Принятие решения в операторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в деятельности. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования – системы “человек – техника”. Понятие системы “человек – техника” используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек, и сложные технические устройства.

Содержание работы

Введение 2
1 Общая характеристика мышления. 4
2 Особенности этапа принятия решения в деятельности оператора. 10
3 Типы принятия решения в операторской деятельности. 12
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

P_2.docx

— 39.42 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                     2

1 Общая характеристика  мышления.                                                        4

2 Особенности этапа принятия  решения в деятельности  оператора.  10

3 Типы принятия решения  в операторской деятельности.                 12

Заключение                                                                                           18

Список используемой литературы                                                         19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  В введении хочется рассмотреть инженерную психологию как науку. Инженерная психология – наука, изучающая системы “человек – техника” с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

- конструирования техники  и организации управления технологическим  процессом;

- подбора людей, обладающих  необходимым уровнем индивидуально-психологических  профессионально важных качеств для работы с определенной техникой;

- профессиональной подготовки  людей, использующих в своей  трудовой деятельности сложные  технические устройства.

Инженерная психология как  наука имеет двойственный характер. С одной стороны, это самостоятельная  психологическая дисциплина, изучающая  человека во всей полноте проявлений психики в деятельности. С другой стороны, в инженерной психологии имеет  место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования  техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе  объекта исследования – системы  “человек – техника”. Понятие системы  “человек – техника” используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда  система включает одного человека и  одно или несколько технических  устройств, так и к случаям, когда  система включает несколько человек, и сложные технические устройства.

Мышление – это социально  обусловленный, неразрывно связанный  с речью психический процесс  поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

Мышление — психический  процесс отражения и познания существенных связей и отношений  предметов и явлений объективного мира.

Мыслительный процесс  — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия  задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями  и образами и который завершается  каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЫШЛЕНИЯ

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в форме суждений, понятий, умозаключений. Мышление как социально  обусловленный   психический  процесс неразрывно связано с речью (и языком). В отличие от ощущений, восприятия и представлений, мышление есть  процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Различают наглядно-действенное,  наглядно-образное, словесно-логическое, оперативное и теоретическое  мышление.  

Наглядно-действенное  мышление — анализ и синтез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними.

Наглядно-образное мышление — процесс трансформации перцептивных образов и представлений объектов (например, мысленное вращение объекта, его реконструкция и т. п.). Теоретическое мышление выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

Образное  мышление — процесс отражения и соотношение текущей информации о состоянии объекта с ранее накопленной информацией. Понятийное и образное мышление в реальной трудовой деятельности выступают в тесном единстве, переходят одно в другое, что обеспечивает конкретное отражение проблемной ситуации.

Словесно-логическим или понятийным мышлением называется процесс отражения в создании человека существенных связей и отношений между предметами и явлениями материального мира.

Для инженерной  психологии особое значение имеет  оперативное мышление. Под оперативным мышлением понимается такой процесс решения практических задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий (плана операций), обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации и систему ее мысленных и практических преобразований. Отражение общих свойств и существенных взаимосвязей между явлениями здесь сочетается с преобладанием наглядности. Наглядный образ ситуации как бы вбирает себя всю ту сумму знаний, которая получена путем дискурсивного мышления.

Основными   компонентами   оперативного   мышления   являются структурирование (которое проявляется в образовании  более крупных единиц на основе связывания элементов ситуации между собой), динамическое  узнавание (узнавание частей конечной ситуации в исходной проблемной ситуации) и формирование алгоритма решения (выработка принципов и правил решения задачи, а также определение  последовательности   действий).

В практике  операторской  деятельности   встречаются следующие категории  задач (по сложности):

  1. Простейшие – стереотипные (стандартные). Решаются  по строго заданному алгоритму.
  2. Мыслительные  задачи. Для их решения оператор должен располагать соответствующими способами и правилами действий. В их решении задействовано оперативное мышление.
  3. Проблемные задачи. Носят творческий характер. Для их решения нет стандартного  алгоритма. Для их решения необходимо  оперативное мышление.

Выявлено три этапа процесса решения. На первом этапе наблюдается  стремление действовать только с одним элементом ситуации. На втором этапе имеет место группировка элементов определенным образом. Третий этап состоит в выработке общих принципов решения данной задачи. В деятельности оператора существенную роль играет образное или наглядное мышление, т. е. оперирование представлениями реальной ситуации, воссозданными на основе принятой и декодированной информации.

Мышление  оператора не исчерпывается принятием  дедуктивных решений, так как его деятельность обычно протекает в затрудненных условиях, а обслуживаемая, им техника чрезвычайно сложна. Поэтому оператор должен не только соотносить информацию с управляемым объектом, но и реконструировать ее.

В большинстве случаев диспетчер обнаруживает сигнал на фоне шумов. И здесь информация преобразовывается таким образом, что по заданному следствию нужно найти вызвавшую его причину. Только в этом случае оператор сможет уверенно выделить сигнал на фоне шума, восстановить искаженный образ сигнала. В отличие от дедуктивных решений, где оператор переходит на основе знания инструкции от причины к следствию, от сигнала к действию, в данном случае его мышление развивается как бы в противоположном направлении от следствия к причине. Движение мысли от следствия к причине принято называть абдуктивными операциями, а находимые таким путем решения — абдуктивными. Абдуктивные решения в отличие от дедуктивных характеризуются большей степенью неопределенности, так как одно и то же следствие (один и тот же сигнал) может вызываться (искажаться) разными причинами.

Так же выделяют

  • Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.
  • Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
  • Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
  • Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
  • Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.
  • Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

 

 

Мыслительные операции.

В психологии выделяют следующие  операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое. 

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом  процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. 
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. 

Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим  и существенным признакам. Обобщение  может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень –  соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в  группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.

Классификация – группировка  объектов по существенным признакам. В  отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении. Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. Логические формы мышление В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими. Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. 
Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть истинными  или ложными, общими, частными и единичными.

Информация о работе Принятие решения в операторской деятельности