Проблема бессознательного в анализе З. Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы сознания и бессознательного велика. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………….3
2.Фрейд и его представления о бессознательном……………………………….4
3.Формы проявления бессознательного……………………………………..6
4.Методы психоанализа……………………………………...…………..8
5.Заключение…………………………………………………………13
6.Список источников и литературы………………………….14

Файлы: 1 файл

Проблема бессознательного в классическом психоанализе З.Фрейда Севостьянова К.Д..doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

1.Введение……………………………………………………….3

2.Фрейд и его представления о бессознательном……………………………….4

3.Формы проявления бессознательного……………………………………..6

4.Методы психоанализа……………………………………...…………..8

5.Заключение…………………………………………………………13

6.Список источников и литературы………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человеческая  психика сложна и многообразна. С  древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили  к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.

 

Актуальность  темы сознания и бессознательного велика. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

 

Проанализировать  бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющим его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности человека, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения. Этим он заслужил непонимание со стороны многих его ученых-современников. Его теории высмеивались, книги сжигались. Сейчас же фрейдизм – это одно из направлений в современном психоанализе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрейд и его представления о бессознательном

 

Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом  начале его врачебной деятельности. Толчком послужила демонстрация так называемого постгипнотического внушения, на которой Фрейд присутствовал, и которая произвела на него потрясающее впечатление.

Одной даме внушили  в гипнозе, что она по пробуждении должна взять зонтик кого-то из гостей, стоящий в углу комнаты. Когда она проснулась, то действительно взяла зонтик и раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, дама ответила, что захотела проверить, исправен ли зонтик. Когда же ей заметили, что зонтик чужой, она смутилась и поставила его на место.

 

Подобные факты  были известны и до Фрейда. Приведем описание еще одного интересного случая, принадлежащее французскому психиатру XIX в. Ш. Рише, который много занимался гипнозом.

Врач внушил в гипнозе одной своей пациентке, чтобы та пришла к нему через неделю. Он внушил ей также, что по пробуждении  она не будет помнить об этом задании. Прошла неделя, и в назначенный день и час раздался звонок. Появилась пациентка со следующими словами: "Я решительно не знаю, зачем пришла. Погода ужасная. У меня дома гости. Я бежала, чтоб сюда скорее дойти. Мне некогда у вас оставаться, я должна немедленно уйти. Это просто нелепо. Я совершенно не понимаю, зачем пришла".

 

Но вернемся к 3. Фрейду. Его внимание привлекли  четыре особенности феномена постгипнотического внушения:

  1. неосознаваемость причин совершаемых действий;
  2. абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает;
  3. стремление подыскать объяснение, или мотивировку, своему действию;
  4. возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия, по крайней мере, так было в случае с зонтиком.

На основании  анализа подобных и многих других фактов - о них будет рассказано позже - 3. Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.

Типичными обитателями  предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек  располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.

Человек, например, очень хорошо знаете имя и отчество своей тети или бабушки, но до того, как мы упомянем об этом, актуально  их не осознает.

Таким образом, по Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания - это тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания, впрочем, нужно только усилить следы прошлых впечатлений.

Фрейд считает  возможным поместить эти содержания в сферу, непосредственно примыкающую  к сознанию (в предсознание), поскольку  они при необходимости легко переводятся в сознание.

Что же касается области бессознательного, то она  обладает совершенно другими свойствами. Прежде всего содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы, как в случае с латентными знаниями. Нет, они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на наши действия и состояния. Итак, первое отличительное свойство бессознательных представлений - это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, - механизмов вытеснения и сопротивления.

По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное  из которых - сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы проявления бессознательного

 

Фрейд выделил  три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.

 

Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд. Вот один пример из его врачебной практики.

Молодая девушка  заболела тяжелым неврозом после  того, как, подойдя к постели умершей  сестры, на мгновение подумала о  муже сестры: "Теперь он свободен и  сможет на мне жениться". Эта мысль  была тут же ею вытеснена как совершенно неподобающая в данных обстоятельствах, и, заболев, девушка совершенно забыла всю сцену у постели сестры. Однако во время лечения она с большим трудом и волнением вспомнила ее, после чего наступило выздоровление.

Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен - и тогда невроз лишится своей причины.

 

Обратимся к  случаям проявления неосознаваемых причин действий в обыденной жизни, которые в ранний период своей научной деятельности в большом количестве собрал и описал 3. Фрейд.

Далеко не всегда в основе симптомов лежит подавленное  сексуальное влечение. В повседневной жизни возникает много неприятных переживаний, которые не связаны с сексуальной сферой, и, тем не менее, они подавляются или вытесняются субъектом. Они также образуют аффективные очаги, которые "прорываются" в ошибочных действиях.

 

Вот несколько  случаев из наблюдений 3. Фрейда.

Первый относится  к анализу "провала" его собственной  памяти. Однажды Фрейд поспорил со своим знакомым по поводу того, сколько  в хорошо известной им обоим дачной местности ресторанов: два или  три? Знакомый утверждал, что три, а  Фрейд - что два. Он назвал эти два и настаивал, что третьего нет. Однако этот третий ресторан все-таки был. Он имел то же название, что и имя одного коллеги Фрейда, с которым тот находился в натянутых отношениях.

Другой пример. Один знакомый Фрейда сдавал экзамен по философии (типа кандидатского минимума). Ему достался вопрос об учении Эпикура. Экзаменатор спросил, не знает ли он более поздних последователей Эпикура, на что экзаменующийся ответил: "Как же, Пьер Гассенди". Он назвал это имя потому, что два дня назад слышал в кафе разговор о Гассенди как об ученике Эпикура, хотя сам его работ не читал. Довольный экзаменатор спросил, откуда он знает это имя, и знакомый солгал, ответив, что специально интересовался работами этого философа. После этого случая имя П. Гассенди, по словам знакомого Фрейда, постоянно выпадало из его памяти: "По-видимому, виной тому моя совесть, - заметил он, - я и тогда не должен был знать этого имени, вот и сейчас постоянно его забываю".

Следующий пример относится к оговоркам. 3. Фрейд  считал, что оговорки возникают не случайно: в них прорываются истинные (скрываемые) намерения и переживания человека. Однажды председатель собрания, который по некоторым личным причинам не хотел, чтобы собрание состоялось, открывая его, произнес: "Разрешите считать наше собрание закрытым".

А вот пример ошибочного действия. Когда Фрейд  был молодым практикующим врачом и ходил к больным на дом (а  не они к нему), он заметил, что  перед дверями некоторых квартир  он вместо того чтобы позвонить, доставал собственный ключ. Проанализировав свои переживания, он нашел, что это случалось у дверей тех больных, где он чувствовал себя "как дома".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы  психоанализа

 

В психоанализе был разработан ряд методов выявления  бессознательных аффективных комплексов. Главные из них - это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно проецируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений.

 

С той же целью используется уже частично знакомый вам ассоциативный эксперимент. Расскажем об этом методе более подробно, так как он наиболее простой. Мы уже знаем, что в ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Прочитав рассказ  К. Чапека "Эксперимент доктора  Роуса", можно составить себе представление о том, как это все происходит.

Вот краткое  содержание рассказа. В чешский городок  приезжает американский профессор-психолог, чех по происхождению. Объявляется, что он продемонстрирует свое профессиональное мастерство. Собирается публика - знать города, журналисты и другие лица. Вводят преступника, который подозревается в убийстве. Профессор диктует ему слова, предлагая отвечать первым пришедшим в голову словом. Сначала преступник вообще не желает иметь с ним дело. Но потом игра "в слова" его увлекает, и он в нее втягивается. Профессор дает сначала нейтральные слова: пиво, улица, собака. Но постепенно он начинает включать слова, связанные с обстоятельствами преступления. Предлагается слово "кафе", ответ - "шоссе", дается слово "пятна", ответ - "мешок" (потом было выяснено, что пятна крови были вытерты мешком); на слово "спрятать" - ответ "зарыть", "лопата" - "яма", "яма" - "забор" и т. д.

Короче говоря, после сеанса по рекомендации профессора полицейские  отправляются в некоторое место около забора, раскапывают яму и находят спрятанный труп.

 

Вот, что пишет сам З.Фрейд о вытесненных переживаниях в своей психоаналитической теории.

Двадцать пять лет интенсивной работы привели  к тому, что непосредственные задачи психоаналитической техники в настоящее время совсем другие, чем были вначале. Вначале анализирующий врач не мог стремиться ни к чему другому, кроме того, чтобы разгадать у больного скрытое бессознательное, привести его в связный вид и в подходящую минуту сообщить ему. Психоанализ, прежде всего, был искусством толкования. Так как терапевтическая задача этим не была решена, вскоре выступило новое стремление – понудить больного подтвердить построение психоаналитика посредством собственного воспоминания. При этом главное внимание уделялось сопротивлению больного: искусство теперь заключалось в том, чтобы возможно скорее вскрыть его, указать на него больному и посредством дружеского воздействия побудить оставить сопротивление (здесь остается место для внушения, действующего как перенесение).

Постепенно  становилось все яснее, что скрытая цель сделать сознательным бессознательное и на этом пути оставалась не вполне достижимой. Больной может вспомнить не все вытесненное; более того, он не может вспомнить как раз самого главного и не может убедиться в правильности сообщенного ему. Он скорее вынужден повторить вытесненное в виде новых переживаний, чем вспомнить его как часть прошлых переживаний, как хотел бы врач. Это воспроизведение (Reproduktion), выступающее со столь неожиданной точностью и верностью, имеет всегда своим содержанием часть инфантильной сексуальной жизни, Эдипова комплекса или его модификаций, и закономерно отражается в области перенесения, то есть на отношениях к врачу. Если при лечении дело зашло так далеко, то можно сказать, что прежний невроз заменен лишь новым – неврозом перенесения. Врач старался по возможности ограничить сферу этого невроза перенесения, как можно глубже проникнуть в воспоминания и меньше допустить повторений. Отношение, устанавливающееся между воспоминаниями и воспроизведениями, для каждого случая бывает различным. Врач, как правило, не может миновать эту фазу лечения. Он должен заставить больного снова пережить часть забытой жизни и должен следить за тем, чтобы было сохранено в должной мере то, в силу чего кажущаяся реальность сознается всегда как отражение забытого прошлого. Если это удается, то достигается нужное убеждение больного и зависящий от этого терапевтический эффект.

Информация о работе Проблема бессознательного в анализе З. Фрейда