Проблема готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания ценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….1
1 Научно-теоретический анализ проблемы готовности детей к обучению в школе…………………………………………………………………………………3
1.1 Изучение проблемы готовности детей к обучению в школе в психологии…………………………………………………………………………...3
1.2 Психологическая характеристика ребенка к обучению в школе………...7
1.3 Виды готовности к обучению в школе…………………………………….8
1.4 Основные причины неподготовленности детей к обучению в школе….12
2 Экспериментальное исследование по проблеме готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………….16
2.1 Методики экспериментального исследования…………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….1

1 Научно-теоретический анализ  проблемы готовности детей к  обучению в школе…………………………………………………………………………………3

1.1 Изучение проблемы готовности детей к обучению в школе в психологии…………………………………………………………………………...3

1.2 Психологическая характеристика ребенка к обучению в школе………...7

1.3 Виды готовности к обучению в школе…………………………………….8

1.4 Основные  причины неподготовленности детей  к обучению в школе….12

2 Экспериментальное исследование по проблеме готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………….16

       2.1 Методики экспериментального исследования…………………………..16

       Заключение……………………………………………………………………..26

       Список используемой литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Подготовка  детей к школе является одной  из проблем, интерес к которым  со стороны исследователей разных стран  не иссякает. Постоянное совершенствование  системы школьного образования, новые данные о потенциальных  возможностях развития ребенка в  дошкольные годы, углубление понимания ценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению.

Готовность  ребенка к современному школьному  образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают "заявлять" о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно - трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

Можно с полным основанием сказать, что большинство  наиболее крупных исследователей в  области детской психологии и  дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к  школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

  • социальный,
  • психологический,
  • эмоционально - волевой.

Успешное  решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".

Вместе  с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более  глубокая ее разработка.

Цель  курсовой работы: исследование готовности детей дошкольников к обучению в  школе.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: готовность детей к обучению в  школе.

В процессе написания  курсовой работы решались следующие  задачи:

  1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
  2. Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.
  3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Научно  теоретический анализ проблемы готовности детей к обучению в школе

1.1 Изучение проблемы готовности детей к обучению в школе в психологии

 

 

Подготовка  детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни  ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

  1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.
  2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
  3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
  4. Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Готовность  к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как  готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе  рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом  словаре понятие "готовность к  школьному обучению" рассматривается  как совокупность морфо - физиологических  особенностей ребенка старшего дошкольного  возраста, обеспечивающая успешный переход  к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости  учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления  у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному  обучению предполагает "вращивание" социального правила, то есть системы  социальных отношений между ребенком и взрослым.

Наиболее полно  понятие "готовность к школе" дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая и интеллектуальная готовность.

Новое отношение  ребенка к окружающей среде, возникающее  при поступлении в школу, Л.И. Божович  назвала "внутренней позицией школьника", считая это новообразование критерием готовности к обучению.

В своих исследованиях  Т.А. Нежнова указывает, что новая  социальная позиция и соответствующая  ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его  собственных потребностей и стремлений, содержанием его "внутренней позиции".

А.Н. Леонтьев считает  непосредственно движущей силой  развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во "внутренней позиции".

В последние  годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.

По мнению С. Штребела, А. Керна, Я. Йирасека, поступающий  в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной области  авторы относят способность ребенка  к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной  зрелостью они понимают эмоциональную  устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная  зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам  и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс провели исследование, посвященное  выявлению параметров готовности к  школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей.

Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов  есть немало общего. Многие из них при  изучении готовности к школьному  обучению пользуются понятием "школьная зрелость", исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер, Врунер - критикуют положения концепции "школьной зрелости" и подчеркивают роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

Делая сравнительный  анализ исследований, можно сделать  вывод, что основное внимание одних психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.

В работах других психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической  готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман, Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная).

Составными  компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

    • мотивационная (личностная),
    • интеллектуальная,
    • эмоционально - волевая.

Мотивационная готовность - наличие у ребенка  желания учиться.

В исследованиях  А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова показано, что возникновение осознанного  отношения ребенка к школе  определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

В мотивационном  плане были выделены две группы мотивов  учения:

1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

2. Мотивы, связанные  непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная  готовность к школе выражается в  отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная  готовность предполагает наличие у  ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным  и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В.В. Давыдов  считает, что ребенок должен владеть  мыслительными операциями, уметь  обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Информация о работе Проблема готовности детей к обучению в школе