Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:35, реферат
Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в деятельности. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования – системы “человек – техника”. Понятие системы “человек – техника” используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек, и сложные технические устройства.
Введение 2
1 Общая характеристика мышления. 4
2 Особенности этапа принятия решения в деятельности оператора. 10
3 Типы принятия решения в операторской деятельности. 12
Заключение 18
Список используемой литературы 19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Общая характеристика
мышления.
2 Особенности этапа принятия решения в деятельности оператора. 10
3 Типы принятия решения
в операторской деятельности.
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В введении хочется рассмотреть инженерную психологию как науку. Инженерная психология – наука, изучающая системы “человек – техника” с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:
- конструирования техники
и организации управления
- подбора людей, обладающих
необходимым уровнем
- профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.
Инженерная психология как
наука имеет двойственный характер.
С одной стороны, это самостоятельная
психологическая дисциплина, изучающая
человека во всей полноте проявлений
психики в деятельности. С другой
стороны, в инженерной психологии имеет
место выраженный технический, инженерный
аспект, касающийся конструирования
техники. Это обусловлено особенностью
самого двойственного по своей природе
объекта исследования – системы
“человек – техника”. Понятие системы
“человек – техника” используется
как обобщающее. Оно может быть
отнесено как к случаям, когда
система включает одного человека и
одно или несколько технических
устройств, так и к случаям, когда
система включает несколько человек,
и сложные технические
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.
Мышление — психический
процесс отражения и познания
существенных связей и отношений
предметов и явлений
Мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т. п.).
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ
Мышление — активный процесс
отражения объективного мира в форме суждений,
понятий, умозаключений. Мышление как
социально обусловленный психический
процесс неразрывно связано с речью (и
языком). В отличие от ощущений, восприятия
и представлений, мышление есть процесс обобщенного и
Различают наглядно-
Наглядно-действенное мышление — анализ и синтез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними.
Наглядно-образное мышление — процесс трансформации перцептивных образов и представлений объектов (например, мысленное вращение объекта, его реконструкция и т. п.). Теоретическое мышление выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждений.
Образное мышление — процесс отражения и соотношение текущей информации о состоянии объекта с ранее накопленной информацией. Понятийное и образное мышление в реальной трудовой деятельности выступают в тесном единстве, переходят одно в другое, что обеспечивает конкретное отражение проблемной ситуации.
Словесно-логическим или понятийным мышлением называется процесс отражения в создании человека существенных связей и отношений между предметами и явлениями материального мира.
Для инженерной психологии особое значение
Основными компонентами оперативного
мышления являются структурирование (которое проявляется в
В практике операторской деятельности встречаются следующие категории задач (по сложности):
Выявлено три этапа процесса решения. На первом этапе наблюдается стремление действовать только с одним элементом ситуации. На втором этапе имеет место группировка элементов определенным образом. Третий этап состоит в выработке общих принципов решения данной задачи. В деятельности оператора существенную роль играет образное или наглядное мышление, т. е. оперирование представлениями реальной ситуации, воссозданными на основе принятой и декодированной информации.
Мышление оператора не исчерпывается принятием дедуктивных решений, так как его деятельность обычно протекает в затрудненных условиях, а обслуживаемая, им техника чрезвычайно сложна. Поэтому оператор должен не только соотносить информацию с управляемым объектом, но и реконструировать ее.
В большинстве случаев диспетчер обнаруживает сигнал на фоне шумов. И здесь информация преобразовывается таким образом, что по заданному следствию нужно найти вызвавшую его причину. Только в этом случае оператор сможет уверенно выделить сигнал на фоне шума, восстановить искаженный образ сигнала. В отличие от дедуктивных решений, где оператор переходит на основе знания инструкции от причины к следствию, от сигнала к действию, в данном случае его мышление развивается как бы в противоположном направлении от следствия к причине. Движение мысли от следствия к причине принято называть абдуктивными операциями, а находимые таким путем решения — абдуктивными. Абдуктивные решения в отличие от дедуктивных характеризуются большей степенью неопределенности, так как одно и то же следствие (один и тот же сигнал) может вызываться (искажаться) разными причинами.
Так же выделяют
Мыслительные операции.
В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.
Синтез – это мыслительная
операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом
процессе мышления переходить от частей
к целому. Анализ и синтез обычно
выступают в единстве. Они неразрывны,
не могут существовать друг без друга:
анализ, как правило, осуществляется
одновременно с синтезом, и наоборот.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая
тождество и различие явлений и их свойств,
позволяющая произвести классификацию
явлений и их обобщение.
Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.
Классификация – группировка
объектов по существенным признакам. В
отличие от классификации, основанием
которой должны быть признаки, существенные
в каком-то отношении, систематизация
иногда допускает выбор в качестве
основания признаков
Суждения образуются двумя способами: непосредственно,
когда в них выражают то, что воспринимается;
опосредованно – путем умозаключений
или рассуждений.
Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.
Информация о работе Принятие решения в операторской деятельности