Природа человеческой агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 23:24, реферат

Описание работы

Человек - весьма агрессивное существо, ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным, a порой - непредсказуемым. Цель данной работы – изучить игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: • рассмотреть виды игр; • исследовать структуру игры и уровни развития; • психология игра деятельность дошкольник.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 68.12 Кб (Скачать файл)

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к  более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения  школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение  зачастую не только не уменьшает агрессивность  детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку  служит косвенным доказательством  силы и независимости последних. Тем не менее, именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным  часто означает «казаться или  быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы (или испытания  новичков). Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство  принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для  оправдания ее внутригрупповой и  внешней агрессии. Так, например, любое  проявление насилия по отношению  к «не членам группы» оправдывается  заверениями типа - «они предатели... мы должны защищать своих... мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

Таким образом, агрессивное поведение  достаточно обычное явление для  детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение  выполняет ряд важных функций. В  норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.

У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны, поскольку  определяются преимущественно их индивидуальными  особенностями. В качестве индивидуально-личностных характеристик [2], потенцирующих агрессивное  поведение, обычно рассматривают такие  черты, как боязнь общественного  неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство  стыда вместо вины.

Можно говорить об особой категории  людей - экстремистах, проявляющих агрессию либо крайне часто, либо в крайних  формах. Экстремисты, в свою очередь, отчетливо подразделяются на две  группы: со сниженным и повышенным самоконтролем. Первые в силу слабо  развитых сдерживающих механизмов склонны  к постоянному проявлению агрессии, вторые - способны длительно воздерживаться даже от сильных провокаций, но проявлять  крайние формы агрессии (вплоть до брутальных), когда внутренние ресурсы уже иссякают.

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. Как известно, под фрустрацией  понимают состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности  или достижения цели. Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. В целом фрустрация - весьма распространенное явление, и люди существенно различаются  по способности справляться с  ней. Если же агрессивное поведение  успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с  законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации.

Если оценивать влияние другого - полового (гендерного) фактора, - то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие  Уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) - косвенной и  вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.

При всей важности возрастного, тендерного и индивидуального факторов, ведущее  значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств  массовой информации на агрессивное  поведение личности. Сторонники негативного  влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет [2]. Они обнаружили, что тяжесть; совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами - агрессивные фантазии - отождествление себя с персонажем - 1 усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на 4 людей - повторение агрессивных действий - использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях - подкрепление - агрессивные привычки - неразвитые социальные и учебные умения - фрустрация - чрезмерный просмотр телепередачи т. д.

Формирование агрессивного поведения  через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, увиденное  должно выглядеть реально и захватывать. Во-вторых, увиденное должно восприниматься именно как агрессия. В-третьих, агрессия перенимается, когда зритель отождествляет  себя с агрессором, а потенциальный  объект агрессии для конкретной личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. Следующим принципиальным условием научения является то, что  в результате агрессии герой достигает цели или получает удовольствие, значимое для зрителя.

В целом просмотр агрессивных сцен, видимо, не оказывает предполагаемого  прямого негативного воздействия  на большинство взрослых людей, поскольку  само восприятие определяется совокупностью  внутренних и внешних условий. Реакции  людей на сцены насилия могут  быть самыми различными: отвращение, неприятие, виртуализация (восприятие изображаемых событий как нереальных), только в некоторых случаях - восхищение или стремление подражать. Тем не менее, негативное влияние СМИ на развитие детей и подростков вызывает справедливые опасения и требует  специального изучения.

В то время как влияние средств  массовой информации на поведение личности остается не вполне понятным, семья  в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Хорошо известно, что агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым людям или  конкурентам. Психологическое или  физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы проявления агрессии в семье разнообразны. Это  могут быть прямое физическое или  сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать  агрессивное поведение сами или  могут подкреплять нежелательные  действия ребенка, например выражая гордость его победой в драке.

1.3 Агрессия и противоправное поведение

Кажется очевидным тот факт, что агрессия и делинквентное (противоправное) поведение взаимосвязаны. Действительно, противозаконные действия по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей (убийство для получения жилплощади, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства денег). В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется враждебное поведение. Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного поведения запрещается законом и контролируется государством.

Взаимосвязь между делинквентным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов, прежде всего, может быть следствием подражания. В качестве образцов для подражания могут выступать родственники, сверстники, другие значимые люди. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы - все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.

В других случаях агрессивное противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины. Склонность к противозаконным  действиям также наблюдается  в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни. Следующая форма агрессивного поведения может быть связана  с органическими нарушениями  нервной системы. Такой правонарушитель  склонен к насилию преимущественно  вследствие эффективности, застревания на переживаниях, импульсивности или интеллектуального снижения. Отдельную (немногочисленную) группу правонарушителей составляют также те психотические больные, болезненное состояние которых сопровождается неожиданными немотивированными взрывами агрессии (что редко бывает связано с их устойчивой антиобщественной направленностью).

На практике, например для определения  меры ответственности и вида наказания, важно различать патологическую и непатологическую формы агрессивного поведения. Непатологическая форма, как  правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения  и способностью к компенсации  в благоприятных условиях. Например, агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими. Патологическая же агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности и их динамикой. Можно выделить следующие признаки патологических изменений: агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием сверхценных идей мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия, главным признаком которой являются нарушения в сфере влечений, проявляющиеся, в частности, в переживании положительных эмоций при причинении физической боли или нравственных страданий другому человеку [1, 9, 14]. Например, в случае патологической агрессии обычное критическое замечание может спровоцировать такой уровень злобы, при котором нарушается сознание, и человек, не помня себя, совершает убийство.

Особый случай агрессивности представляют серийные и внешне почти не мотивированные противоправные действия. По мнению Э. Фромма [16], они носят характер злобной разрушительности и садистской жестокости, возникают внезапно и неожиданно для окружающих и близких людей. Такая форма агрессии, по мнению автора, не имеет явных биологических или экономических причин и составляет реальную проблему человечества.

Стремясь ответить на вопрос о природе  противоправной агрессии, А. Бандура  и Р. Уолтере [1] исследовали социальные условия становления и личностные особенности подростков с устойчивым антиобщественным поведением. По мнению авторов, подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию (особенно дома). Авторы предполагают, что неспособность устанавливать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественной направленности.

Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться  в эмоциональной зависимости. Они  менее доброжелательно относятся  к сверстникам, часто смешивают  секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение. Они во многом напоминают маленьких  детей, чьи импульсы подчиняются  больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически  во вред себе, потому что в результате своих действий еще более лишаются привязанностей и попадают под жесткий  контроль представителей власти, к  которым не испытывают ни доверия, ни уважения. Тем не менее, в условиях жестко регламентированного внешнего контроля (заключения) они нередко  чувствуют себя комфортно, порой  даже более, чем на свободе.

Тот факт, что, несмотря на повторные  и серьезные наказания агрессивное  антисоциальное поведение трудно изживается, приводит многих исследователей к выводу, что такой нарушитель практически  не способен учиться на опыте. Возможно, это связано с тем, что заслуженное  наказание практически никогда  не следует немедленно за проступком или не наступает вовсе. Уверенность  в том, что агрессия (преступление) останется безнаказанным играет существенную роль в поддержании  антисоциального поведения.

Таким образом, агрессивность и  делинквентность оказываются тесно связаны. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Следует признать, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь говорить о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях - общества, семьи и малых групп, самой личности.

Информация о работе Природа человеческой агрессии