими» деятельности являются осуществляющие ее действия. Действие – это процесс, подчиненный сознательной цели. А. Н. Леонтьев отмечает, что «подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия» [5].

Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность и действия представляют собой подлинные и не совпадающие между собой реальности. Одно и тоже действие может осуществлять разные деятельности (иметь совершенно разные мотивы), переходить из одной деятельности в другую, являясь, таким образом, относительно самостоятельным. Справедливо и обратное: мотив может конкретизироваться в разных целях и породить соответственно разные действия.

Согласно А. Н. Леонтьеву, понятие деятельности связано с понятием мотива. «Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность – это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом».

Способы осуществления действий А. Н. Леонтьев назвал операциями [5]. Действия и операции, по мнению А. Н. Леонтьева, имеют разное происхождение, разную динамику и судьбу. Генезис действия лежит в отношениях обмена деятельностями, операция же есть результат преобразования действия, происходящего в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизации».

Таким образом, анализ психологического строения деятельности показывает, что категория целостной деятельности соотносима с понятием потребности и с понятием мотива, с определением их предметного содержания. Мотив побуждает человека к выявлению цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, удовлетворяющего мотив и потребность. В целом процесс, рассмотренный со стороны мотива, выступает в качестве особенной деятельности, со стороны цели – в качестве действия, со стороны условий осуществления действий – в качестве операции [5].

Взаимные переходы типа «деятельность – действие – операция» и «мотив – цель – условия» происходят постоянно. Подвижность «образующих» системы деятельности выражается, таким образом, в том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы, прежде относительно самостоятельные.

Информация о работе Принцип сознания и деятельности в трактовке С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева