Проблема диагностики эмоциональной сферы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:46, доклад

Описание работы

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.
Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов.

Файлы: 1 файл

29.docx

— 46.44 Кб (Скачать файл)

43. Усталость от работы  приводит к тому, что я стараюсь  сократить общение с друзьями  и знакомыми.

44. Я обычно проявляю  интерес к личности партнера  помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу  на работу отдохнувшим, со свежими  силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя  на том, что работаю с партнерами  автоматически, без души.

47. По работе встречаются  настолько неприятные люди, что  невольно желаешь им чего-нибудь  плохого.

48. После общения с неприятными  партнерами у меня бывает ухудшение  физического или психического  самочувствия.

49. На работе я испытываю  постоянные физические или психологические  перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют  меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется  безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за  работы.

53. На протяжении последнего  года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

54. Мне удается беречь  нервы благодаря тому, что многое  из происходящего с партнерами  я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы  приношу домой отрицательные  эмоции.

56. Я часто работаю через  силу.

57. Прежде я был более  отзывчивым и внимательным к  партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми  руководствуюсь принципом: не  трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу  с тяжелым чувством: как все  надоело, никого бы не видеть  и не слышать.

60. После напряженного  рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров,  с которым я работаю, очень  трудный.

62. Иногда мне кажется,  что результаты моей работы  не стоят тех усилий, которые  я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло  с работой, я был бы более  счастлив.

64. Я в отчаянии из-за  того, что на работе у меня  серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю  со своими партнерами так, как  не хотел бы, чтобы поступали  со мной.

66. Я осуждаю партнеров,  которые рассчитывают на особое  снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после  рабочего дня у меня нет  сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю  время: скорей бы рабочий день  кончился.

69. Состояния, просьбы,  потребности партнеров обычно  меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я  обычно как бы ставлю экран,  защищающий от чужих страданий  и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить  силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой  рабочий день проходит спокойно  и легко.

.74. Мои требования к  выполняемой работе выше, чем  то, чего я достигаю в силу  обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась  удачно.

76. Я очень нервничаю  из-за всего, что связано с  работой.

77. Некоторых из своих  постоянных партнеров я не  хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые  полностью посвящают себя людям  (партнерам), забывая о собственных  интересах.

79. Моя усталость на  работе обычно мало сказывается  (никак не сказывается) в общении  с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется  случай, я уделяю партнеру меньше  внимания, но так, чтобы он этого  не заметил.

81. Меня часто подводят  нервы в общении с людьми  на работе.

82. Ко всему (почти ко  всему), что происходит на работе  я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо  повлияла на меня как профессионала  - обозлила, сделала нервным, притупила  эмоции.

84. Работа с людьми явно  подрывает мое здоровье.

Обработка данных

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными  судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе " рядом  с номером суждения в скобках.

Это сделано потому, что  признаки, включенные в симптом, имеют  разное значение в определении его  тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В  соответствии с "ключом " осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма  баллов раздельно для каждого  из 12 симптомов "выгорания ",2) подсчитывается сумма показателей  симптомов для каждой из 3-х  фаз формирования "выгорания ",3) находится итоговый показатель  синдрома "эмоционального выгорания  " - сумма показателей всех 12-ти  симптомов.

"НАПРЯЖЕНИЕ "

1. Переживание психотравмирующих  обстоятельств:

+1 (2),+13 (3),+25 (2),-37 (3),+49 (10),+61 (5),-73 (5)

2. Неудовлетворенность собой:

2 (3),+14 (2),+26 (2),-38 (10),-50 (5),+62 (5),+74 (3)

3.4Загнанность в клетку ":

+3 (10),+15 (5),+27 (2),+39 (2),+51 (5),+63 (1),-75 (5)

4. Тревога и депрессия:

+4 (2),+16 (3),+28 (5),+40 (5),+52 (10),+64 (2),+76 (3)

"РЕЗИСТЕНЦИЯ "

1. Неадекватное избирательное  эмоциональное реа-

гирование:

+5 (5),-17 (3),+29 (10),+41 (2),+53 (2),+65 (3),+77 (5)

2. Эмоционально-нравственная  дезориентация:

+6 (10),-18 (3),+30 (3),+42 (5),+54 (2),+66 (2),-78 (5)

3. Расширение сферы экономии  эмоций:

+7 (2),+19 (10),-31 (2),+43 (5),+55 (3),+67 (3),-79 (5)

4. Редукция профессиональных  обязанностей:

+8 (5),+20 (5),+32 (2),-44 (2),+56 (3),+68 (3),+80 (10)

"ИСТОЩЕНИЕ "

1. Эмоциональный дефицит:

+9 (3),+21 (2),+33 (5),-45 (5),+57 (3),-69 (10),+81 (2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+10 (2),+22 (3),-34 (2),+46 (3),+58 (5),+70 (5),+82 (10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11 (5),+23 (3),+35 (3),+47 (5),+59 (5),+72 (2),+83 (10)

4. Психосоматические и  психовегетативные нарушения:

+12 (3),+24 (2),+36 (5),+48 (3),+60 (2),+7,2 (10),+84 (5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания ". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не  сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся  симптом,

16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к  доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания ". Методика позволяет увидеть  ведущие симптомы " выгорания ". Существенно важно отметить, к  какой фазе формирования стресса  относятся доминирующие симптомы и  в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации  результатов опроса - осмысление показателей  фаз развития стресса - "напряжение ","резистенция " и "истощение ". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для  фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует  об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно  разные - реакция на внешние и  внутренние факторы, приемы психологической  защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза  не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии  формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся  фаза.

Оперируя смысловым содержанием  и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз  формирования синдрома "выгорания ", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и  психокоррекции. Освещаются следующие  вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими  симптомами сопровождается "истощение "; объяснимо ли "истощение " (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания ", или субъективными  факторами; какой симптом (какие  симптомы) более всего отягощают  эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы  снизить нервное напряжение; какие  признаки и аспекты поведения  самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание " не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Методы диагностики  тревожности и агрессивности

В этом параграфе мы рассмотрим методы, применяемые исследователями при изучении агрессивности и тревожности.

Наблюдение. Разделяется на «полевое» и лабораторное. «Полевое» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях. Полевое наблюдение заключается в простом наблюдении за естественно протекающим поведением или же подразумевают большее вмешательство со стороны наблюдателя. Сложность, связанная с наблюдением тревожности и агрессивности заключается в том, исследователь может потратить много времени, прежде чем столкнется с проявлением тревожности и агрессивности. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения. Также исследователь может вмешиваться, чтобы манипулировать независимыми переменными.

Лабораторное  наблюдение заключается в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. Во-первых, варьирование независимых переменных. Во-вторых, исключается любая возможность  причинения вреда испытуемым, и лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно знакомятся с характером действий, которые их попросят предпринять. И наконец, лабораторные исследования зачастую оказываются гораздо более  эффективными в смысле затраченного времени и усилий, чем остальные  подходы.

Метод наблюдения использовали Д.Хогт и Т.Мэгун. Исследуя тревожность, они наблюдали 8 человек по следующим параметрам:

1. Нервность  (грызет ногти, непрерывно курит);

2. Напряженность  (дрожат руки, не способен расслабиться);

3. Склонность  к замешательству (краснеет, заикается);

4. Состояние  печали (опасение).

Внутри  этого метода включены: метод прямого  наблюдения, фотографирование, запись, детальный анализ мимического выражения, оценка внешних проявлений эмоций Л.М  Костина. Методы диагностики тревожности. -- СПб.: Питер, 2005..

Экспериментальный метод направлен на получение определенной информации с помощью исследований, в которых предполагаемые факторы агрессии и тревоги изменяются систематически и явным образом. Исследователь манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает результаты данной процедуры. Хотя экспериментальный подход позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей, попытка исследовать таким способом агрессивное поведение порождает ряд встречных вопросов. Как, в конце концов, можно систематически изучать такую опасную форму поведения, исключив при этом малейшую возможность причинения психологического или физического вреда участникам исследования? При экспериментальном методе используется словесный отчет. Выполнение заданий на время, при выполнении которых учитывались эмоциональное состояние, точность, стабильность и активность.

Опрос. Чтобы узнать о наличии тревожности или агрессивности в типичных для них обстоятельствах, ученый может опросить множество различных источников, которые охарактеризуют испытуемого. Намереваясь провести такое исследование, можно расспросить самого испытуемого, с помощью слегка замаскированных вопросов.

Для измерения  агрессивности и тревожности  психологи разработали множество  личностных опросников. Некоторые из них посвящены агрессивности  и тревожности, другие же предназначены  для изучения данных феноменов в  конкретных ситуациях. Во многих случаях  опросники составлены так, чтобы  испытуемые не знали, на что направлены опросники. В самом деле, если спрашивать прямо, многие люди постесняются признаться, что участвовали в агрессивных  действиях. Чтобы получить более  достоверную информацию, исследователям часто приходится маскировать направленность вопросов.

Проективные методы, особенно полезны для изучения агрессии и тревожности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Когда мы применяем проективные методы, то спрашиваем об агрессии косвенным образом: просим испытуемых рассказать о некотором неопределенном стимульном материале. Мы предполагаем, что испытуемые интерпретируют стимулы способом, в котором отразятся их мотивы, потребности и конфликты -- что они «спроецируют себя» в своих ответах. Задача психолога, таким образом, интерпретировать эти проекции. Недостаток проективного метода заключается в сложности интерпретации ответов.

Оценивание другими. Еще один вид вербальной информации -- оценивание другими -- состоит в том, что человека, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Оценивания обычно делаются людьми, знакомыми с поведением испытуемого. Преимущества такого оценивания заключаются в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.

Для исследования тревожности и агрессивности  можно использовать психофизиологические методы:

· измерение  активности нервной системы;

· измерение  кожногальванической реакции;

· измерение  ЧСС;

· показатели величины кровяного давления, электрической  активности мышц, температура поверхности  тела, параметры дыхания.

Методики, применяющиеся  для диагностики тревожности  и агрессивности

Информация о работе Проблема диагностики эмоциональной сферы личности