Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:24, контрольная работа
Мир вокруг нас изменился - изменились и дети. Воспитание, основанное на страхе, больше не оказывает на них должного воздействия. Старые, основанные на запугивании, методы на самом деле лишь ослабляют родительский контроль. Угроза наказания только настраивает детей против родителей и побуждает их к бунту. Крик или удар уже не помогают установить контроль над ребенком, но просто убивают в нем желание слушать и сотрудничать. Родители стремятся к более полноценному общению с детьми, чтобы подготовить их к напряженной современной жизни, но, к сожалению, до сих пор используют при этом устаревшие методы воспитания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2
1. ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………. 3
2. ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ……………………………………………………. 6
3. НАКАЗАНИЕ РЕБЕНКА……………………………………………………… 11
4. ПООЩРЕНИЕ РЕБЕНКА……………………………………………………... 13
5. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ……………………………………………………….. 14
6. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………….. 16
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………. 18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
2 | |
1. | ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………. | 3 |
2. | ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ…………………………………………………… |
6 |
3. | НАКАЗАНИЕ РЕБЕНКА……………………………………………………… | 11 |
4. | ПООЩРЕНИЕ РЕБЕНКА……………………………………………………... | 13 |
5. | ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ……………………………………… |
14 |
6. | ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ………………………………… |
16 |
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… |
18 |
ВВЕДЕНИЕ
Мир
вокруг нас изменился - изменились и
дети. Воспитание, основанное на страхе,
больше не оказывает на них должного воздействия.
Старые, основанные на запугивании, методы
на самом деле лишь ослабляют родительский
контроль. Угроза наказания только настраивает
детей против родителей и побуждает их
к бунту. Крик или удар уже не помогают
установить контроль над ребенком, но
просто убивают в нем желание слушать
и сотрудничать. Родители стремятся к
более полноценному общению с детьми,
чтобы подготовить их к напряженной современной
жизни, но, к сожалению, до сих пор используют
при этом устаревшие методы воспитания.
Угроза наказания только настраивает
детей против родителей и побуждает их
к бунту. Усугубление наказания не оказывает
желаемого влияния на ребенка, но только
усиливает его негодование. В былые времена
наказание использовалось для того, чтобы
сломать своевольного ребенка. Возможно,
этот метод позволял добиваться от детей
послушания в прошлом, но не сейчас. Ныне
дети гораздо искушенней и разумнее, чем
прежде. Они понимают, когда родители ведут
себя нечестно и оскорбительно, и не склонны
терпеть это. Они возмущаются и бунтуют.
А самое главное, наказания и угрозы перекрывают
каналы общения между ними. Вместо того
чтобы способствовать решению проблемы,
родители становятся ее частью.
Используя наказание, родители становятся
ребенку врагами, от которых нужно таиться,
а не родителями, от которых можно ждать
помощи.
Когда родители кричат на ребенка, это только притупляет его способность слушать. Чтобы добиваться успехов в учебе, и - что еще важнее - конкурировать в условиях свободного рынка и строить прочные взаимоотношения с окружающими, современному человеку необходимо в полной мере владеть искусством общения. Лучше всего ребенок учится этому искусству, когда выслушивает родителей, а родители выслушивают его. Дети прислушиваются к родителям, когда родители прислушиваются к детям.
Что
бывает, если включить музыку слишком
громко? Вы просто перестаете ее слышать.
То же самое происходит и тогда, когда
родители постоянно чего - то требуют
от своих детей. Когда современные родители
кричат на детей, как делали их отцы и матери,
это производит совершенно другое воздействие.
Современный ребенок просто отключается,
и взрослые утрачивают контроль над ним.
1. Принципы позитивного воспитания ребенка
Существуют
пять важных принципов позитивного
воспитания, которые помогут детям найти
в себе силы для преодоления жизненных
трудностей и в полной мере развить внутренний
потенциал. На страницах этой книги вы
встретите целый ряд новых методов воспитания,
в основе которых лежит стремление донести
эти принципы до ребенка. Вот эти принципы:
1. Отличаться от других - нормально.
2. Совершать ошибки - нормально.
3. Проявлять негативные эмоции – нормально
4. Хотеть большего - нормально.
5. Выражать
свое несогласие - нормально, но
помни, что мама и папа - главные.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Отличаться от других - нормально. Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей распознать эти особые потребности и удовлетворить их. Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами. Дети также различаются в том, как они обучаются, и родителям важно осознавать эти различия, чтобы не расстраиваться понапрасну, сравнивая своих детей с другими. По типу усвоения знаний дети делятся на три категории: бегуны, ходоки и прыгуны. Бегуны обучаются очень быстро. Ходоки обучаются ровно, их успехи несложно заметить со стороны. И наконец, существуют прыгуны. Прыгунов воспитывать труднее всего. Создается впечатление, будто эти дети вообще не учатся и не добиваются никаких успехов, но затем в один прекрасный день они совершают скачок и обретают знания и навыки разом. Они - как поздние цветы. Обучение занимает у них больше времени.
2. Совершать ошибки - нормально. Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что - то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что то недопустимое. Ошибки - естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом.
Если дети видят, что родители всегда извиняются за допущенный промах, то они и сами постепенно приучаются брать на себя ответственность за свои ошибки. Вместо того чтобы заставлять детей просить прощения, родители должны сами служить им примером. Дети учатся на ролевых моделях, а не из лекций. При этом дети учатся не только ответственности; регулярно прощая родителям их ошибки, ребенок постигает важнейшее искусство прощения.
3. Проявлять негативные эмоции - нормально. Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста. Негативные эмоции нормальны, и о них необходимо беседовать. Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными. Вспышки гнева необходимы для развития ребенка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда. С другой стороны, не нужно задабривать ребенка, чтобы он не давал воли гневу, иначе он станет устраивать скандалы именно в те моменты, когда у вас нет возможности предложить ему тайм аут и эффективно разобраться с текущей проблемой.
4. Хотеть большего - нормально. Детям очень часто вбивают в голову, будто только нехороший, эгоистичный, испорченный ребенок хочет большего или огорчается, не получая желаемого. Родители изо всех сил стараются приучить детей к добродетелям благодарности, вместо того чтобы позволить им желать большего. «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть», - стандартный ответ на желание ребенка получить больше. Дети не знают, сколько им позволено просить, да им и неоткуда это знать. Даже взрослым бывает трудно определить, как много мы можем попросить, чтобы не обидеть человека и не показаться слишком требовательными и неблагодарными. Если даже у взрослых возникают сложности, как они могут не возникать у детей?
Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого.Если не позволить детям свободно просить, они так и не узнают, что они могут получить, а что - нет. Кроме того, когда дети просят, они быстро развивают умение вести переговоры.
5. Выражать свое несогласие - нормально, но помни, что мама и папа -главные. Нужно позволять детям говорить «нет», но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Наряду с возможностью хотеть большего и вести переговоры, позволение говорить «нет» дает им немало прав. Большинство родителей боятся дать детям слишком много прав, чтобы не разбаловать их. Одна из крупнейших проблем с современными детьми состоит в том, что им дают слишком много свободы. Родители почувствовали, что дети заслуживают того, чтобы иметь больше прав, но не научились при этом оставаться хозяевами положения. Если они при этом не используют такие техники позитивного воспитания, как тайм ауты, дети становятся слишком требовательными, эгоистичными и раздражительными. Давая детям свободу, нужно следить за тем, чтобы все - таки уверенно держать ситуацию под контролем. Позволяя детям говорить «нет», вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Это не значит, что вы всегда будете делать то, что хочет ребенок. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству. А особенно важно то, что дети могут сотрудничать, не подавляя при этом свое истинное существо. Человек, у которого не развито сильное чувство своего «я», становится легкой добычей для манипуляции и злоупотребления. Человека, не обладающего сильным самосознанием, могут даже притягивать ситуации, когда им управляют, ибо им владеет чувство собственной никчемности и страх проявить волю.
Умение
корректировать свою волю и желания
называется сотрудничеством, подчинение
своей воли и желаний называется
покорностью. Цель позитивного воспитания
- развить в детях склонность к сотрудничеству,
а не к покорности. Бездумно следовать
за родителями - нездоровая тенденция.
Признавая за детьми право чувствовать
и высказывать свое несогласие с нами,
мы способствуем развитию не только самосознания,
но и духа сотрудничества. Покорные дети
просто выполняют распоряжения; они не
думают, не чувствуют, не участвуют в процессе
активно. Дети, склонные к сотрудничеству,
участвуют в любом взаимодействии всем
своим существом, и это очень способствует
их развитию.
2. Общение с ребенком
Для того чтобы преодолеть сопротивление ребенка и побудить его к сотрудничеству, важнее всего научиться слушать и понимать его. Если ребенок противится сотрудничеству, значит, у него есть какое - то неудовлетворенное желание или потребность. Нужно определить их и высказать вслух. Стоит идентифицировать желание или потребность ребенка, и его сопротивление нередко исчезает. В этом случае одного факта, что родитель понимает причину сопротивления малыша, бывает достаточно, чтобы оно исчезло. Главная установка ребенка - самое сильное его желание и потребность - сотрудничать с родителями, радовать их и следовать за ними. Дети испытывают врожденную потребность следовать указаниям родителей; их величайшее желание - доставить родителям радость; их самое сильное стремление - сотрудничать. Однако эту главную установку нужно пробудить и питать - как любые другие таланты или способности. Вместо того чтобы искать способы манипулировать детьми при помощи страха и вины, позитивное воспитание сосредоточивается на том, чтобы пробудить в ребенке его естественное желание сотрудничать. Используя чувства страха и вины, можно эффективно установить краткосрочный контроль над детьми, но в итоге эти методы ослабляют стремление детей к сотрудничеству.
Нередко дети сопротивляются воле родителей потому, что хотят чего - то другого и полагают, что если бы они их поняли, то удовлетворили бы их желание.
Если ребенок чувствует, что окружен любовью и заботой, он естественно полагает, что родители изменили бы свою просьбу, если бы знали, чего он хочет или что ему нужно. Ребенок полагает, что родители изменили бы свои требования, если бы только поняли, насколько важны его желания и потребности.
Иногда сопротивление - всего лишь попытка сообщить, что он предпочел бы что-то другое. Стоит понять сопротивление малыша, и оно нередко сразу же сходит на - нет. Когда ребенок получает сигнал, что родители понимают, чего он хочет и как это важно для него, сопротивление немедленно снижается.
Недостаточно просто понимать детей: нужно научиться сообщать им о том, что мы поняли их. Если ребенок сопротивляется, причина этого коренится в том, что он думает, будто мама или папа не понимают его желания или потребности.
Уделить время для того, чтобы выслушать ребенка, гораздо важнее, чем вовремя привезти его на занятия футбольной секции. Хотя угрозы и неодобрение, в какой-то момент, помогают подавить волю ребенка и сэкономить ваше драгоценное время, в конце концов, это приводит к тому, что ребенок противится все больше. Если ребенку не позволено сопротивляться, недовольство постепенно накапливается в его душе и выплескивается как раз в тот момент, когда отцу или матери и без того трудно. Чтобы предотвратить это, нужно не жалеть времени в те моменты, когда оно у вас есть, и внимательно прислушиваться к сопротивляющемуся ребенку. Если у родителей нет времени, чтобы выслушать ребенка, значит, они не дают ему чего - то по - настоящему необходимого. Выслушать ребенка всегда намного важнее, чем успеть куда то вовремя. Если регулярно уделять несколько минут, чтобы выслушать ребенка, он автоматически станет внимательнее к родителям и будет отнимать у них меньше времени.