Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:44, реферат
Формирование блока принятия решений основано на учете следующего. Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких. Общая схема принятия решений:
а) осознание проблемы;
б) разрешение проблемы; при этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработку) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения;
МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Авторский проект по дисциплине инженерная психология на тему:
Принятие решения деятельности человека-оператора
Выполнили: Медерова А.
Нурбаева А.
Омаров Б.
Мелдебекова А.
Проверила: Бейсенбаева А.К.
Алматы 2014
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
План:
2. Уровни и этапы принятия решения
3. Роль принятие решения в деятельности человека-оператора
“Я считаю, что на всякое совещание следует собирать лишь ключевых работников, ответственных за принятие решений. Всем остальным лучше заниматься в это время своими прямыми обязанностями. Если в одной комнате собралось больше трех или четырех лиц, принимающих решения, можно быть уверенным, что существенной частью проблемы является именно избыточное число участников ее решения.”
Билл Гейтс
ВВЕДЕНИЕ
Та строгость экспериментального исследования, которая в психологии изначально была присуща, пожалуй, лишь бихевиоризму, к середине XX в. входит в научную культуру психологии труда. Количественные методы изучения профессиональной деятельности к 50-м гг. объединяются в отдельное направление – исследование операций. Интернируясь в последующем с экспериментальными методами изучения когнитивных процессов (восприятие, переработка информации, принятие решений) человека-оператора в социотехнических системах, т. е. в системах «человек-машина», они оформляются в инженерную психологию (находящую активное применение прежде всего на предприятиях оборонного значения, военных объектах, в крупных государственных организациях и объектах – АЭС, ГЭС, ТЭЦ и т. п.).
Формирование блока принятия решений основано на учете следующего. Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких. Общая схема принятия решений:
а) осознание проблемы;
б) разрешение проблемы; при этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработку) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения;
в) проверка решения;
г) коррекция выбора (там, где это возможно).
Выделяются два основных типа решений:
- детерминированные
(основанные на строгой логике)
- вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).
Знания об особенностях принятия решений позволяют нам как психологам лучше понять человека, а также используя данные знания скорректировать наши отношения в рабочем альянсе. В зависимости от того, какую цель преследует психолог, данные особенности принятий решений позволяют ему лучше использовать ресурсы другого человека.
Несмотря на то что процессы принятия решения в современных условиях управления формализуется и автоматизируется, руководствами постоянно приходиться пользоваться субъективный и интуитивным подходам в решении вопросов. Не даром управления считает от части наукой, от части искусством. Управления в большинстве случаев – открытая система, в которой постоянно возникают новые факты и утрачивает значение старые, в которой не обходимо принимать во внимание всю поступающую информацию и тщательно учитывать многие другие факты которые могут в будущем оказать гораздо большие воздействия, чем можно предположить в настоящий момент. Предварительный анализ ситуации и процесс принятии решения состоится, согласно К. Павелке (11), последующей схеме :
Анализ фактов и принятие решения- это процесс обязательный повседневной работе с кадрами, когда требуется решить, принять специалиста на предприятие или нет. Данный процесс имеет место и в том случае, если необходимо пояснить последствие внедрения компьютеров (частности, воздействия этого поведения личности и коллектива), то есть проанализировать ситуацию и принять решение самой современной научной области, весьма сложной и специфической . Схема процесса принятие решения соответствует в основном этапах (фазам) исследование по проблемам стоящим перед психологом. На пример, изучение проблемы чрезмерной текучестей кадров с целью стабилизации коллектива будет осуществляется приведенной выше последовательности (186 стр).
Самым важным для работника управления является тот факт, что при определении критериев следует учитывать прежде всего человеческий фактор. Если подходить формально, то можно выбрать вариант решения, которой окажется наиболее выгодной. Однако следствия его может стать повышение заболеваемости, текучести кадров, утрата рабочими мотивациями к достижению высоких производственных показателей. По этому вариант максимальной эффективности не равнозначен варианту оптимальной эффективности.
Д. Шварцер (7) подробно рассматривает влияние субъективности человеческого фактора на возникновение ошибок в процессе принятие решения. Встречается так называемая фанатик решении, который любому малозначительному факту придает слишком большое значение и считает его причиной принятия решения. Другой тип руководителя – это поверхностный внутренне нерешительной человек, которой колеблется, не зная, какому варианту решения отдать предпочтения, поскольку у него нет твердой линий поведения. Так называемой неврастеник не терпит положения, когда не решено какая-либо проблема. Он тотчас созывает конференции, советы и требует принятие решения. Противоположный тип – руководитель, который не видит никаких проблем, и по его мнению всегда все в порядке. Импульсивный тип – реагирует аффективно и часто принемает решение не обдуманно, поскольку импульсивно выбирает случайный вариант. Встречается тип руководителя, решающий трудные вопросы по ситуации (интуитивный тип). Такой руководитель избегает систематического рассмотрения проблем, но у него всегда под рукой несколько «наверняка правильно» вариантов решений (187стр).
Различные психологические типы работников управления могут оказать положительное или отрицательное воздействие на процесс принятия решения, причем воздействие тем большее, чем неопределеннее решение. Несмотря на высокий уровень формализации принятия решения, личностный фактор влияет роль с управлении. Он может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного элемента, и с этим необходимо считается при выборе стратегии принятия решений (188 стр) .
Деятельность человека-оператора, например, при решении определенной технологической задачи состоит из следующих этапов:
На всех этапах деятельности человека-оператора возможны сбои и отказы. В работе [16] приводится подробная классификация ошибок человека-оператора. Под ошибкой понимается возникающий в процессе деятельности оператора преходящий отказ, называемый так в противоположность устойчивому отказу, вызывающему нарушение работоспособности системы
Интенсивное развитие вычислительной техники и ее широкое использование в АСУ различных уровней и назначения обусловливают актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективного взаимодействия человека-оператора и ЭВМ в рамках единой системы «человек—ЭВМ». Эти исследования охватывают широкий спектр вопросов от психологического анализа различных режимов работы ЭВМ (режима с разделением времени, режима пакетной обработки и т. д.) до инженерно-психологической разработки процесса общения человека с ЭВМ при совместном решении задач и оптимизации системы «человек—ЭВМ». К сожалению, выполненные к настоящему времени исследования весьма фрагментарны и их результаты не дают возможности представить состояние проблемы в целом. Однако имеющиеся данные дают основание для постановки и исследования ряда весьма важных инженерно-психологических вопросов.
С психологической точки зрения автоматизированная система управления есть деятельность людей, опосредованная ЭВМ, т. е. деятельность по преобразованию информации с использованием машин. В зависимости от типа системы управления, в которую включен человек, ее назначения и от используемой техники можно выделить различные формы взаимодействия в системе «человек—ЭВМ». В одних случаях человек принимает решение и выполняет управляющие действия, а функции ЭВМ состоят в сборе, первичной обработке, хранении информации выдаче ее по требованию человека. В других — ЭВМ работает в режиме советчика, предлагая человеку те или иные варианты возможных решений; функции человека состоят в том, чтобы выбрать из этих вариантов наиболее целесообразный, внести уточнения и т. п. В третьих — функции управления разделяются между человеком и ЭВМ, в четвертых — за человеком остаются функции контроля и резервирования, а управление в целом осуществляется ЭВМ.
Таким образом, в системах управления с ЭВМ человек выполняет самые разнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и кончая принятием ответственных решений на высших уровнях управления. Следовательно, инженерно-психологический анализ АСУ связывается с решением комплекса весьма сложных задач. Понятно, что при этом задачи инженерной психологии не должны ограничиваться проектированием и оценкой только согласующих средств, таких как индикаторные устройства и пульты ввода информации, хотя они, без сомнения, делают возможным, ускоряют, расширяют или усиливают взаимодействие человека с ЭВМ.
Решение задачи распределения функций тесно связано с психологическим исследованием основных функций, выполняемых оператором в АСУ. Одной из наиболее важных функций, как известно, является функция принятия решений, посредством которой оператор выявляет проблемы, осуществляет диагностику, прогноз и планирование. Понятно, что уровень изученности процесса принятия решений человеком будет во многом определять пути и методы организации эффективного взаимодействия человека и ЭВМ. Надо сказать, что, несмотря на громадное число исследований по этому вопросу, имеется мало данных о действительной структуре принятия решений опытными профессиональными работниками. Особенно это справедливо для условий применения ЭВМ. Здесь наряду с достаточно традиционными проблемами, такими как особенности восприятия основных форм машинного вывода данных, выбор предпочтительных форм взаимодействия, возникает целый ряд принципиально новых: выбор стратегии и тактики и формирование критериев оптимальности решения; оценка последовательности и построения управляющих воздействий; особенности использования различных языков обмена и способов их построения — фазового, анкетного, дихотомического; организация диалога, эффективность интерактивных процедур обмена при принятии оперативных решений и т. д.[глава 4, §10 ...109c].
2. Уровни и этапы принятия решения
Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки информации человеком, группами людей, системами “человек—машина”. Естественно, что эта сложная комплексная проблема включает
Психологические аспекты проблемы связаны главным образом с анализом роли и места процессов принятия решения в системе целенаправленной сознательной деятельности человека. Одной из существенных особенностей процессов принятия решения является то, что в этой процедуре наиболее полно реализуются как отражательные, так и регуляторные функции психики. Поэтому одним из перспективных направлений психологического исследования является изучение этих процессов в связи с тремя основными формами психического отражения и соответственно тремя уровнями психической регуляции деятельности (сенсорно-перцептивные процессы, представления, рече-мыслительные процессы).
Как отмечает П. К. Анохин, “понятие “принятие решения” появилось в процессе разработки различных больших и малых систем, когда стало важным определить этап, на котором заканчивается формирование и начинается исполнение Какого-либо акта, т. е. можно сказать, что система приняла решение”. При этом в процессе принятия решения выделяются два основных этапа: информационной подготовки решения и собственно процедуры принятия решения.
Информация о работе Принятие решения деятельности человека-оператора