Проблема аддиктивного поведения в современной психологической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение проблемы аддиктивного поведения в современной психологической литературе.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть общие характеристики зависимого поведения в трудах отечественных и зарубежных ученых.
2. Изучить различные типы зависимостей.
3. Выделить факторы формирования зависимого поведения.
4. Определить основные этапы становления зависимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы аддиктивного поведения в современной психологической литературе 5
1. Общая характеристика зависимого поведения ………………………..5
2. Типы зависимостей: фармакологические и нефармакологические 10
3. Факторы формирования зависимостей ………………………………22
4. Этапы становления зависимостей ……………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 36

Файлы: 1 файл

14 01 ПРАВЛЕННАЯ МНОЮ курсовая РАБОТАТЬ ТОЛЬКО ЗДЕСЬ.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

     3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь.

     По  мнению автора, переход аддиктивного поведения в болезнь происходит под влиянием множества разнообразных  факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

     Рассмотрим  эти факторы более подробно.

     Социальные — нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

     Социально-психологические — высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений.

     Психологическая - незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.

     Биологические - природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания. [21; 48]

     Клейберг  Ю.А. и Конорева Л.А. считают, что в  процессе перехода аддиктивного поведения в болезнь, вызываемую употреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и т. д.), можно выделить следующие стадии развития болезни:

     1 стадия. Характеризуется формированием и прогрессирующим углублением психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу. В этот период наблюдаются ослабление и угасание защитных рефлексов на передозировку, повышенная толерантность, социальная дезадаптация.

     2 стадия. Характеризуется формированием физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана). В тех случаях, когда физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическими нарушениями. Признаки хронической интоксикации зависят от типа употребляемых веществ

     Переход к 3 стадии (падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами специфического для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте. [14; 19]

        Как отмечает Змановская Е.В., политика ресоциализации (социально-психологической реабилитации) предполагает комплексную программу по восстановлению жизненных функций индивида, дезадаптированного вследствие зависимого поведения. Реабилитационная программа включает мероприятия на нескольких уровнях:

  • правовая защита и социальная поддержка - включение в социальную

группу, юридическая защита, трудоустройство, решение жилищной проблемы;

  • психологическая реабилитация – психологическая поддержка ремиссии,

расширение  личностных ресурсов;

  • медицинская помощь – снятие абстинентного синдрома.

     Психологическая помощь является обязательной во всех случаях. При относительно менее  опасных формах (курение, азартные игры, пищевая зависимость, сексуальные аддикции) или начальных стадиях зависимости широко применяются различные виды консультирования и психотерапии.

         Помощь в случае химической зависимости, достигшей  уровня системного заболевания (физической зависимости), является наиболее сложной  и длительной. В данном случае адекватной будет комплексная реабилитация.

         В наиболее общем  виде можно говорить о следующей  схеме комплексной реабилитации алкоголизма и наркомании. Первоначально  проводится консультирование или психотерапия с целью принятия решения о лечении (осознание болезни, ощущение невозможности так дальше жить, повышение готовности лечиться), выбор наиболее адекватной формы лечения. Этап может быть длительным.

     Нередко зависимые соглашаются на лечение  только в ситуации катастрофы: известии о неизлечимом заболевании, угрозе судимости, реальной угрозе жизни со стороны делинквентного окружения, переживании состояния клинической смерти.

          После принятия решения о лечении целесообразно  проведение

детоксикации  – освобождение организма от токсических веществ.

          На  следующем этапе комплексной  реабилитации реализуется программа

сопровождения ремиссии – поддержание трезвости. Мировой опыт свидетельствует о  целесообразности проведения данной работы в течение

12 –  24 месяцев. 

          Психологическая помощь в поддержание ремиссии может

осуществляться  в различных направлениях и формах:

    • психологическое консультирование зависимого и членов его семьи;
    • индивидуальная и групповая психотерапия, ориентированная на

позитивные  личностно – реконструктивные изменения, и прежде всего формирование установки на трезвость;

    • специальная линия телефона доверия.

     Практика  показывает, что эффективность помощи существенно возрастает в условиях специализированных реабилитационных центрах.

      В настоящее время социально –  психологическая реабилитация признается наиболее адекватной формой оказания помощи зависимым.

      Одной из эффективной формой социально  – психологической реабилитации являются группы самопомощи «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Алкоголики», действующие  в соответствии с программой «12 Шагов». Эта форма социально-психологической помощи получила особенно широкое распространение. Главная задача Анонимных Наркоманов (Алкоголиков) – оставаться трезвыми и помогать другим достигать трезвости.

      При поддержке группы участники программы имеют возможность осознать  каждый Шаг и пройти его в индивидуальном темпе.

      Кроме того, в практике работы АА, АН широко используются прямые советы и рекомендации. Например, в начале выздоровления  эти советы направлены на прекращение  употребления веществ, изменяющих сознание или предупреждение срыва «Не допускай первого раза». [11; 171]

      По  мнению Змановская Е.В., эта программа дает реальный шанс человеку, ставшему жертвой своей зависимости и желающему от нее избавиться. [11; 171]

     Таким образом, аддиктивное поведение формируется по определенным закономерным этапам:

  • на первом этапе первые пробы совершаются обычно под чьим-либо

влиянием  или в компании. Немалую роль здесь  играют любопытство, подражание, групповой  конформизм и мотивы группового самоутверждения. Вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами.

  • на втором этапе - поисковое аддиктивное поведение. Это этап

экспериментирования с различными видами психоактивных  веществ. По мере прохождения этого  этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.

  • на третьем этапе аддиктивное поведения переходит в болезнь. Это

происходит  под влиянием некоторых социальных, социально-психологических,  психологических и биологических факторов.

     Также в психологической литературе рассматривается  вопрос о том, что процесс перехода аддиктивного поведения в болезнь  определяется стадиями развития болезни:

  • первая стадия характеризуется формированием и прогрессирующим

углублением психической зависимости.

  • вторая стадия характеризуется формированием физической

зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана).

  • на третьей стадии - падение толерантности, выраженный органический

дефект  личности с чертами специфического для того или иного вида психоактивных  веществ слабоумия, закономерно  возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация.

      В современной психологической литературе говорится о том, что политика ресоциализации (социально-психологической реабилитации) признается наиболее адекватной формой оказания помощи зависимым и предполагает комплексную программу по восстановлению жизненных функций индивида, дезадаптированного вследствие зависимого поведения.

     Одной из эффективной формой социально  – психологической реабилитации являются группы самопомощи «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Алкоголики», действующие в соответствии с программой «12 Шагов».

     Психологическая помощь является обязательной во всех случаях аддиктивного поведения. При  относительно менее опасных формах (курение, азартные игры, пищевая зависимость, сексуальные аддикции) или начальных стадиях зависимости широко применяются различные виды консультирования и психотерапии.

     Помощь  в случае химической зависимости, достигшей  уровня системного заболевания, является наиболее сложной и длительной. В  данном случае адекватной будет комплексная реабилитация.

     Практика  показывает, что эффективность помощи существенно возрастает в условиях специализированных реабилитационных центрах. 

     Заключение

     Проблема  зависимого поведения в последние  годы резко обострилась. Аддиктивное  поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов. Это серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

     Целью нашей курсовой работы было изучение проблемы аддиктивного поведения в современной психологической литературе.

      Мы  рассмотрели общие характеристики зависимого поведения в трудах отечественных и зарубежных ученых, изучили различные типы зависимостей, выделили факторы формирования зависимого поведения, а также определили основные этапы становления зависимости.

     В результате мы пришли к следующему выводу, что зависимое поведение – это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния и которое имеет свои объекты формы и общие признаки

     Субъективно оно переживается, как невозможность  жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение неизбежно разрушает организм и личность.

     В нашей курсовой работе мы рассмотрели  типы аддиктивного поведения: химические (фармакологические) аддикции и нехимические аддикции.

Информация о работе Проблема аддиктивного поведения в современной психологической литературе