Природа человеческой агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 23:24, реферат

Описание работы

Человек - весьма агрессивное существо, ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным, a порой - непредсказуемым. Цель данной работы – изучить игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: • рассмотреть виды игр; • исследовать структуру игры и уровни развития; • психология игра деятельность дошкольник.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 68.12 Кб (Скачать файл)

Игра способствует становлению  не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения  ребенка. Механизм управления своим  поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем  проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие  образца поведения, которому следует  ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или  иные требования взрослых, а образ  другого человека, чье поведение  копирует ребенок.[11] Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение, образцы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

Развитая ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. «Игрушки вооружают ребенка подходящими  средствами, поскольку они являются той средой, в которой может  осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда  он играет свободно, он высвобождает чувства  и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу».

Чувства и установки, которые  ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать  на выбранную по собственному усмотрению игрушку. «Вместо того, чтобы выражать мысли и чувства в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика». Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы, которые сам не всегда может понять – так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане.

Роль игры в развитии психики  ребенка.

    1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
    2. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
    3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
    4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
    5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

 

Заключение

Проведенные исследования в  рамках настоящей работы позволили  сформулировать ряд основных выводов.

Дошкольное детство –  период, в котором идет активное развитие высших психических функций  и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления  личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и  осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного  возраста – источник глобальных переживаний  динамичности собственного Я, проба  силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Существует несколько  групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные  игры, как манипуляции с игрушками  и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет  – форма интеллектуальной деятельности.

Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.

 

Изучив тему «Природа человеческой агрессии», следует еще раз подчеркнуть, что агрессия (наряду с любовью) присутствует в самых разнообразных формах человеческого существования. Все основные виды отклоняющегося поведения личности - делинквентное, зависимое и суицидальное, - безусловно, можно рассматривать как поведение разрушительное по своей сути, различающееся лишь по форме и направленности агрессивных действий - вовне или вовнутрь).

В обычной жизни наша агрессивность  ежедневно разряжается через  массу незначительных конфликтов со многими людьми. Мы можем научиться  кое-как управлять своей агрессивностью, но полностью устранить ее не можем, ведь это один из сильнейших инстинктов человека. И важно помнить, что, ограждая агрессивную личность от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность, а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией.

Таким образом, агрессия, в какой  бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания  избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение  включает в себя следующие частные  положения: 1) агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Детская агрессивность возникает  из-за чувства незащищенности, беззащитности. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать  направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.

В целом для развития личности ребенка  и подростка опасны не столько  сами агрессивные проявления, сколько  их результат и неправильная реакция  окружающих. У подростков агрессивность  часто означает казаться быть «сильным».

В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков с большой  вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое  может составлять основу социального  функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

На агрессивное поведение человека прежде всего влияют социальные условия развития личности. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению), именно это часто порождает насилие.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение  страны привело наше общество к серьёзным  трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте  отклоняющегося поведения среди  лиц различных социальных и демографических  групп. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с  девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Список использованной литературы

  1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания Санкт-Петербург Лань 2000г
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1988. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. - СПб. : Речь, 2004
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Питер,2009.-.С.56.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 2009 г.
  5. Кулагина И. Ю., Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М. : Сфера: Юрайт, 2001.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М. : Академия : Смысл, 2005.
  7. Реан А.А. Социализация агрессии// Реан АА., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 2009 г.
  8. Peaн А.А. Изучение агрессивности личности// Реан АА. Психология изучения личности. – СПб, 2009г.
  9. Роберт Берон, Дебора Ричардсон «АГРЕССИЯ» ПИТЕР, Санкт-Петербург 2007 г.
  10. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и воспитания родителями своих детей: [Данные психол. исслед.]/ Н.А. Рождественская, А.В. Разумова // Вестн. Моск. университета. Сер.14, Психология. –2001. –№2. – С 48-5
  11. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
  12. Усова А.П. Об организации обучения дошкольников. - М., 2003.
  13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Просвещение, 2004 г.
  14. Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск, 1996
  15. Чижова С. Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родит. «почему?» / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Акад. развития [и др.], 2001.
  16. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. Москва 2010 г.
  17. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 2008 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Природа человеческой агрессии……………..............................................6

1.1 Понятие агрессии………………………………………………………6

    1. Условия формирования агрессивного поведения личности …………….…………………………………………………………....11
    2. Агрессия и противоправное поведение ……………………………..16
  1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста …………………………………...………………………………………....21
    1. Вид игры………………………………….……………………..…….21
    2. Структура игры и уровни развития…………………………...……..24

Заключение………………………………………………………….………..…..31

Список использованной литературы…………………………..……………….35

 

 

 


Информация о работе Природа человеческой агрессии