Проблема диагностики эмоциональной сферы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:46, доклад

Описание работы

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.
Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов.

Файлы: 1 файл

29.docx

— 46.44 Кб (Скачать файл)

29.

Особенности диагностики  эмоциональной сферы личности

Что такое диагностика?

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями  психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и  др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов.

Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень  развития, они могут также выступать  как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Так же, как психодиагностика "обслуживает" предметные области  психологической науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемаядифференциальная психометрия.

Целью дифференциальной психометрии  является разработка требований к измерительным  психодиагностическим методам.

Эти требования относятся  к адаптации методов, интерпретации  получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического  аппарата для анализа получаемых данных.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания  индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический иидеографический. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

понимание объекта измерения;

направленность измерения;

характер методов измерения.

 

Основание

Номотетический подход

Идеографический подход

 

Понимание объекта измерения

Понимание личности как набора свойств

Понимание личности

как целостной системы

 

Направленность измерения

Выявление и измерение  общих для всех людей свойств  личности

Распознавание индивидуальных

особенностей личности

 

Методы измерения

Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой

Проективные методики

и идеографические техники

 
       

Методика "самоооценка  эмоциональных состояний"

Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний  является методика, разработанная американскими  психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант). Измерение  в этой методике производится по 10 балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: "Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает  ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для  ответов ".

Измеряются следующие  показатели: П1 (показатель) - С ( (самооценка) спокойствие - тревожность " (индивидуальная самооценка - И1 - равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям П2, П3, П4);

П2 - С "Энергичность - усталость ";

П3 - С "Приподнятость - подавленность ";

П4 - С "Чувство уверенности  в себе - чувство беспомощности ";

П5 - С - суммарная 9 по четырем  шкалам оценка состояния: И5 =И1 +И2 +И3 +И4, где И1, И2, И3, И4 - индивидуальные значения по соответствующим шкалам.

Список утверждений по всем шкалам.

"Спокойствие - тревожность "

10. Совершенное и полное  спокойствие. Непоколебимо уверен  в себе.

9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не  волнуюсь.

8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.

7. В целом уверен и  свободен от беспокойства.

6. Ничто особенно не  беспокоит меня. Чувствую себя  более или менее непринужденно.

5. Несколько озабочен, чувствую  себя скованно, немного встревожен.

4. Переживаю некоторую  озабоченность, страх, беспокойство  или неопределенность. нервозен, волнуюсь, раздражен.

3. Значительная неуверенность.  Весьма травмирован неопределенностью.  Страшно.

2. Огромная тревожность,  озабоченность. Изведен страхом.

1. Совершенно обезумел  от страха. Потерял рассудок. Напуган  неразрешимыми трудностями.

"Энергичность - усталость "

10. Порыв, не знающий  преград. Жизненная сила выплескивается  через край.

9. Бьющая через край  жизнеспособность, огромная энергия,  сильное стремление к деятельности.

8. Много энергии, сильная  потребность в действии.

7. Чувствую себя очень  свежим, в запасе значительная  энергия.

6. Чувствую себя довольно  свежим, в мерубодрым.

5. Слегка устал. Леность.  Энергии не хватает.

4. Довольно усталый. Апатичный  (сонный). В запасе не очень  много энергии.

3. Большая усталость. Вялый.  Скудные ресурсы энергии.

2. Ужасно утомлен. Почти  изнурен и практически не способен  к действию. Почти не осталось  запасов энергии.

1. Абсолютно выдохся. Не  способен даже к самому незначительному  усилию.

"Приподнятость - подавленность "

10. Сильный подъем, восторженное  веселье.

9. Очень возбужден и  в очень приподнятом состоянии.  Восторженность.

8. Возбужден, в хорошем  расположении духа.

7. Чувствую себя очень  хорошо. Жизнерадостен.

6. Чувствую себя довольно  хорошо, в порядке.

5. Чувствую себя чуть-чуть  подавленно, так себе.

4. Настроение подавленное  и несколько унылое.

3. Угнетен и чувствую  себя очень подавленно. Настроение  определенно унылое.

2. Очень угнетен. Чувствую  себя просто ужасно.

1. Крайняя депрессия и  уныние. Подавлен. Все черно и  серо.

"Чувство уверенности  в себе - чувство беспомощности "

10. Для меня нет ничего  невозможного. Смогу сделать все,  что захочу.

9. Чувствую большую уверенность  в себе. Уверен в своих свершениях.

8. Очень уверен в своих  способностях.

7. Чувствую, что моих способностей  достаточно и мои перспективы  хороши.

6. Чувствую себя довольно  компетентным.

5. Чувствую, что мои умения  и способности несколько ограниченны.

4. Чувствую себя довольно  неспособным.

3. Подавлен своей слабостью  и недостатком способностей.

2. Чувствую себя жалким  и несчастным. Устал от своей  некомпетентности.

1. Давящее чувство слабости  и тщетности усилий. У меня  ничего не получается.

Особенности данной диагностики: диагностика подходит как для подросткового, юношеского возраста, так и для зрелого возраста человека.

Шкала оценки значимости эмоций

Каковы они, те эмоции и  состояния, которые действительно  способны доставить нам удовольствие? Определить это можно с помощью  ранжирования эмоциональных предпочтений (методика предложена Б.И. Додоновым), т.е. путем своеобразной расстановки  того, что нравится во первых, во вторых... в десятых.

Номер ранга (1 - 10) нужно проставить рядом с каждым из оцениваемых  эмоциональных состояний, он еще  понадобится нам в разделе "В  поисках совместимости ".

Инструкция. "Проранжируйте " в порядке значимости.

 

Описание чувств

Ранг

 

1. Чувство необычного, таинственного,  неизведанного, появляющееся в  незнакомой местности, обстановке

   

2. Радостное волнение, нетерпение  при приобретении новых вещей,  предметов коллекционировании, удовольствие  от мысли, что скоро их станет  еще больше

   

3. Радостное возбуждение,  подъем, увлеченность, когда работа  идет хорошо, когда видишь, что  добиваешься хороших результатов

   

4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать  свою ценность или превосходство  над соперниками, когда тобой  искренне восхищаются

   

5. Веселье, беззаботность,  хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом,  непринужденной обстановкой, безопасностью  и безмятежностью жизни

   

6. Чувство радости и  удовлетворения, когда удается сделать  что либо хорошее для дорогих  тебе людей

   

7. Горячий интерес, наслаждение  при познании нового, при знакомстве  с поразительными научными фактами.  Радость и глубокое удовлетворение  при уяснении сути явлений,  подтверждение твоих догадок  и предложений

   

8. Боевое возбуждение,  чувство риска, упоение им, азарт,  острые ощущения в минуту борьбы, опасности

   

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда  общаешься с людьми, которых уважаешь  и любишь, когда видишь дружбу  и взаимопонимание, когда сам  получаешь помощь и одобрение  со стороны других людей

   

10. Своеобразное сладкое  и красивое чувство, возникающее  при восприятии природы или  музыки, картин, стихов и других  произведений искусства

   
     

Методика диагностики  уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Эмоциональное выгорание - это  выработанный личностью механизм психологической  защиты в форме полного или  частичного исключения эмоций в ответ  на избранные психотравмирующие  воздействия. Эмоциональное выгорание  представляет собой приобретенный  стереотип эмоционального, чаще всего  профессионального, поведения. "Выгорание " отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать  его дисфункциональные следствия, когда "выгорание " отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да " или "нет ". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Тест

1. Организационные недостатки  на работе постоянно заставляют  нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен  своей профессией не меньше, чем  в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе  профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что  я стал хуже работать (менее  продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия  с партнерами очень зависит  от моего настроения - хорошего  или плохого.

6. От меня как профессионала  мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с  работы домой, то некоторое  время (часа 2-3) мне хочется побыть  наедине, чтобы со мной никто  не общался.

8. Когда я чувствую  усталость или напряжение, то  стараюсь поскорее решить проблемы  партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально  я не могу дать партнерам  того, что требует профессиональный  долг.

10. Моя работа притупляет  эмоции.

11. Я откровенно устал  от человеческих проблем, с  которыми приходится иметь дело  на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю  (сплю) из-за переживаний, связанных  с работой.

13. Взаимодействие с партнерами  требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит  все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место  работы, если бы представилась  возможность.

16. Меня часто расстраивает  то, что я не могу должным  образом оказать партнеру профессиональную  поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается  предотвратить влияние плохого  настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в  отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю  на работе, что дома стараюсь  общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени,  усталости или напряжения часто  уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные  ситуации общения на работе  вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю  обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами  побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о  некоторых коллегах по работе  или партнерах у меня портится  настроение.

25. Конфликты или разногласия  с коллегами отнимают много  сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать  или поддерживать контакты с  деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе  мне кажется очень трудной,  сложной.

28. У меня часто возникают  тревожные ожидания, связанные с  работой: что-то должно случиться,  как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как  надо, не сократят ли и т.п.

29. Если партнер мне  неприятен, я стараюсь ограничить  время общения с ним или  меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе  я придерживаюсь принципа: "не  делай людям добра, не получишь  зла ".

31. Я охотно рассказываю  домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда  мое эмоциональное состояние  плохо сказывается на результатах  работы (меньше делаю, снижается  качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что  надо проявить к партнеру эмоциональную  отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю  за свою работу.

35. Партнерам по работе  отдаешь внимания и заботы  больше, чем получаешь от них  признательности.

36. При мысли о работе  мне обычно становится не по  себе: начинает колоть в области  сердца, повышается давление, появляется  головная боль.

37. У меня хорошие (вполне  удовлетворительные) отношения с  непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь,  видя, что моя работа приносит  пользу людям.

39. Последнее время (или  как всегда) меня преследуют неудачи  в работе.

40. Некоторые стороны (факты)  моей работы вызывают глубокое  разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда  контакты с партнерами складываются  хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых  партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

Информация о работе Проблема диагностики эмоциональной сферы личности